Папки-передвижки

Организация психологического комфорта, укрепляющего здоровье детей 4–5 летчерез детскую инициативу и самостоятельность

Валентина Капустина
Организация психологического комфорта, укрепляющего здоровье детей 4–5 летчерез детскую инициативу и самостоятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование у дошкольников самостоятельности и поддержание детской инициативы является одним из важных направлений в учебно-воспитательном процессе в условиях ДОУ и важным психолого –педагогическим условием для достижения целевых ориентиров ФГОС на этапе завершения дошкольного образования детей.

Мной создан индивидуальный образовательный маршрут на 2018-2019 учебный год по проблеме поддержания детской инициативы и самостоятельности детей 4-5 лет в разных видах деятельности.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада подразумевает :

Публикация «Организация психологического комфорта, укрепляющего здоровье детей 4–5 летчерез детскую инициативу и самостоятельность» размещена в разделах

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для самостоятельного принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей и собственного мнения. Это очень важно для поддержания психоэмоционального состояния детей, а значит в свою очередь способствует укреплению физического здоровья детей;

не директивной помощи детям, поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) - обращение ребенка к взрослым по собственной инициативе.

В возрасте 4-5 лет наиболее подходящей сферой для поддержания инициативы и самостоятельности является познание окружающего мира. Следовательно, организуя работу с детьми, я пыталась сформировать у них желание собственных строить первые собственные умозаключения суждения. Для решения данной задачи я использовала эвристические беседы, создание проблемных ситуаций, моделирование, дидактические игры, творчески развивающие ситуации.

Кроме того в реализации индивидуального образовательного маршрута важную роль играет организация театрализованной деятельности. В группе оформлена театрализованная зона, где дети могут самостоятельно наряжаться, разыгрывать любимые сказки, играть в сюжетно-ролевые игры. Кроме того в театральном центре имеется кукольный и деревянный театр, который находится в свободном доступе для групповой или индивидуальной игры воспитанников. Для поддержания детской самостоятельности инициативы в данном направлении я использовала следующие методы и приемы: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; организация игры-драматизации; подготовка и разыгрывание разных сказок, инсценировка стихотворений; упражнения формирующие выразительность исполнения (используя вербальные и невербальные средства выразительности); включение в НОД литературных игр «Угадай название», «Угадай имя героя», «Вспомни и расскажи». Также в группе оформлен музыкальный центр, позволяющий детям создавать музыкальные импровизации с помощью музыкальных инструментов, кроме того дети играют в музыкальные игры, использую в НОД музыкально-двигательные упражнения.

В игровой деятельности детей придерживаюсь следующего принципа: участвовать в играх с детьми только по собственному желанию воспитанников, например, в роли помощника при решении определенной игровой проблемной ситуации. Сюжетом и процессом игры руководят дети, я выполняю ту роль, которую мне определили. Я играю роль равноправного партнера, совместно с детьми мы размышляем, советуемся друг с другом, учимся уважать и прислушиваться к мнению каждого. Игровое сотрудничество предполагает: совместное решение поставленных игровых проблемных ситуаций, я могу помочь советами, наводящими вопросами, но не играю за ребенка. Главное правило – активное участие ребенка в игре. Игровая среда должна легко трансформироваться с учетом обогащения жизненного и игрового опыта воспитанников. Кроме того в активной деятельности дети знакомятся с окружающим миром. Игра также формирует социальные навыки детей.

Поддержанию детской самостоятельности и инициативы также способствует организация творческой деятельности. Я знакомлю детей с нетрадиционными техниками рисования, развивая тем самым творческие способности, фантазию и воображение воспитанников (фото прилагается см. рис. 3, рис. 4). Сделанные работы постоянно выставляются на выставку для родителей. Кроме того создаем с детьми коллективные работы используя техники рисования, аппликацию. Знакомлю детей с техникой оригами, пока только формирую базовые навыки работы с бумагой. Творческая деятельность позволяет получать детям положительные эмоции, позволяет выявить настроение, чувства и переживания воспитанников. Также дети участвуют в украшении группы к праздникам, создаем совместно новогодние гирлянды, украшения для группы.

