ермакова наталья
Современные технологии в формировании правильных певческих навыков у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Пение является основным средством музыкального воспитания. Оно наиболее доступно детям из всех видов музыкальной деятельности. Дети любят петь и охотно это делают. Участвуя в пении, дети активно исполняют музыкальное произведение, при этом они выражают свои переживания, чувства и глубже воспринимают музыку.
Слова в песне помогают детям понять содержание музыки и облегчают усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на инструменте, поэтому так важен правильный показ взрослого, его правильная певческая установка.
Пение развивает музыкальные способности у детей: слух, память, чувство ритма.
Публикация «Современные технологии в формировании правильных певческих навыков у дошкольников» размещена в разделах
Пение оказывает большую помощь в развитии речи, так как при пении приходится выговаривать слова протяжно, нараспев, что помогает чёткому произношению звуков и слов.
Пение объединяет детей общим настроением, учит совместным и согласованным действиям. Оно способствует развитию и укреплению лёгких и всего голосового аппарата.
Особенности детского голоса.
Голосовой аппарат ребёнка отличается от голосового аппарата взрослого. Он очень хрупкий, нежный, непрерывно растёт. Гортань с голосовыми связками в два раза меньше гортани взрослого, связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Он усиливается резонаторами, головным и грудным. Грудной резонатор у детей развит слабо, преобладает головной, поэтому детский голос очень лёгкий. несильный но часто звонкий. Диапазон небольшой, при правильное работе с голосом дети трёх лет могут петь чисто, свободно, звонко в пределах ми – си, дети 4-х лет – ре – си, дети 5-ти – ре – до, дети 6 – ти – ре- ре.
Наиболее лёгкие, естественные, ненапряжённые звуки – примарные- обнаруживаются у детей при тихом пении в среднем регистре фа – си. Звук до 1-й октавы у детей звучит напряжённо и надо его избегать давать детям.
Звукообразование.
Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильная работа органов голосового аппарата : нижнней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком. Поэтому важно, чтобы дети, раскрывая рот, опускали нижнюю челюсть свободно. Правильному извлечению звука помогоет и мягкое нёбо с маленьким язычком, которое очень подвижно и может подниматься, чему особенно способствуют гласные у и о, согласные к, г, х. Благодаря им звук свободно расширяется от гортани до отверстия рта. Сочетания гласных о и а губными согласными б, п, в, ф приближает звук к зубам, это формирует высокую певческую позицию.
Особенно важно, чтобы взрослые пели в высокой певческой позиции. Слушая такое пение, дети начинают подражать ему и петь более звонко, легко, и чисто.
Напевность неразрывно связана с правильным звукообразованием. Чтобы научить детей петь напевно, протяжно, надо с самого раннего возраста учить их про тягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Очень способствуют выработке такого навыка русские народные песни. Развитию напевности помогает также разучивание песен в замедленном темпе.
Дикция.
Дикция очень важна для правильного звукообразования, небходимо учить детей произносить согласные возможно быстро и чётко. Существует много приёмов обучения правильному произношению в пении. Например, выразительное чтение текста песни, при этом необходимо следить,чтобы оно производилось на высоком звучании в умеренном темпе.
Дыхание.
Большое значение в правильном звукообразовании имеет дыхание. На музыкальных занятиях дыхание детей укрепляется при помощи пения. Достаточно следить, чтобы дети не прерывали дыхание посередине слова. Чтобы помочь детям научиться правильно брать дыхание, надо выбирать на первых порах песни с короткими музыкальными фразами. Очень хорош метод пения цепочкой, по фразам.
Чистота интонации.
Музыкальным слухом называется способность воспринимать, различать высокие и низкие звуки, слышать, то есть представлять себе мысленно мелодию, запомнить её и правильно, не фальшиво спеть или сыграть по слуху на каком- либо музыкальном инструменте. Музыкальный слух можно и нужно развивать.
Плохо развитый музыкальный слух негативно влияет на чистоту интонации. Также важно, чтобы голосовой аппарат ребёнка был здоровым. На чистоту интонации влияют и такие качества у детей, как застенчивость или отсутствие внимания. Часто дети не умеют правильно извлечь слышимый звук, придать соответствующее положение голосовым связкам, мышцам рта, дыхательным мышцам. Внимание в большой степени влияет на успешность занятий пением. Некоторым детям мешают недостатки в артикуляционном аппарате. Из-за плохой работы этого аппарата дети неправильно произносят отдельные звуки, слоги, слова и фальшиво поют. Своевременное устранение таких дефектов улучшает чистоту интонации у детей.
Огромное значение имеет подбор песен, удобных по диапазону, тесситуре и дыханию для данной группы детей. Чистота интонации достигается благодаря таким методическим приёмам, как слушание песен в качественном художественном исполнении взрослых или детей, поющих чисто, а также в исполнении их на музыкальном инструменте без пения. Очень важно систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения.
Одной из причин стойкого низкого звучания голоса ребёнка является низкий разговорный голос. Чем скорее удаётся с помощью некоторых приёмов повысить разговорный голос, тем скорее он овладеет высоким звучанием в пении. Для правильного звукообразования при пении большое значение имеет исполнение детьми песен на детских металлофонах или струнных цитрах.
Современные технологии, применяемые в работе над правильным звукообразованием, основаны на таких базовых принципах, как принцип воспитывающего обучения, принцип доступности, принцип постепенности, последовательности и систематичности, принцип наглядности, принцип сознательности. Современные технологии обучения детей пению предполагают следующие эффективные приё мы : 1 показ с пояснением (если дать детям прослушать песню в первый раз без пояснения, дети могут обратить внимание не на саму песню, а на какое-то внешнее обстоятельство), 2 игровые приёмы (использование картин, игрушек), 3 вопросы к детям, активизирующие их мышление.
Несколько слов необходимо сказать и об общей подготовке музыкального руководителя к проведению занятий пением. Выбрав песню, он должен тщательно выучить её, для этого необходимо несколько раз спеть мелодию без сопровождения вслушаться в неё, хорошо усвоить мелодию и литературный текст, продумать исполнительский план.
Первое, правильное, художественно- выразительное исполнение песни музыкальным руководителем не только производит сильное впечатление, но благодаря детской склонности к подражанию, помогает хорошему, качественному её исполнению и лучшему усвоению детьми.
В заключение вышесказанного хотелось бы отметить, что весьма немаловажным фактором при работе с детьми дошкольного возраста является знание музыкальным руководителем репертуара детских песен, владение методикой пения и умение беречь детский голос. Для закрепления певческих навыков нужно, чтобы песня звучала не только в стенах детского сада, но и в домашней обстановке. Поэтому музыкальные руководители должны проводить соответствующую работу с родителями, показывая им рекомендованные детские песни, всемерно способствуя общему эстетичкскому развитию ребёнка.