Людмила Косенко
Консультация «Проблема психологического благополучия детей в разновозрастных группах»
▼ Скачать + Заказать документы
В давно сложившейся в России системе образования принято объединять детей в группы в зависимости от их возраста. Таким образом, первые 15-20 лет своей жизни, человека окружают в основном сверстники.
До введения всеобщей системы образования – дети росли в семье, в компании своих младших и старших братьев и сестёр, работали, помогая взрослым. В наше время, лишь окончив институт и поступая на работу, то есть, выходя в реальный мир, человек имеет возможность непосредственно общаться с людьми разного опыта и возраста, вступать в социальные взаимоотношения. В чем же преимущества построения детского общества, когда в группе есть дети разного возраста.
Публикация «Консультация „Проблема психологического благополучия детей в разновозрастных группах“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Особо хочется мне отметить, тот факт, что в разновозрастной группе легче проходит адаптация к детскому саду. Ребёнок видит спокойных детей, занятых делом, и понимает, что все в порядке, мама никуда не денется и обязательно его заберет. А пока можно узнать что-то новенькое, поиграть с новыми игрушками.
Попадая в разновозрастную группу, ребёнок видит то, к чему он реально может стремиться, понимает, что если другие дети это делают, то значит, и он сам может этого достичь, когда чуть-чуть подрастёт. Младшие тянутся за старшими, учатся у них, перенимают правила поведения, способы решения конфликтов, а так же, стараются повторить то, чем занимаются старшие. Если в разновозрастной группе все время происходит передача знаний, умений от наиболее старших детей к младшим, то в группе одного возраста дети не могут учиться друг у друга, так как уровень их развития, интересы примерно одинаковы.
Интересно влияние разновозрастной группы на характеры детей. Робкий ребёнок, общаясь с малышами, может развить в себе лидерские качества, его собственный авторитет поднимается у него в глазах, когда он руководит малышами, или помогает что-то сделать. Излишне агрессивный ребёнок может – научиться сдерживать свои порывы, так как вокруг находятся младшие дети, которым он может нанести больший вред, чем ровесникам.
В разновозрастной группе ребёнок имеет возможность сделать выбор в зависимости от собственных психологических потребностей : занять позицию «маленького», принимающего помощь, опекаемого и наслаждаться заботой окружающих, или же, стремясь к старшим детям, стать «большим», стараться все делать самому. В разновозрастной группе ребёнок видит как своё «будущее» - старших, самостоятельных детей, так и «прошлое» - малышей, которые нуждаются в помощи, утешении. Возможно, это учит ребёнка мыслить более глубоко, искать связи в окружающем мире.
Также можно отметить, что в разновозрастных группах складываются более близкие, семейные взаимоотношения между детьми. В группе отсутствует конкуренция, зависть, так как дети понимают, что если они чего-то еще не могут, им просто нужно вырасти. Потому-что наиболее старший ребёнок быстрее бегает, аккуратнее действует, или решает сложные задачи. Если разновозрастные группы в детском саду еще имеют место быть, то в школах всех детей делят по возрасту.
Таким образом, разновозрастная группа даёт много возможностей для личностного и интеллектуального роста детей, социализации, обучения. Это требует более тонкой работы педагога, умения наблюдать, вовремя что-то сказать, или наоборот, промолчать, предоставив возможность детям разобраться самим. Так же важно правильно организовать среду, чтобы она удовлетворяла потребностям детей всех имеющихся возрастов.