Я считаю важным в формировании детской самостоятельности активное участие детей в жизни группы. В нашей группе сформированы определенные традиции по планированию жизни группы на день. Позитивные традиции в группе способствуют созданию в группе благоприятного психологического климата. А психологический дискомфорт негативно влияет на здоровье, вызывая у детей психосоматические заболевания.

Утром мы встречаем друг друга, здороваясь, улыбаясь другу другу, заряжая тем самым положительными эмоциями на целый день. Затем мы рассказываем о своем настроении и показываем свои эмоции в календаре настроения. Вместе с детьми мы празднуем дни рождения, формируя тем самым у детей чувство сопереживания радостного события, подчеркиваем значимость каждого воспитанника в группе. Совместно с родителями и детьми мы организуем экскурсии по родному городу. Например, в январе мы ходили в городской парк, чтобы совместно с родителями повесить кормушки для птиц, которые сделали родители вместе с детьми. Прогулка по родному городу вызвала положительные эмоции у детей и взрослых. Родители сделали вывод, что с детьми нужно чаще гулять по родному городу, узнавать историю его создания. (фото прилагается, см. рис. 1, рис. 2) Каждая такая традиция направлена прежде всего на сплочение коллектива, на укрепление психического здоровья детей. Именно традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия, создают психологический комфорт в группе. Традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Традиции, в которых дети принимают непосредственное участие все вместе и с воспитателем, прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем.

Таким образом, я могу сделать вывод, что в результате проделанной мною работы у детей укрепилось психосоматическое состояние по сравнению с показателями начала учебного года. Повысилось психоэмоциональное состояние детей : дети стали более открытыми, легко идут на контакт со взрослыми и в общении со сверстниками. Организованная мной образовательная деятельность повысила уровень самостоятельности и детской инициативы у детей, помогла создать в группе психологический комфорт.

Литература:

1. Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания, деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9.

2. Бабаева Т. И. «Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе» СПб.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 96с.

4. Цукерман Г. А., Елизаров Н. В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. - М. :1990. - №6. - С. 10-21.

Публикации по теме:

Дружба и самостоятельность как составляющие гражданственностиДружба и самостоятельность как составляющие гражданственности Наблюдая за своими воспитанниками, я решила затронуть тему очень непростую, но крайне важную, особенно сейчас, в наше время. В нашей стране.

Консультация «Как поддержать детскую инициативу и индивидуальность?» «Как поддержать детскую инициативу и индивидуальность?»Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется.

Анкета «Как формировать самостоятельность у детей» Уважаемые родители! Для достижения взаимопонимания в вопросах воспитания и развития детей, а также оказания вам при необходимости профессиональной.

Конспект беседы для родителей «Влияние психологического микроклимата семьи на здоровье ребёнка» Все семьи очень разные. Как часто нам приходится наблюдать ситуации, когда ребёнок бросается маме на шею, доверяет ей свои секреты, шепчет.

Консультация для родителей «Как воспитывать самостоятельность?» Если родители хотят, чтобы их ребенок был самостоятельным и ответственным, они должны ему предоставить такую возможность. Другими словами,.

Консультация «Я сам. Не спугните самостоятельность» «Я сам»: не спугните самостоятельность Когда малыш только появляется на свет, он просто не может выжить без помощи родителей. Ведь мама.

Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения.

Развиваем самостоятельность, используя коллекции детей дошкольного возраста Педагогическая статья. Опыт работы. Тема: «Развиваем самостоятельность, используя коллекции детей дошкольного возраста» Автор: Гривко Светлана.

Консультация для родителей детей средних групп «Самостоятельность» САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности.

Консультация «Воспитываем самостоятельность» Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем. Наиболее типичные ответы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация психологического комфорта, укрепляющего здоровье детей 4–5 летчерез детскую инициативу и самостоятельность
Опубликовано: 18 апреля 2019 в 19:13
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация психологического комфорта, укрепляющего здоровье детей 4–5 летчерез детскую инициативу и самостоятельность» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Капустина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД