Елена Мягкова
Создание центров психологического комфорта в группе для улучшения психофизиологического благополучия дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современное дошкольное образование находится в условиях существенных, системных изменений. Меняется парадигма образования, вслед за ней меняются нормативные требования, содержательные аспекты дошкольного образования, модель организации образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях и система оценки качества.
Приступая к работе над этим материалом, мы пытались вспомнить, с чего же начинался для нас путь по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми с инвалидностью. Каждый из воспитателей и специалистов нашего ДОО работает с ними не первый год. Мы много наблюдали за ними, за тем, как они взаимодействуют друг с другом, с группой, работают с материалами. Обсуждали трудности, которые у них возникали, размышляли о том, как нам изменить среду, чтобы удовлетворить имеющиеся запросы и потребности детей, родителей и педагогов. И пришли к выводу, что для работы сними должна быть организована отдельная, специальная среда, способная утолить их эмоциональный сенсорный голод, помогающая наладить взаимодействие с окружающим миром. Сегодня мы предлагаем Вам ознакомиться с некоторыми результатами нашей работы.
Темочки:
- Психология. Работа психолога
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
В нашем саду уделяется большое внимание развитию и образованию детей с ОВЗ и инвалидностью. Существует группа компенсирующей направленности, в которой каждый год мы встречаемся с воспитанниками, направленными к нам ПМПК. В первые годы ее функционирования кабинет учителя-дефектолога располагался в помещении спальни этой группы, что создавало определённые трудности для работы специалистов. В 2017 году было, проведено разделение данного помещения на две части и у учителя-дефектолога появился свой красивый и солнечный кабинет для работы с малышами.
Этот кабинет был оснащен необходимым оборудованием и материалами, компьютерной техникой. Теперь в нем проводятся групповые и индивидуальные занятия с детьми, организована работа психолого-медико-педагогического консилиума по обследованию детей, проводятся консультации для родителей и воспитателей.
Согласно ФГОС дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности дошкольников, а также возможности для уединения.
Многие дети в нашем в современном мире не могут выражать и контролировать свои эмоции, не умеют договариваться между собой, с трудом приспосабливаются к жизни в детском коллективе, часто не уважают своих товарищей, их чувства, настроения и эмоций. Поэтому особое значение приобрела проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирования их эмоционального благополучия. Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности. Ведь самопринятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми. Поэтому развитию этого чувства у детей необходимо уделять серьёзное внимание с самого младшего возраста во всех группах детского сада. Для решения данной проблемы мы посчитали необходимым создать соответствующие условия в нашем ДОО, организовать предметную среду в каждой возрастной группе - «Уголок уединения». В течение месяца, педагоги всех возрастных групп с родителями и воспитанниками оформляли "Уголки - уединения".
29 ноября 2018 года, на базе нашего ДОО состоялся семинар - практикум на тему: "Создание педагогических условий и центров психологического комфорта в группе для обеспечения психофизиологического благополучия детей дошкольного возраста ДОО". Целью семинара было: создание соответствующих условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей. На данном семинаре воспитатели представили свои лучшие находки для уголков уединения, обменялись опытом по работе с детьми и познакомили студентов педагогического института со своей работой и призами за труд.
В ноябре 2018 года был проведен смотр конкурс на лучший психологический уголок – уединения. Для оценки уголков уединения в группах, были определены критерии их оценки. Основные из них: доступность, безопасность, соблюдение возрастных и санитарно-гигиенических требований, эстетическое оформление. Особое внимание уделялось тому, где располагается уголок. При его размещение, нужно было учитывать его изолированность от других зон активности детей. Так дошкольники не мешают друг другу и могут уединяться в уголке, когда им этого захочется.
Это места уединения, снятия психоэмоционального напряжения (перевозбуждения, гнева, злости, преодоления застенчивости страха). Благодаря легко трансформируемой предметной среде, оформление уголков осуществлялось с помощью разнообразных материалов: детской мебели, различных ширм, мягких модулей. В таких уголках присутствует «сухой душ» из лент, массажные коврики для рук и ног, мягкие игрушки, подушки гнева и подушки подружки, баночки-кричалочки и другие приспособления. В зависимости от психоэмоциональной ситуации и возраста, наполняемость в уголках варьируется, используются различные игрушки и предметы.
Воспитатели выполняют рекомендации педагога-психолога по индивидуальной работе с детьми в данном уголке, а так же учитывается работа по организации образовательной деятельности с детьми ОВЗ. Она учитывает особенности развития и специфические образовательные потребности детей с ОВЗ.
Следует отметить большую заинтересованность родителей при работе над оформлением образовательной среды и различных благотворительных организаций. Так, 3 апреля благотворительный фонд «МУСУЛЬМАНЕ МОРДОВИИ» принял участие во флешмобе, который запустил фонд «ВЫХОД». Основной целью данной акции проинформировать окружающих о проблеме аутизма среди детей. Волонтёры благотворительного фонда «МУСУЛЬМАНЕ МОРДОВИИ» решили посетить наш детский сад. Волонтёры фонда подарили несколько подарков в виде летних палаток для досуга маленьких детей.
Подводя итог, хочу заметить, что на данном этапе важнейшая задача научить самоопределяться педагога, родителей и делать самостоятельные шаги на пути к этим изменениям. Создавать совместными усилиями универсальный дизайн образовательной среды для всех детей.