Маматова Наталья Ивановна
Современные подходы к работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: статья посвящена обоснованию возможности построения коррекционно-образовательного процесса с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, на основе учета их модальностей восприятия.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, модальность восприятия, аудиал, визуал, кинестетик.
Уровень профессионального мастерства каждого педагога определяется умением реализовать принцип индивидуального подхода. Для успешного обучения детей дошкольного возраста педагог должен учитывать способности воспринимать, запоминать и использовать учебный материал. Выбор методов и средств обучения зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Именно тип модальности восприятия в наибольшей степени оказывает влияние на процесс обучения.
Публикация «Современные подходы к работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи» размещена в разделах
Изучением модальностей восприятия занимались отечественные и зарубежные педагоги и психологи: Б. Г. Ананьев, Н. П. Бехтерев, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Л. Сиротюк, К. Юнг и др., логопеды: Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева и др.
Речь – это психический процесс, который протекает параллельно с развитием умственных и физических качеств ребенка и является основой для полноценного развития речи. Учет ведущей модальности детей при коррекционно-логопедической работе способствует повышению ее результативности.
Все дети разные и восприятие окружающего мира у каждого происходит по-разному. Зная особенности восприятия ребенка, а именно тип его ведущей модальности, можно организовать более эффективную коррекционную работу. Ведущая модальность формируется на самых первых этапах становления психики, и изменяется в течение всей жизни.
Согласно исследованиям Б. Г. Ананьева, у каждого человека в онтогенезе складывается сенсорно-перцептивная система, при этом один из органов чувств становится ведущим, остальные дополняющими. От особенностей сенсорно-перцептивной системы зависят языковые способности, а также своеобразие процесса получения, переработки и передачи информации. От типа модальности ребенка зависит не только его поведение, но и восприятие им учебного материала. Ребенок воспринимает окружающий мир всеми пятью чувствами, но новая информация воспринимается лучше и быстрее с помощью ведущей модальности.
Л. Брэдвэй в своих работах выделяет три типа сенсорно-перцептивной модальности, т. е. три основных способа познания окружающего мира:визуальный, слуховой и кинестетический.
На связь между модальностью восприятия и развитие устной и письменной речи указывают различные исследования в педагогике и специальной психологии. Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер доказали, что для нормального развития речи необходимо соотношение различных видов восприятия. В работах Ж. Пиаже, В. П. Зинченко роль модальности восприятия при развитии речи рассматривается при анализе механизмов перевода вербальной информации в другие модальности.
По мнению О. С. Ушаковой, слова состоят из нескольких морфофункциональных образований:
1. Система нервных клеток слухового анализатора связана с восприятием звучащего слова.
2. Система клеток кинестетического речевого поля.
3. Система клеток различных анализаторов, которые принимают участие в формировании образного компонента слова.
Следовательно, процесс освоения ребенком устной и письменной речи зависит от развития отдельных анализаторов и связей между ними.
Исследования подтверждают, что эффективность обучения во многом зависит от выбранного педагогом способа подачи материала. При использовании опоры на ту модальность, которая не являются ведущими, ребенок усваивает материал не полностью и ему требуется для этого гораздо больше времени.
Согласно исследованиям И. Ю. Мурашовой, дети с аудиальным типом модальности лучше всего воспринимают и запоминают информацию на слух. Такие дети любят читать стихи петь, задают много вопросов. Речь у детей-аудиалов обычно развивается в соответствии с нормой, они рано проявляют интерес к чтению, легко овладевают не только устной, но и письменной речью. Дети данной группы легко запоминают то, что услышали и легко отвлекаются на звуки. При обучении таких детей внимание акцентируется на слуховых ощущениях, при этом особое внимание уделяется интонации, тембру голоса, мелодичности.
Таким образом, учитывая сенсорно-перцептивные особенности каждого ребенка, можно повысить эффективность занятий по развитию речи и подготовке ребенка к обучению грамоте.
Литература:
1. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии[Текст] : Учеб. пособие для слушателей спецфакультетов по переподготовке работников нар. образования по направлению "Психология" /В. М. Астапов; О-во "Знание" РСФСР, Секция пед. и психол. знаний – М. : Знание, 1991. - 216 с.
2. Забрамная А. В. О готовности к обучению чтению детей 4-5 лет с нарушениями речи[Текст] /А. В. Забрамная // Логопед в детском саду. - 2006. - № 6.- С. 27-31.
3. Волкова И. Ю. Роль полимодального восприятия в речевом развитии ребенка [Электронный ресурс]/ И. Ю. Волкова //