Екатерина Клещёнок
Психологически комфортная семейная среда как условие психологического благополучия детей и подростков
▼ Скачать + Заказать документы
Психологически комфортная семейная среда как условие психологического благополучия детей и подростков
Дети - необыкновенно важная часть нашей жизни, требующая постоянного внимания и заботы. С появлением ребенка меняется вся жизнь взрослого человека, потому что с этого момента все его стремления должны быть направлены на то, чтобы вырастить, воспитать здорового, счастливого психологически благополучного человека. Именно семья оказывает наибольшее влияние на психофизическое здоровье ребенка, в связи с этим каждому родителю крайне важно знать о факторах, влияющих на него.
Публикация «Психологически комфортная семейная среда как условие психологического благополучия детей и подростков» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Психология подростка
- Психология школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
На процесс развития в дошкольные годы оказывает влияние множество семейных факторов : стили родительского поведения, количество детей в семье и возрастная разница между ними, характер детских взаимоотношений, применяемые меры дисциплинарного воздействия. На наш взгляд социальное развитие дошкольников зависит во многом от структуры и жизни семьи: полная семья или нет; все ли её члены работают; проживают ли вместе с семьёй бабушка, дедушка или кто-то из родственников; проживание в удобном загородном доме или перенаселённой городской квартире. Давайте подробнее рассмотрим некоторые аспекты воспитания, от которых напрямую зависит психологический комфорт ребёнка в семье :
Родители пользуются определёнными приёмами воспитания в зависимости от ситуации, самого ребёнка, его поведения в данный момент. В идеале они должны создавать разумные ограничения самостоятельности ребёнка, настойчиво передавать ему свои ценности, способствовать развитию самоконтроля, действуя при этом очень осторожно, чтобы не пересекать любопытство и растущее чувство компетенции ребёнка. Определяющими измерениями родительского поведения являются контроль и теплота.
Учеными выделяются 3 типа детей, характер которых соответствовал определенным методам воспитательной деятельности их родителей.
Авторитетные родители — это инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева. Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками. Примером была ситуация которая происходила в приёмной нашей группы. Девочка очень хотела после детского сада пойти в гости к подружке, мама поинтересовалась причинами такой просьбы и сопутствующими обстоятельствами, а также тем, не возникнет ли сложностей с пробуждением на следующий день в детский сад. Проблемы между ними не возникло, и мама позволила на этот вечер небольшое отклонение от правил.
Авторитарные родители — раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Не случайно эти родители в своей воспитательной практике, стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, как правило, не оставляют ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Авторитарные родители чаще всего не дают себе труда хоть как-то обосновывать свои требования. Жесткий контроль над поведением ребенка — основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко — физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия — запугивание, угрозы. Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности. Однако жесткий контроль редко дает положительный результат. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развиваются чувства вины или страха перед наказанием и, как правило, слишком слабый самоконтроль, если он вообще появляется. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого — несчастны. Примером послужил громкий разговор папы и нашего воспитанника. Мальчик просился после детского сада пойти покататься на горку в сквер. Ответ отца был отрицательный, сопровождаемый такими утверждениями, как: «Я так сказал!» Мальчик начал спорить и настаивать на выполнении просьбы, папа рассердился и прибегнул к наказанию. Отец отдал команду и старался избежать объяснений со своим ребёнком. Отец вёл себя так, словно установленные им правила высечены на камне и не могут меняться ни при каких обстоятельствах. Все попытки мальчика уговорить отца оказались безуспешны.
Снисходительные родители — импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. У детей же чаще всего нелады с. дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. Обычно родители приходят в отчаяние и реагируют очень остро — грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия. В нашей практике был подобный случай, когда мама пришла забирать сына из детского сада, а он не захотел идти домой в данный момент. Мама покорно села на стульчик в приёмной группы и стала ждать, когда её сын сам примет решение пойти домой. При таком избытке свободы ребёнок лишён руководства со стороны родителя. Было заметно, что маме это не по душе, но она предпочла подавить свои чувства и уступить сыну.
Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате семьи. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций – психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Перебранки в присутствии ребёнка в одних случаях способствуют возникновению у него невроза, а в других усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы.
Стиль воспитания. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей. Подобно тому, как неповторима личность каждого человека, индивидуальны отношения между супругами, столь же сложны и отношения родителей к своему ребенку, неоднозначны стили семейного воспитания.
Социально-психологический фактор - это гармония супружеский взаимоотношений, семейного воспитания, детско-родительские отношения. Дети-дошкольники имеют очень тесную эмоциональную связь с родителями (особенно с матерью). Это не значит потребность в зависимости от родителей, а значит потребность в любви, уважении, признании. В дошкольном возрасте у ребенка нет опыта эмоционального межличностного общения, он не понимает причины конфликтов между родителями, не может выразить собственные чувства. Ссоры родителей воспринимаются как сигналы опасности, ребенок чувствует себя виноватым. Частые конфликты между близкими взрослыми вызывают у ребенка чувство неуверенности, беспокойства, эмоциональное напряжение, которые могут выливаться в компенсаторное поведение, капризы, истерики, негативизм и т. д.
Учитывая данные характеристики, взрослый всегда должен стараться быть в хорошем настроении. Ведь ребёнок – такое впечатлительное и восприимчивое существо, он как губка впитывает и хорошее, и плохое. Копирует поведение взрослого и «выносит» его в общество, коим для ребёнка являются сверстники в группе детского сада.
Из всего вышесказанного, мы делаем вывод, что дети, приходя в дошкольное учреждение, имеют разный психологический настрой, разное восприятие вокруг них происходящего. В каждом ребёнке виден стиль его воспитания и наглядно проявляется в стенах детского сада.
По нашим наблюдениям, дети разведённых родителей отличаются резким снижением самооценки, депрессивными состояниями, агрессивностью.
Дети, родители которых постоянно заняты и не находят достаточного времени для ребёнка, начинают вести себя демонстративно. Под «демонстративностью» следует понимать широкий спектр поведенческих реакций. От излишней моторной активности, до агрессивного поведения. У демонстративного поведения, в какой бы степени оно не проявлялось, есть один мотив – сделать так, чтобы меня заметили.
У детей, которых очень сильно опекают родители, формируется пассивное отношение ко всему происходящему. Ребёнку из такой семьи не принято отказывать. Его стараются оградить от препятствий и при первой же возможности поощрить просто так. Такие дети не имеют активной жизненной позиции и не понимают, зачем нужно напрягаться, чтобы что-то получить в жизни или же для того, чтобы достойно перенести жизненные невзгоды.
По нашему личному наблюдению и личному родительскому опыту, мы склонны быть убеждены в том, что родитель для ребёнка должен быть, в первую очередь верным другом и доверительным собеседником. Уважать ребёнка как личность, стараться слышать и понимать его, так как взрослый уже был ребёнком и имеет опыт жизненных переживаний из своего детства.
В свою очередь, мы, как педагоги дошкольного образования должны научиться видеть и понимать эмоциональное состояние воспитанника. И постараться сделать пребывание ребёнка в стенах детского сада максимально комфортным для него. Найти индивидуальный подход к каждому, учитывая его сложившиеся жизненные стереотипы, для этого, в своей группе проводим различного рода мероприятия с привлечением родителей: клубные часы с привлечением психолога, раскрывая все аспекты разного рода родительского поведения и последствия которые оно за собой влечёт; мастер-классы направленные на совместную деятельность родителей и детей; реализуем совместные тематические проекты; экскурсии на природу. Проделанная работа в данном направлении даёт положительные результаты в воспитании детей. Родители стали чаще обращаться к нам за помощью в вопросах воспитания и образования детей, видеть в нас не только людей, которые осуществляют присмотр и уход за их ребёнком, но и грамотных специалистов, а также равноправных партнёров!
Библиографический список
1. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. -9-е изд. – СПб. : Питер, 2004. – 940с. : ил. -(Серия «Мастера психологии»)
2. Ю. П. Азаров. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы. Москва. 1993. – 608 стр.