Крейцер Екатерина
Конспект собрания для родителей младшей группы на тему «Роль семьи в создании условий психологического благополучия ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: содействие формированию у родителей представлений о психологической поддержке как об одном из важнейших способов сохранения и укрепления психологического здоровья детей, выработка навыков эффективного взаимодействия между детьми и родителями.
Публикация «Конспект собрания для родителей младшей группы на тему „Роль семьи в создании условий психологического благополучия ребенка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Под термином «психологическое благополучие» понимают аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.
Психологическое благополучие является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Оно является важным условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей. А так же, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. Таким образом, психологическое благополучие характеризуется как комфортное эмоциональное состояние.
Психологически благополучный ребёнок – это, прежде всего, ребёнок жизнерадостный и весёлый, творческий, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом принимает ценность и уникальность окружающих его людей.
Психологическое благополучие ребёнка обеспечивает эмоциональный комфорт, ориентацию на успех в достижении целей, высокую самооценку, сформированный самоконтроль. Именно эмоциональное благополучие является наиболее ёмким понятием для определения успешности развития ребёнка.
Главная роль в развитии у ребёнка эмоций как основы дальнейшего нравственного развития принадлежит семье. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Семья – это среда, в которой удовлетворяется фундаментальная потребность ребёнка – быть принятым всерьёз и быть уважаемым в дальнейшем. В семье дети с первых дней жизни получают ценный опыт прощения, уступчивости, любви, поддержки от близких, чувствуют внимание и преданность со стороны близких людей. Семья даёт ребёнку главное –чувство защищенности, надежности, опоры.
Эмоциональные связи родителей и детей укрепляют семью. Общение со взрослыми является одним из важнейших факторов, которые влияют на развитие ребёнка. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей.
Чтобы сохранить психологическое благополучие ребёнка, необходим благоприятный психологический климат в семье. Психологический климат семьи определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решающее влияние на развитие детей. Каким будет психологический климат : благоприятным или неблагоприятным,- зависит от усилий всех членов семьи.
При неблагоприятном психологическом климате члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение. Это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций психотерапевтической, приводит к стрессам, усталости, депрессиям, ссорам, напряжённости в отношениях, дефициту положительных эмоций. Перебранки в присутствии ребёнка в одних случаях способствуют возникновению у него невроза, а в других усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы.
Для благоприятного психологического климата семьи характерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям – с почитанием, к более слабому – с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению самооценки. Основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.
В каждой семье складывается свой неповторимый стиль взаимоотношений. Однако все их многообразие можно в общих чертах свести к нескольким стилям семейного воспитания. В литературе встречается несколько различных классификаций. В настоящее время наиболее популярна классификация стилей родительского поведения Дианы Баумринд. Она выделяет 4 стиля:
• авторитарный,
• авторитетный,
• либеральный,
• игнорирующий.
Авторитарный стиль родительского поведения характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Родители закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения. В таких семьях наблюдается преимущественное использование методов наказания. Главная ценность – послушание. Дети, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в период подросткового и юношеского возраста обычно остаются пассивными и зависимыми; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.
Авторитетный стиль родительского поведения – образ действия родителей, отличающийся твердым контролем и, в то же время, поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Родители приветствуют растущую автономию ребенка, поддерживают его самостоятельность, и, как следствие, ребенок принимает их требования как справедливые. Решения и действия родителей не кажутся произвольными или несправедливыми для детей, и потому они легко соглашаются с ними. Таким образом, высокий уровень контроля сочетается с теплыми отношениями в семье. Дети из таких семей превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.
Либеральный (попустительский) стиль – низкий уровень контроля, теплые отношения. Стиль отличается почти полным отсутствием контроля при добрых, сердечных отношениях с детьми. Многие либеральные родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственно родительские функции, в частности, устанавливать запреты для своих детей. Такие родители относятся к ребенку без оценочно, не используют запретов и порицаний, все ему разрешают. Подобное воспитание приводит к весьма негативным последствиям. Ребенок, лишенный руководства со стороны родителей, не умеет вести себя в общественных местах, производит впечатление импульсивного, социально некомпетентного, не умеющего считаться с другими людьми. Такие дети испытывают трудности при поступлении в детский сад, в школу. Они создают проблемы для воспитателей, учителей, сверстников. Им самим тяжело «влиться» в коллектив. В некоторых случаях они становятся активными, творческими людьми, но большей частью из них вырастают агрессивные, непослушные подростки, попадающие в поле зрения правоохранительных органов.
