Людмила Белоусова
Руководство для родителей детей с РАС по использованию визуального расписания
▼ Скачать + Заказать документы
Руководство для родителей детей с РАС по использованию визуального расписания
Аутизм называют эпидемией XXI века. Более 1% детей в мире имеет аутизм, при этом расстройство до сих пор плохо изучено, диагностика во многих странах не развита, а ученые говорят о значительном распространении аутизма по всей планете. В России про аутизм широко заговорили совсем недавно — раньше о нем просто не знали. Тысячи российских детей не получали и до сих пор не получают квалифицированной диагностики и помощи.
Публикация «Руководство для родителей детей с РАС по использованию визуального расписания» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Кроме того, в последнее время количество детей с диагнозом РАС (расстройства аутистического спектра) неуклонно растет. Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от пяти до 26 случаев на 10 тысяч детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей. За 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз, и улучшения ситуации явно не ожидается. Наоборот, по прогнозам специалистов, количество детей с диагнозом аутизм будет только расти, что предполагает увеличение количества семей, которые столкнутся с трудностями в воспитании особенных детей. Эта статья призвана помочь таким семьям.
С какими трудностями могут столкнуться родители?
В чем же особенность детей с РАС? У них могут быть следующие симптомы: желание уйти от контакта, стремление к одиночеству, навязчивым стереотипным формам поведения, задержка речевого развития, неадекватная реакция на сенсорные, воздействующие на органы чувств, раздражители.
Проблема в том, что не существует медикаментозного лечения, позволяющего вылечить аутизм. Медикаментозная терапия может быть эффективной для решения сопутствующих проблем — агрессивности, навязчивости, тиков, тревожности, перепадов настроения, гиперактивности и т. д.
Одной из основных задач родителей является развитие самостоятельности у детей с РАС. И это иногда возможно: среди аутистов есть люди, имеющие профессию, и даже достигшие определенных успехов в ней.
Одна из основных трудностей, с которой столкнутся родители - это проблема в общении с ребенком. Если ребенок мутичный (неговорящий, его понять будет практически невозможно. У него, скорее всего, будут проблемы в поведении, как реакция на непонимание его потребностей, т. к. он не в силах будет их объяснить. И в этом случае может помочь визуальное расписание.
Что же представляет собой визуальное расписание?
Это последовательность картинок, фотографий, слов или чисел, которые отображают этапы каких-то событий или занятий. Для детей с аутизмом визуальное расписание – это способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершать в течение дня.
Это также удобный способ осваивать и осуществлять сложные комплексные навыки, среди которых может быть всё, что угодно:
• прием пищи,
• самостоятельное одевание - раздевание,
• поход на прогулку, в магазин,
• навык самостоятельной игры,
• умывание, чистка зубов,
• умение пользоваться туалетом без помощи взрослых и т. п.
Преимущества визуального расписания
• Расписание основано на визуальном мышлении, которое часто является сильной стороной людей с аутизмом, а потому это коммуникация, которую им проще понять. Оно позволяет изучать новое и автоматизировать уже изученное, опираясь на сильную сторону ребёнка.
• Избавление ребенка от сенсорных перегрузок. Визуальное расписание исключает из жизни ребёнка лишнюю речь взрослых и необходимость реагировать на их изменчивые слова.
• Не нужно запоминать большое количество информации и держать его в памяти. Это позволяет ребёнку осваивать новые комплексные навыки в индивидуальном ритме, ведь картинки всегда перед глазами.
• Позволяет увидеть начало процесса и его конечный результат. Иллюстрации объясняют, с чего начинать любой сложный для ребёнка процесс и чем должна заканчиваться цепочка его действий.
• Снижение тревожности благодаря предсказуемости будущего, в том числе в новых обстоятельствах. Расписание делает предсказуемым изученный алгоритм действий и впервые осуществляемый процесс. Это инструмент, который позволяет переносить свои навыки в различные жизненные ситуации.
• Уменьшение проявлений нежелательного поведения. Использование визуального расписания дает ребенку ощущение контроля над ситуацией, что придает ему уверенности. Окружающим также становятся понятны намерения ребенка, что облегчает коммуникацию.
• Рост уверенности в себе. Это прямое следствие любой самостоятельности. С помощью визуальных подсказок самостоятельность формируется наиболее быстро и безопасно.
• Предпосылки к формированию навыка чтения. Если карточки класть слева направо, и использовать картинки совместно со словом, его обозначающим, то научиться читать в будущем станет легче.
Так почему же многие родители не хотят использовать визуальное расписание, когда его преимущества столь очевидны?
На это есть несколько причин.
Во-первых, некоторые родители отказываются принимать диагноз своего ребенка, им кажется, что все скоро закончится и ребенок заговорит. Это негативно сказывается на развитии ребенка, т. к. он не получает помощь вовремя.
Во-вторых, родителям кажется, что использование карточек отодвинет, а то и вовсе помешает формированию речи. Это распространенное заблуждение, поскольку использование карточек формирует и расширяет пассивный словарь ребенка.
В-третьих, родителям создание карточек кажется очень трудоемким и утомительным процессом, да еще и с непонятным результатом. Карточки создать не так сложно, поскольку интернет вам поможет (здесь можно найти множество карточек и выбрать нужные именно вашему ребенку, можно использовать мягкий магнит и прикреплять их на холодильник вместо магнитной доски. Здесь можно проявить фантазию, главное, чтобы результат был.
В-четвертых, родителям кажется неудобным использование визуального расписания, т. к. используется большое количество карточек, нужно время на любую инструкцию, на обучение пользованием карточками. Но нужно помнить, что дети с РАС плохо справляются с большинством привычных для нас процессов, когда у них нет четкой структуры перед глазами. Поэтому все-таки нужно потратить свое время, чтобы в будущем наслаждаться результатами, поскольку ребенок станет более самостоятельным и у вас появится больше свободного времени.
Итак, применение визуального расписания дома поможет вам :
• Дать ребенку чётко понять, чего от него хотят, и это позволит избежать проблемного, нежелательного поведения;
• Снизить тревожность из-за неопределенности в будущем;
• Сформировать навыки самообслуживания;
• Сформировать самостоятельность, что приведет к росту самооценки;
• Освободить ваше время, которое вы тратите на инструкции и помощь.
Хотелось бы добавить, что использование визуального расписания не решит всех проблем, но оно существенно облегчит жизнь вашему ребенку и подготовит его ко взрослой жизни, сделает его более самостоятельным. Это то немногое, что вы можете дать своему ребенку.
Ссылки:
1. Брайан Л., (2000). Обучение поведению на рабочем месте и по расписанию для высокофункциональных детей с аутизмом с помощью графиков графических действий. Журнал аутизма и расстройств развития, 30, 553-567.
2. Фахерти C. (2000) Аспергер: что это значит для меня? Арлингтон, Техас: горизонты будущего.
3. Веллер Д. (2000). Приобретение и обобщение расписаний занятий и их влияние на выполнение заданий у маленького ребенка с аутизмом в инклюзивном дошкольном классе. Образование и обучение по умственной отсталости и нарушениям развития, 35, 326-335.
4. Месибов Г. В., Браудер Д. и Киркланд С. (2002). Использование индивидуальных графиков в качестве компонента поддержки позитивного поведения для учащихся с нарушениями развития. Журнал позитивных поведенческих вмешательств, 25, 58-72.
5. Месибов Г. В. и Шоплер Е. (2005). TEACCH подход к расстройствам аутистического спектра. Нью-Йорк: Пленум Пресс.