Екатерина Шитова
Использование дидактической игры «Звуковые подарки» на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми в детском саду.
Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
Актуальность создания данной коррекционно-развивающей игры связана с тем, что постоянный рост числа детей с отклоняющимся речевым развитием становится все более значимой и приоритетной проблемой в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Это вызывает потребность активного поиска новых, вариативных форм организации логопедической помощи дошкольникам, совершенствования традиционных форм коррекционно-речевой работы.
Попадая на дошкольные логопункты, дети с различными нарушениями речи, порой, в длительном логопедическом воздействии.
Часто логопеды, особенно начинающие, остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. И тогда логопеду приходится придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребенку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.
Новизна разработки заключается в специфике методического пособия, поскольку оно является многофункциональным, его использование зависит от целей и задач логопеда на конкретном занятии.
Основная цель данной методической разработки – коррекция звукопроизношения дошкольников, развитие фонематического слуха и грамматического строя речи в ходе коррекционно-развивающей игры.
Игровое пособие ориентировано на детей дошкольного возраста с ОВЗ и может использоваться в самостоятельной деятельности детей, на логопедических занятиях, на занятиях в группе с воспитателем по разным направлениям работы, отвечающим на следующие задачи:
-развитие фонематических процессов,
- развитие звуко-произносительной стороны речи,
- развитие лексико-грамматической стороны речи,
- формирование слоговой структуры слова,
- обучение грамоте,
- развитие мелкой моторики,
- развитие психических функций.
Преимущество пособия заключается в оптимальном сочетании наглядности и практических действий. Играя с ними, дети получают возможность использовать три сенсорных канала (визуальный, аудиальный, кинестетический).
Содержательная часть.
Оригинальность методического пособия «Звуковые подарки» состоит в том, что оно не требует особых условий реализации. Проводить занятия с детьми по данной разработке могут как логопеды и воспитатели в детском саду, так и родители дома. Форма работы – индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Методическое пособие «Звуковые подарки» представляет собой десять ламинированных кругов из картона с изображением предмета – звукоподражателя. Таким образом, по данному пособию можно проводить автоматизацию нарушенных звуков уже на стадии изолированного произношения. (насос накачивает колесо – С-С-С; змейка шипит – Ш-Ш-Ш и т. д.)
К каждому из кругов прилагаются небольшие картинки на прищепках (подарки, на которых изображены предметы, в названиях которых «живут» изучаемые звуки (заданные звуки могут находиться в начале, середине, конце слова). Например, змейка любит звук [Ш], подарим ей маШину, Шубу и др. В данном случае автоматизируем трудные звуки в словах.
По данному пособию также можно проводить автоматизацию звуков в словосочетаниях, предложениях (например: «Я дарю забор комару. (комар любит звук [з])»).
Состав игры:
1. Звукоподражатель – насос (С-С-С, подарки: сок, компас, весы, кактус, стопка книг, сапоги, сумка, ананас, соска, маска.
2. Звукоподражатель – сдувающийся шарик (Сь-Сь-Сь, подарки: семь, гусь, осел, синий кружок, сирень, такси, семья, сено, осень, семечки.
3. Звукоподражатель – комар (З-З-З, подарки: заяц, зонт, медуза, ваза, коза, замОк, Незнайка, зАмок, мимоза, гроза.
4. Звукоподражатель – кузнечик (Ц-Ц-Ц, подарки: цепь, лицо, кольцо, яйцо, курица, леденцы, цапля, циркуль, пальцы, цыпленок.
5. Звукоподражатель – змея (Ш-Ш-Ш, подарки: шишка, шарф, пушка, шина, мешок, машина, Маша, мишка, мышь, кошка.
6. Звукоподражатель – пчела (Ж-Ж-Ж, подарки: жук, лужа, пожарный, кожура, ежевика, художник, ужи, ежик, пиджак, пижама.
7. Звукоподражатель- паровозик (Ч-Ч-Ч, подарки: пчела, чайка, мяч, чашка, печенье, черепаха, ключ, врач, чеснок, обруч.
8. Звукоподражатель – метелка (Щ-Щ-Щ, подарки: щит, щебень, щенок, щетка, щеки, овощи, ящик, прищепки, щука, щепки.
9. Звукоподражатель – пароход (Л-Л-Л, подарки: пенал, слон, ландыш, флаг, клоун, лось, лампа, лыжи, лук.
10. Звукоподражатель – машина (Р-Р-Р, подарки: зубы, ромашка, жираф, помидор, мухомор, зефир, горы, трава, карандаш, ракеты.
Рис. 1. Коррекционно-развивающее пособие «Звуковые подарки»
С помощью пособия «Звуковые подарки» можно формировать некоторые грамматические категории.
Игра «Большой - маленький».
Цель: обогащение словаря существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Логопед: «Представьте, что мы оказались на крошечной планете, и все предметы превратились в маленькие. Паровоз превратился в маленький …паровозик. Назовем, какие подарки мы подарили паровозику: Чашечкка, ЧесноЧок и т. д.
Игра «Жадина»
Цель: согласование существительных с личным местоимением
Логопед: представь, что все предметы Змейки стали твоими. Ты превратился в жадину. Снимай по очереди прищепки с картинками и называй, чьи теперь это подарки. (моя ШиШка, мои калоШи, мой меШок).
Игра «Маловато будет!»
Цель: обучение правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа
Логопед: кажется, наш Кузнечик закапризничал, и ему мало по одному подарку. Я тебе буду называть один предмет, а ты будешь дарить Кузнечику много (кольЦо-кольЦа, Цепь- Цепи, заяЦ-зайЦы).
Игра «Прятки».
Цель: обучение правильно образовывать в речи существительные родительного падежа.
Логопед: наша пчелка захотела поиграть с тобой в прятки. Закрывай глазки, а когда ты их откроешь, скажешь, чего у Пчелки больше нет. (У пчелки нет Жука. У пчелки нет худоЖника. И т. д.)
Также можно использовать другие игры для развития грамматического строя речи на основе предложенного пособия, использующиеся в традиционной логопедии, применив немного фантазии.
С помощью пособия «Звуковые подарки» можно проводить занятия по дифференциации звуков.
Разберем это на примере дифференциации звуков С-Ш.
Перед ребенком выкладываются картинки на прищепках, и предлагается подобрать подарки для насоса (только слова со звуком С) и для змейки (слова со звуком Ш).
Аналогично игра проводится с другими парами картинок.
Рис. 2. Применение игры «Звуковые подарки» на индивидуальном занятии по дифференциации звуков [Л] и [Р]
Рис. 3. Применение игры «Звуковые подарки» на подгрупповом занятии по автоматизации звуков [Ш] и [Ж]
Рис. 4. Применение игры «Звуковые подарки» на занятии по грамоте в подготовительной к школе группе.
Предполагаемые результаты:
1. Использование игровых методов в коррекционной работе будет способствовать повышению мотивации и успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Положительная динамика речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Развитие мелкой моторики детей.
4. Развитие высших психических функций детей.
5. Привлечение интереса к коррекционному процессу воспитателей в детском саду и родителей детей старшего дошкольного возраста.
Рис. 5. Положительный настрой и хорошее настроение – важная составляющая коррекционного процесса.
Перечень используемой литературы:
1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению ФФН речи у детей.
2. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение.
3. Забродина Л. В., Ренизрук Е. С. Тексты и упражнения для коррекции лексико – грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
4. Скворцова И. В. Программа развития и обучения дошкольника. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет.
5. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов.