Дарья Качан
Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов –
участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией
применения арт-терапевтических технологий для формирования
эмоциональной стабильности и восстановления психологического состояния
у участников образовательного процесса.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с арт-терапевтическими
технологиями и их применением в образовательной деятельности.
2. Создать положительный эмоциональный настрой у педагогов,
Публикация «Мастер-класс „Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса“» размещена в разделах
используя виды арт-терапии (изотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию,
фототерапию) как одну из форм организации мастер-класса.
3. Способствовать развитию профессионально – творческой
активности, раскрытию внутреннего потенциала кажого педагога, путем
создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
Ход мастер-класса
1. Организационный момент.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я приглашаю в круг вас
всех.
Я хочу вам предложить поприветствовать друг руга по – особенному.
Вы знаете, как здороваются иностранцы? Европейцы при встрече
пожимают друг другу руку, эфиопы – прикасаются щеками, африканцы
трутся носами, дружелюбные японцы кланяются. Предлагаю вам
поздороваться с соседом слева по-европейски, с соседом справа как японцы.
Молодцы, спасибо!
Ведущий: Вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Использование
арт-терапии для создания психологического комфорта у участников
образовательного процесса».
Эмоциональное состояние участников образовательного процесса
вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая
тревожность, частые проявления общей апатии или, напротив, повышенной
раздражительности или агрессивности. У педагогов наблюдается
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства,
депрессивные состояния. Все это приводит к тому, что на сегодняшний
момент необходимо искать новые средства психолого-педагогической
поддержки предупреждения негативных эмоций у участников
образовательного процесса.
В качестве инструмента для обеспечения эмоционального
благополучия и психолого-педагогической поддержки у участников
образовательного процесса, я рассматриваю один из методов
психологической работы, который в последнее время широко используется
педагогами – психологами это Арт-терапия.
2. Основная часть.
Появление арт-терапии как области теоретического и практического
знания на стыке искусства и науки относят примерно к 30 –м годам
прошлого столетии в Великобритании. Исходя из происхождения «терапия»,
что в переводе с греческого означает забота, уход, лечение, вполне оправдано
его введение в понятийный аппарат психологии и педагогики. Приоритетным
значением становится забота о человеке. Лечение понимается как
«социально-психологическое врачевание», изменение стереотипов поведения
и повышение адаптационных способностей личности средствами
художественной деятельности. Арт-терапия - это терапия искусством, забота
о душе с помощью искусства. Традиционно арт-терапия связывается с
разнообразными видами творчества – от изобразительной деятельности до
создания театрализованных действий. В Санкт-Петербурге признанным
носителем метода арт-терапии является А. И. Копытин.
Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности
искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном,
социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
Применение технологий арт-терапии в работе педагога-психолога в
образовательном пространстве способствует приобретению новых навыков
взаимодействия и рефлексии, самопонимания и самопринятия, а также
принятия и понимания других людей.
Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми это
безопасный способ разрядки разрушительных эмоций. Позволяет
проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять. Повышает
адаптационные способности человека к повседневной жизни. Снижает
утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления,
связанные с обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей. Позволяет выстраивать отношения с ребёнком на основе любви и
взаимной привязанности.
Современная арт-терапия включает множество направлений:
Музыкальная терапия
Игровая терапия
Драматеарпия
Сказкотерапия
Библиотерапия
Кинотерапия
Танцевальная терапия
Фототерапия
Изотерапия
Мандала-терапия.
В своей работе с детьми, и взрослыми я успешно применяю такие арттерапевтические
методы как: изотерапия, музыкоперапия, сказкотерапия,
танцетерапия, фототерапия.
Изотерапия – это терапия с помощью изобразительного искусства.
Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие
способности ребёнка, помогает малышу познать своё предназначение.
Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него
события.
Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения,
возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки
безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для
интеграции личности, развития творческих способностей, расширения
сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Танцетерапия Танцевальная терапия используется для выражения
всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Когда танец
используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном
движении и импровизации.
Фототерапия Основное содержание фототерапии – создание или
восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и
разного видами творческой деятельности, включая изобразительное
искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.
3. Практическая часть.
Теперь я предлагаю вам выполнить несколько упражнений в технике
изотерапия.
Для изотерапии подходят все виды художественных материалов:
краски, карандаши, восковые мелки, пастель;
бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;
кисти разных размеров и т. п.
Первое упражнение называется "Волшебный рисунок"
Это упражнение поможет Вам овладеть художественно-символическими
средствами выражения своего эмоционального состояния, научит видеть и
чувствовать настроение своих партнеров. Попрошу Вас разделиться на две
команды, придумайте название своим командам. Я Вам предлагаю выбрать
эмоцию-смайлик, угадать, что это за эмоция и изобразить ее на рисунке в
виде какого-то образа восковыми свечами. А теперь поменяйтесь своими
рисунками-невидимками с другой командой. Чтобы проявить полученный
рисунок-невидимку, нужно закрасить лист краской любого цвета по вашему
выбору. Молодцы! Расскажите, пожалуйста, какие волшебные рисунки у Вас
получились, дайте им название.
Волшебная сила сказок известна с давних пор. Русские народные
или сочиненные психотерапевтами, даже написанные собственной рукой
сказки творят чудеса. Уже давно было замечено, что сказка наравне с
развлекательным характером носит воспитательное, познавательное,
чувственное и эстетическое значение. Мудрость, поданная в простой и ясной
сказочной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает
воображение и интуицию, позволяет накапливать опыт.
Наши предки знали все эти достоинства сказок и использовали их в
качестве самого эффективного средства общения с детьми. Сказка –
универсальный язык, способный в доступной форме донести до ребенка
нужную информацию.
Я предлагаю вам разыграть сказку «Заяц и Лиса». Для этого нам потребуются куклы- героев и автор. Каждый из Вас почувствует себя на месте главного героя, и в конце сказки, поделится своими ощущениями.
И ещё одна практика, которой я бы хотела с вами поделиться, будет "Мандала – терапия".
В психологии мандала - это символическое изображение внутреннего
мира, наиболее безопасное для нашего восприятия. Круг создает ощущение
защищенного пространства, и это ощущение способствует большему
раскрытию в момент творчества, позволяя проявиться самому важному и
глубинному.
Я хочу предложить вам раскрасить готовые мандалы. (Пока происходит раскрашевание, звучит приятная спокойная музыка).
Я благодарю всех за активное участие в моём мастер-классе, и надеюсь, что вы почерпнули для себя много нового и интересного.
Душевного Вам спокойствия!