Шелудько Надежда
Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями
▼ Скачать + Заказать документы
Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
Работа с родителями
В Законе РФ «Об образовании» (от 10.07.1992 №3266-1) уважение к семье признаётся одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребёнка превращается в его цель.
С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка.
Публикация «Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями» размещена в разделах
В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями.
Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)
Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)
Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.
Принципы совместной работы ДОУ с семьями :
• открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
• мониторинг общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель ДОУ – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
Все формы взаимодействия с родителями подразделяются на:
• Коллективные (массовые) формы, которые подразумевают работу со всем или большим составом родителей детского сада или группы. Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
• Индивидуальные формы, которые предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
• Наглядно-информационные формы, они играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать
традиционными.
А также нетрадиционные формы, которые пользуются собой популярностью, как у педагогов, так и у родителей. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители продолжают играть познавательные формы. Они призваны способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
Рассмотрим коллективные формы общения:
• Общее родительское собрание ДОУ.
Цель данной формы работы это координация действий родителей и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников.
• Педагогический совет с участием родителей.
Целью работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.
• Родительская конференция.
Ценность этой формы работы в том, что участвуют не только родители, но и педагоги, работники управления образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи, логопед, педагоги школы искусства, хореографы.
• Тематические консультации.
Организуются с целью квалифицированно ответить на все вопросы, интересующие родителей или дать совет.
• Педагогический консилиум.
Помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь.
• Групповые собрания родителей.
Форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
• «Круглый стол».
Проводится в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов, которые обсуждают с родителями актуальные проблемы воспитания.
• Родительский совет или родительский комитет группы.
Это группа родителей, которая содействует администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности, так же участвуют в организации и проведении совместных мероприятий.
• Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей.
Такая форма работы знакомит родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
• «Дни открытых дверей».
Даёт возможность родителям увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов, т. к. сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него.
• Презентация или сайт дошкольного учреждения.
Знакомит родителей с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
• Клубы для родителей.
Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.
• Устный педагогический журнал.
Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.
• Вечера вопросов и ответов.
Такая форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
• «Родительский университет».
Данная форма способствует изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.
В родительском университете могут работать разные кафедры по потребностям родителей: «Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая профессия); «Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя); «Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций).
• Мини-собрания.
Ценность этой формы работы с родителями в том, что обсуждается интересующая всех тема в узком кругу из 3 - 4 семей.
• Исследовательские - проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.
В процессе игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений.
• Тренинги.
Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним.
• Попечительский совет.
Является коллегиальным органом самоуправления, постоянно действующим на общественных началах при ДОУ.
• Дни добрых дел.
Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.
Рассмотрим индивидуальные формы:
• Педагогические беседы с родителями.
Организуются с целью оказания родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания.
• Посещение семьи.
Познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке.
• Индивидуальные консультации.
Педагог отвечает на вопросы родителей и стремится дать квалифицированный совет.
К данным формам можно также отнести:
• Индивидуальные блокноты.
• «Школа молодой семьи».
• Выполнение индивидуальных поручений.
• Телефон Доверия.
• Почта Доверия.
• Копилка Добрых дел.
• Гость группы.
• Доброволец.
Досуговые формы взаимодействия с родителями :
• Праздники, утренники, концерты, соревнования и др.
Данная форма помогает создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.
• Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи.
Такая форма важна в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем.
• Совместные походы и экскурсии.
Основная цель таких мероприятий - это укрепление детско-родительских отношений.
• Благотворительный акции.
Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, но и для родителей.
К данным формам также можно отнести:
• Кружки и секции
• Клубы отцов, бабушек, дедушек.
• Клуб выходного дня.
• Выпуск стенгазеты.
• Домашние гостиные.
• Работа театральной труппы: дети – родители (совместная постановка спектаклей).
• Семейные встречи.
• Веломарафон.
• Музыкальные и литературные салоны.
• Коллекционирование и др.
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями :
Главная задача - познакомить родителей с задачами, условиями, методами и содержанием воспитания детей в ДОУ и группе, оказывать практическую помощь семье и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада.
• Уголок для родителей.
• Выставки, вернисажи детских работ.
• Информационные листы.
• Памятки для родителей.
• Папки–передвижки.
• Родительская газета.
• Видеофильмы.
• Совместное создание предметно – развивающей среды.
• Семейный и групповые альбомы.
• Фотовыставки.
• Эмоциональный уголок.
Информационно-аналитическая форма организации взаимодействия с родителями :
• Анкетирование.
Такая форма используется с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Письменные формы взаимодействия с родителями :
Поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения (когда сложности с графиком работы родителей или нехватка времени мешают вам встретиться с ними лично).
• Брошюры.
• Пособия.
• Бюллетень.
• Еженедельные записки.
• Неформальные записки.
• Личные блокноты.
• Доска объявлений.
• Ящик для предложений.
• Отчеты.