Елизавета Ладонкина
Создание и использование визуального расписания на индивидуальных логопедических занятиях дошкольников с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Визуальное расписание является необходимым средством организации занятия для дошкольника с расстройством аутистического спектра.
Зачем нужно визуальное расписание на занятии для ребенка с РАС?
Визуальное расписание дает ребенку понять, что он будет делать на занятии и как долго это продлится (сняли карточку - одно задание выполнено). Для большего эффекта можно еще использовать таймер. Все это дает ребенку расстройством аутистического спектра ощущение безопасности и понимания происходящей социальной ситуации. Расписание организует ребенка и убирает проблемное поведение на занятии.
Публикация «Создание и использование визуального расписания на индивидуальных логопедических занятиях дошкольников с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Сделать расписание не сложно. Для него понадобиться основа, липучка с липким слоем и карточки.
1. Основа.
Это может быть однотонная пластиковая панель, доска, фанера, плотный картон или поверхность мебели.
В данном случае кабинете это поверхность парты, за которой сидит ребенок.
2. Липучка.
Я покупаю липучку с липким слоем фирмы Gamma. Она отлично клеится и держится на любой поверхности- ткань, дерево, пластик и картон. Продается она метражом в швейных магазинах.
Когда основа подготовлена и определен размер, на нее приклеивается липучка. Приклеивать на основу можно любую часть - колючую или мягкую, но колючая цепляется сильнее, я ее клею на основу, а на карточки мягкую ленту.
3. Карточки.
Карточки можно делать из разных материалов. Например, напечатать на бумаге, затем заламинировать. Или напечатать, приклеить на картон и заклеить скотчем.
При изготовлении карточек стоить учесть несколько моментов:
-Если у ребенка плохое зрение, то лучше, если изображение будет матовым, то есть, не надо ламинировать и заклеивать скотчем, так-как блики мешают рассмотреть картинку. Порой и для детей с РАС лучше матовые карточки, если ребенка очень отвлекает блеск на поверхности карточки.
-Размер определяется так же исходя из возможностей ребенка. Для детей с моторными трудностями карточки должны быть большие и на плотном картоне, чтобы их легко было взять. Если ребенок плохо видит, то карточки нужно сделать крупнее, а изображение четкое и без мелких деталей. Может, даже черное на белом фоне или наоборот, такой контраст помогает рассмотреть карточку.
Чтобы все карточки были одинаковые по размеру, изображения для карточек вставляются в таблицу Word, где настраивается одинаковый размер ячеек и добавляется подпись.
На карточке должно быть изображение и подпись. Изображение обозначает то задание, которое будет выполнять ребенок. Оно может быть символическим, в виде фото предмета или действия, либо состоять из порядковых номеров, все это так же зависит от ресурсов ребенка.
Сзади приклеивается кусочек мягкой липучки и карточки можно приклеивать на основу в нужном порядке.
Как вводится расписание на логопедических занятиях:
Сначала логопед выкладывает несколько карточек, называет ребенку, что нужно сделать, в конце ставится карточка с самым легким и приятным заданием или поощрением. После выполнения каждого задания ребенок снимает карточку и кладет ее в сторону или в коробочку/стакан для карточек. Поначалу заданий не много, педагог помогает ребенку и сразу дает поощрение. Затем, постепенно увеличивается количество заданий, ребенок сам убирает карточки после выполнения задания и словесной подсказки педагога. Порядок заданий чаще всего одинаковый, так-как для дошкольника с РАС на занятии важно соблюдать эту последовательность.
В дальнейшем убирается подсказка и можно предлагать ребенку самому разложить карточки для занятия в нужном порядке.