Екатерина Варварина
Современные технологии в коррекционной работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
В современной логопедической практике при наличии условий активно используются не традиционные для логопедии технологии :
• нейропсихологические технологии,
• кинезитерапия,
• гидрогимнастика,
• суджок-терапия,
• гимнастика Стрельниковой,
• дыхательный тренажёр Фролова,
• фитотерапия,
• аурикулотерапия,
• ароматерапия,
• музыкотерапия,
• хромотерапия,
• литотерапия,
• имаготерапия,
• сказкотерапия,
• песочная терапия,
Публикация «Современные технологии в коррекционной работе учителя-логопеда» размещена в разделах
• различные модели и символы,
• активно внедряются в коррекционно-развивающий процесс мультимедийные средства коррекции и развития,
О последних расскажу подробнее.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Положения Концепции модернизации образования, рекомендательное письмо Министерства образования РФ от 25 мая 2001 года об информатизации системы дошкольного образования служит отправной точкой для принятия управленческих решений и создание условий для формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов и воспитанников ДОУ. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может играть роль незаменимого помощника в воспитании и обучении ребенка, а также в формировании речевого развития дошкольников и служить мощным техническим средством обучения.
В последние годы заметно увеличилось количество детей с речевыми патологиями. Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает результативность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в коррекционно-образовательном процессе ДОУ.
Исходя из выше изложенного, проблему изучения и использования информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями считаю актуальной и перспективной, имеющей большую практическую значимость.
Сочетание классических, традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе компьютерных, позволяет сделать коррекционно-образовательный процесс в ДОУ более разнообразным, нестандартным, познавательным, занимательным, мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, что особенно важно для логопедической работы.
Преимущества:
Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
Мотивируется познавательная деятельность ребенка за счёт коммуникации, взаимопонимания, что достигает положительного отношения к логопедической работе
Развивается эмоционально-волевая сфера детей;
Происходит побуждение к активной творческой деятельности;
Более продуктивно корригируются речевые нарушения у дошкольников;
Создаётся положительная эмоциональная атмосфера сотрудничества.
Возможность управлением познавательной деятельностью дошкольников, т. е. переход из позиции дающего знания в позицию организатора собственно познавательной деятельности детей;
Когда можно использовать ИКТ:
-При объяснении (введении) нового материала.
-При закреплении.
-При повторении.
-При обобщении.
-При обследовании.
-При формировании звукопроизношения.
-- В коррекционной работе по развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания.
-В коррекционной работе по формированию фонематического анализа и восприятия, овладение элементами грамоты.
-В коррекционной работе на лексическом уровне.
-В коррекционной работе на синтаксическом уровне.
-В коррекционной работе по развитию связной речи
Медиаресурсы, которые могут быть использованы на логопедических занятиях:
• Логопедический тренажер «Дэльфа -142», Дэльфа М, 2007 г.
• Логопедическая коррекционная программа «Игры для Тигры», ООО «РВС», 2003 г.
• «Букварик смешарик», ООО «Новый диск», 2007 г.
• «Баба Яга учится читать», Медиахаус, 2003 г.
• «Учимся читать», авт. и рук. Синицын А. И., 2004 г.
• «Букварь», ООО «Мультимедийные образовательные системы», 2005 г.
• Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно», ООО «Новый диск», 2008 г.
• 1С: Образовательная коллекция «Скоро в школу. Учимся читать», ООО «1С-Паблишинг», 2009 г.
• Авторские презентации логопедических занятий
• «Мерсибо» интерактивный педагогический портал
Я выбрала для себя самый доступный : Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно», ООО «Новый диск», 2008 г.
Программа находится в свободном доступе в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
Особенности игры:
• Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.
• Красочная графика, множество звуковых файлов.
• Несколько уровней сложности в каждом задании для детей с разным уровнем речеслухового развития.
• Разработано совместно с учителями-логопедами.
Прилагаются рекомендации по использованию программы при работе с ребенком
Содержание диска (разделы) :
• Неречевые звуки
• Звукоподражание
• Речевые звуки
• Развитие связной речи
Разделы "Неречевые звуки" и "Звукоподражание" представлены серией тематических и сюжетных интерактивных экранов, экспериментальных заданий, которые знакомят со звуками окружающего мира, мира неживой и живой природы. В каждом задании предлагается два режима работы : "Изучение" и "Задание".
Режим "Изучение" предполагает интерактивное знакомство детей с разнообразием звуков. При работе в данном режиме ребенок имеет возможность, выбирая мышью объекты на экране, прослушать издаваемые ими звуки, голоса, способы звучания.
Режим "Задание" направлен на развитие звуковой и зрительной памяти, внимания. При работе в данном режиме сначала предлагается выбрать уровень сложности, который определяет количество объектов или звуков для запоминания и поэтому влияет на сложность стоящей перед ребенком задачи.
Клавиша Отключить/Включить голос диктора предназначена для отключения звуковых инструкций диктора (для индивидуальной работы с ребенком). Чтобы звуковые инструкции были отключены, необходимо воспользоваться этой клавишей до того, как вы выберите режим работы с заданием.
Раздел "Речевые звуки" представлен мультимедийными играми-заданиями нескольких типов и направлен на развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка. Для того чтобы начать выполнение задания, необходимо нажать клавишу Начать. После выполнения задания повторное нажатие этой клавише позволит выполнить его повторно, но будет предложен уже другой вариант (набор картинок, слов или т. п.).
Игровые задания раздела "Развитие связной речи" учат детей связно говорить, формулировать целые предложения. В заданиях "Слово-действие", "Подбери действие", "Слово-признак", "Подбери признаки", "Составляем описание" чтобы начать выполнение задания, необходимо нажать клавишу Начать.
Чтобы проверить, правильно ли выполнение задание, необходимо нажать клавишу Проверить. Если задание выполнено верно, появляется клавиша Продолжить, нажав на которую, можно перейти к следующему варианту.
В задание "Послушай рассказ" необходимо сначала нажать клавишу Начать и прослушать инструкцию диктора. Чтобы прослушать рассказ, необходимо нажать клавишу Прослушать рассказ. После того, как задание выполнено, нажмите клавишу Проверить.
Для выхода из программы нажмите клавишу в виде крестика (в правой верхней части экрана) и выберите Да.
Планируемые результаты использования:
Оптимальное сочетание использования компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи дошкольников с традиционными методами и приемами логопедической работы позволит эффективнее устранять речевые недостатки и тем самым преодолевать преграды на пути успешной подготовки детей к школе.