В настоящее время педагоги-практики наблюдают возросшее число семей именно с этим стилем воспитания. Если кто-то из родителей узнал в этом портрете себя, то ему стоит серьезно задуматься и возможно пересмотреть свою педагогическую позицию. Маленький ребенок нуждается в руководстве взрослого. Ему нельзя постоянно предоставлять свободу выбора, это может привести к развитию невроза. И еще одно важное замечание: если родители не контролируют ребенка, то он не научится контролировать сам себя, управлять своим поведением, и тогда им всегда будут управлять другие. Подумайте об этом.
Игнорирующий стиль родительского поведения, отличается низким контролем и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с детьми. Такие родители не о потребностях ребенка, отсутствие времени и сил на воспитание детей, вследствие большой загруженности работой. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к асоциальному (не принятому в обществе) поведению. Такие дети часто становятся правонарушителями (ведут себя агрессивно, портят чужое имущество, воруют, обижают животных). Они злы на весь мир.
Узнали ли вы себя в этих характеристиках?
А теперь давайте поговорим о том, как же надо строить отношения с ребенком, чтобы родители из «фактора риска» для ребенка превратились в «фактор развития и эмоционального благополучия». Психологами очень высоко оцениваются демократические отношения в семье. Характерные признаки этих отношений – взаимное доверие между членами семьи, принятие друг друга. В такой семье ее члены всегда готовы поделиться чем-то своим и с интересом выслушать другого. Члены семьи умеют считаться друг с другом. Там можно открыто проявить свою радость и боль, а рассказывая о страхах и неудаче, не бояться, что будешь осмеян. Все в этой семье понимают, что вместе с риском, попытками попробовать что-нибудь новое в жизни обязательно будут и ошибки, которые означают, что человек растет и развивается. Члены семьи чувствуют себя полноценными людьми: любимыми, высоко ценимыми, нужными. В такой семье принято легко с юмором относиться к жизни, смеяться и шутить, когда это уместно. В этих семьях царит благополучие. Люди, счастливо живущие друг с другом, даже выглядят по-особому. Их движения свободны и грациозны, выражение лица умиротворенное. Люди смотрят друг на друга, а не сквозь друг друга или в пол; они искренни и естественны в отношениях друг с другом. Дети, даже младенцы, в таких семьях выглядят непосредственными и дружелюбными, а все члены семьи относятся к ним с уважением, как к полноценным личностям. Члены такой зрелой семьи чувствуют себя настолько свободно друг с другом, что не стесняются говорить о своих чувствах, они с удовольствием прикасаются друг к другу, открыто выражая при этом свои чувства, независимо от возраста, ведь человеческая жизнь и чувства людей – это самое важное, гораздо важнее, чем что-либо еще. Члены зрелой семьи способны без паники реагировать на разные жизненные ситуации.
Родители ощущают себя лидерами-вдохновителями. Они видят свою задачу в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Они готовы сообщать своим детям негативные оценки так же, как и позитивные, они готовы огорчаться, гневаться, расстраиваться так же, как и веселиться и радоваться. Их поведение естественно и не расходится со словами. Родители в зрелых семьях знают, что дети изначально не могут быть плохими. Если ребенок ведет себя плохо, это означает только, что между ним и родителем возникло недопонимание или что самооценка ребенка угрожающе снизилась. Такие родители знают, что научиться чему-либо можно лишь в том случае, если у тебя высокая самооценка и ты чувствуешь, что окружающие тоже положительно оценивают тебя. Поэтому они никогда не реагируют на поведение своих детей так, чтобы унизить их достоинство. Когда нужно поправить ребенка (а все дети время от времени нуждаются в этом, зрелые родители спрашивают его о том, что происходит, выслушивают, стараются получше понять и вникнуть в переживания, принимая во внимание естественное желание ребенка учиться новому и быть хорошим. Все это помогает родителям быть успешными воспитателями.
Я желаю вам стать такими по-настоящему зрелыми родителями, любящими и понимающими своих детей.