Екатерина Михалдыка
Педагогические технологии, способствующие развитию певческих и исполнительских навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические технологии, способствующие развитию певческих и исполнительских навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Михалдыка Екатерина Вадимовна,
музыкальный руководитель.
Публикация «Педагогические технологии, способствующие развитию певческих и исполнительских навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2018
Пение является основным видом музыкальной деятельности дошкольников. Пение, как активная исполнительская музыкальная деятельность, очень способствует глубокому восприятию музыки, активному выражению своих чувств, развитию музыкальных способностей, выражению своих впечатлений и отношений к окружающему миру, закреплению интереса к музыке. Старший дошкольник много импровизирует во время пения. Он может создавать оригинальные мелодические фразы и песенки на предлагаемые тексты.
Одними из основных задач музыкально-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста являются :
- совершенствование навыков пения;
- работа над постановкой голоса: выполнение различных дыхательных упражнений, работа над дыханием в песне;
- развитие умений чистоты интонирования в пении;
- выработка исполнительских, певческих навыков.
Обозначив задачи, музыкальный руководитель всегда ищет способы их решения. Так, на решение данных задач направлены некоторые педагогические технологии, описанные А. Г. Гогоберидзе и В. А. Деркунской (1).
Педагогическая технология – инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю дошкольного образовательного учреждения эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности. (1)
Структура технологии определена : диагностикой, ясностью цели, определенной последовательностью профессиональных действий, прогнозированием промежуточного и окончательного результатов. Также любая технология строится на философско-психолого-педагогических принципах, таких как:
- принцип гуманизации;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка в организации музыкально-художественной деятельности;
- принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе музыкальной деятельности;
- принцип педагогической поддержки;
- принцип педагогического сотрудничества и сотворчества;
- принцип целенаправленности педагогического процесса;
- принцип отбора музыкальных произведений;
- принцип систематичности и последовательности в организации музыкально-художественной деятельности;
- принцип продуктивности музыкальной деятельности в дошкольном детстве;
- принцип синкретичности.
Рассмотрим, несколько педагогических технологий развития исполнительских и певческих умений детей старшего дошкольного возраста.
А. Г. Гогоберидзе и В. А. Деркунская предлагают педагогическую технологию развития сотрудничества у старших дошкольников в процессе пения. Ее цель – развивать сотрудничество у детей в процессе музыкально-исполнительской деятельности (пения). Именно в старшем дошкольном возрасте обостряется потребность ребенка в совместном решении задач детской деятельности, достижении общего результата, а хоровое пение объединяет детей, создает условия для эмоционального музыкального общения между ними. Детский хор представляет собой вокально-исполнительский коллектив, который объединен общими творческими целями и задачами. Но хоровое пение будет инициировать сотрудничество только в определенных педагогических условиях, а именно:
- когда отобран музыкальный репертуар, позволяющий обогатить представление дошкольников о сотрудничестве;
- когда подобраны или разработаны музыкально-вокальные игры, направленные на развитие умений сотрудничества дошкольников;
- когда хоровое пение используется в ситуациях, требующих совместной самостоятельной деятельности детей.
Как уже ранее было сказано, в структуру технологи входит диагностика. Диагностика имеет три направления. Первое и второе направление осуществляются с помощью наблюдения, создания экспериментальных ситуаций, диагностических игр. Третье – реализуем, используя индивидуальную беседу, а также групповые творческие задания, такие как, «Хоровод», «Дружные голоса», «Подбери себе пару». Педагогическая технология состоит из 3 этапов :
I этап. Организация слушания с детьми рекомендуемых песен, обсуждение, анализ ипроизведений.
II этап. Развитие у детей старшего дошкольного возраста умения совместной деятельности в музыкальных играх.
III этап. Организация совместной музыкально-исполнительской деятельности старших дошкольников.
Следующая технология – это педагогическая технология развития интереса к пению детей старшего дошкольного возраста.
Цель – развитие интереса к пению у детей старшего дошкольного возраста.
Современная социокультурная ситуация ставит перед педагогами дошкольных учреждений и родителями целый ряд задач по формированию у дошкольников музыкальной культуры, в том числе культуры восприятия музыки популярных жанров. В связи с этим ведущим методическим направлением работы с дошкольниками может стать широкое использование произведений эстрадной, поп- и рок-музыки, а также авторских песен, созданных специально для детей (1).
На этапе диагностики:
1. Изучаем особенности интереса к пению и музыкальные предпочтения детей старшего дошкольного возраста (беседы, наблюдение, экспериментальные ситуации, анкетирование родителей, анкетирование педагогов).
2. Выявляем особенности развития музыкальных способностей детей (диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку, темпо-метрического, тембрового, звуковысотного, динамического слуха, чувства музыкальной формы).
3. Определяем своеобразие сформированности детских певческих умений (умеет ли ребенок петь легким, протяжным звуком, рационально используя дыхание, четко артикулируя слова, интонируя мелодию, следя за динамической нюансировкой).
Данная технология имеет 4 этапа.
I этап. Обогащение музыкально-слухового опыта ребенка, знакомство с детскими песнями: режимные моменты под музыку, детские песни при проведении занятий.
II этап. Проектирование музыкально-обогащенной среды группы и организация самостоятельной деятельности детей : обновление музыкального уголка в группе; обогащение каждой тематической зоны в предметной среде группы песенным материалом.
III этап. Проведение индивидуальной работы с детьми в зависимости от особенностей развития их музыкальных способностей и интереса к пению.
IV этап. Организация консультаций для родителей с целью разъяснения значимости музыкально-звуковой среды для ребенка.
Используя данную технологию в своей работе, музыкальный руководитель сможет развить у детей интерес к пению. У детей появятся предпочтения в выборе песенного материала, который они будут использовать в свободной самостоятельной деятельности. Также у дошкольников разовьются певческие умения. Но для правильного и поэтапного развития певческих умений существует специальная педагогическая технология, которая реализуется музыкальным руководителем в сотрудничестве с педагогом на музыкальных занятиях, а также посредством музыкально-дидактических игр в свободное время. Развитие певческих умений у детей возможно при последовательной, систематической работы с ними, которая включает:
- развитие музыкальных способностей (звуковысотный, динамический, ритмический слух);
- отбор содержания игровых певческих упражнений;
- разнообразные игровые и сюрпризные моменты на музыкальных занятиях.
На этапе диагностики мы изучаем особенности певческих умений детей (звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонирования, слаженность, определяем особенности музыкального слуха.
Этапы технологии :
I этап. Игра в музыкально-дидактические игры, обогащая музыкально-слуховые представления детей.
II этап. Развитие певческих умений детей в процессе игровых упражнений.
III этап. Активизация проявления певческих умений детей на музыкальных занятиях.
Ожидаемыми результатами данной технологии являются : положительная динамика развития певческих умений, развитие музыкального слуха, развитие самостоятельной музыкально-игровой деятельности и желание петь у детей старшего дошкольного возраста.
Рассмотрим педагогическую технологию развития песенного творчества детей старшего дошкольного возраста.
Детское песенное творчество – это иными словами сочинительство. Дети сначала включаются в выполнение отдельных творческих заданий, участвуют в сочинении отдельных частей создаваемой песни. По мере усвоения творческого опыта они выполняют уже все необходимое для создания целостной и завершенной композиции, хотя и в самой простейшей форме (1). Песенное творчество требует совместных действий, сотворчества взрослого и детей, особенно на первых этапах. Очень важно при развитии песенного творчества у детей учитывать особенности детской музыкальной субкультуры и способностей детей к песенному творчеству, обогащать музыкальный опыт детей, проектировать специальную развивающую среду группы, стимулирующую песенное творчество детей.
Этапами данной технологии являются :
I этап. Проведение предварительной работы с родителями (консультации на тему «Наши музыкальные таланты»).
II этап. Обогащение песенно-музыкальным опытом детей.
III этап. Развитие детского песенного творчества (развитие творческих способностей и воображения; развитие музыкальных способностей детей).
IV этап. Создание условий для самостоятельной творческой деятельности детей.
В итоге, у детей появляется интерес к музыке, к песне; потребность в песне; активизируется творчество, импровизационность, появляются продукты песенного творчества.
Итак, мы рассмотрели авторские вариативные педагогические технологии развития музыкальных исполнительских и певческих умений детей старшего дошкольного возраста, апробация которых позволили получить эффективные результаты в детских садах Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других городов России. Использование их в дошкольных образовательных учреждениях позволит достигнуть высоких результатов в ходе педагогического процесса.
Список литературы.
1. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста : Учебно-методическое пособие. – ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 г. – 656 с.