Светлана Яцула
Современные подходы к организации музыкального воспитания в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой гармонически развитой личности ребенка. На музыкальных занятиях, праздниках, минутках досугов дети приобретают навыки, умения, знания, которые способствуют формированию предпочтений, вкусов детей, интересов, потребностей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.
Публикация «Современные подходы к организации музыкального воспитания в детском саду» размещена в разделах
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования: происходит смена образовательной парадигмы, интенсивно внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. В связи с этим актуальность приобретает поиск современных педагогических подходов, обеспечивающих творческое развитие личности каждого ребенка.
Как заинтересовать и увлечь ребенка музыкой, этот вопрос требует выведения на первый план тех методов обучения, которые позволяют вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком. Этим обосновано преобладание интегрированных методов обучения, представляющих собой специфический сплав общепедагогических и специальных методов музыкального обучения и воспитания. Приобщение к искусству, музыкальное обучение – очень индивидуальное и даже интимное занятие, связанное с неповторимым самоопределением личности. А потому путь к музыке должен быть оправдан с точки зрения человека, и исходить из него. В связи с этим, выбирая формы и методы работы музыкально-художественной деятельности, представляется необходимым направлять их на развитие у детей:
способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению;
ассоциативности художественного мышления;
выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической, инструментальной;
координации слуха – голоса – зрения – движения;
чувства ритма: временного, пространственного, пластического, музыкального;
умение различать и отражать художественными средствами большое – маленькое, высокое – низкое, приближение – удаление…
палитры выразительных движений, звучащих жестов, звукоподражания, красок собственного голоса, способов элементарного музицирования, художественно-изобразительной деятельности;
радостного, сопричастного, игрового мироощущения.
С появлением авторских программ, по музыкальному воспитанию - «Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюнниковой, «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, «Синтез» Т. Г. Рубан, К. В. Тарасовой; современных методик и разработок Т. Боровик, А. Евдотьевой, Т. Сауко, М. Картушиной, - появилась возможность разнообразить, варьировать способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие, а так же сочетать элементы этих программ и технологий с основной рабочей программой дошкольного учреждения.
В соответствии со Стандартом музыкальное воспитание дошкольников нашего детского сада осуществляется на основе программы, разработанной музыкальным руководителем, включает в себя помимо основной общеобразовательной программы и авторские технологии: «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой. «Ритмическая мозаика» Л. М. Бурениной и др.
На основе вышеперечисленных программ и технологий мной была написана программа хореографического кружка «Мозаика», Цель программы: создание условий для развития двигательной, функциональной и познавательной активности детей дошкольного возраста через использование ритмической гимнастики.
Занятия по программе ритмическая гимнастика с дошкольниками организованы в рамках дополнительных кружковых занятий. Программа рассчитана на два года обучения. Обучение проходит через музыкально - ритмические движения. Это дает возможность более глубоко познакомить с техникой выполнения различных движений и отработать их практически.
По программе ритмическая гимнастика занимаются дети старшей и подготовительной групп. Оптимальное количество занимающихся 12-16 человек. Такой количественных и возрастной состав детей позволяет строить работу рационально, преподносить материал с усложнениями и обеспечить возможность индивидуального подхода. Состав группы постоянный.
Главными компонентами ритмической гимнастики являются Движение, Музыка, Игра и Сюжет.
Компонент Движение направлен в основном на развитие физических качеств, координационных способностей и функциональных возможностей организма ребенка. Для этого используются:
Мнемотехника – совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Развивает ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. В данном случае это схема построения и перемещения детей.
Координационно-подвижные игры – игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
Коммуникативные танцы– несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации и направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнером и группой. Развивает коммуникативные навыки, двигательную координацию, чувство ритма.
Анимационные танцы – набор движений под четкую музыку, выполняемые в среднем ритме, где не нужна особая подготовка. Дети выполняют все по показу взрослого и им это очень нравится. Родители во время праздников с удовольствием танцуют с детьми.
Флешмоб – заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится. В основном такие танцы для праздников. Здесь важно отработать каждое движение. Такие танцы более нацелены на зрелищность, эстетику.
Компонент Музыка создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, передать выразительно ее характер. В качестве музыкального оформления используются фонограммы соответствующие тематике танцевальной композиции.
Ритмодекламация под музыку – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Однако исполнение ритмодекламации отличается более чётким произношением и утрированной интонацией. При этом поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что многократно усиливает эмоциональный эффект от прослушивания и, несомненно, является важным развивающим фактором для ребёнка.
Компонент Игра является основной формой познавательной деятельности детей дошкольного возраста, которая активизирует мыслительные процессы и двигательные возможности ребенка, а также создает положительный эмоциональный фон занятий.
Игротренинг – процесс взаимодействия ребёнка и взрослого посредством игры. Методика игротренинга основана на системе игровых упражнений, которые тренируют способность быстро и активно концентрировать слуховое внимание и слуховую память, зрительное внимание и зрительную память, осязание и осязательную память, воображение и творческую фантазию.
Компонент Сюжет разучиваемого танца способствует развитию выразительности движений, жестов и мимики.
Элементарный музыкальный театр – где используются тренинг по актерскому мастерству ( Например: Действие в предлагаемых обстоятельствах)
Группа детей движется по кругу. Темпо-ритм умеренный. Затем педагог предлагает: - вы идёте по песчаному берегу, - песок тёплый, - идёте по острым камням, - снова вышли на песок, - песок очень горячий, жара, - пошёл лёгкий дождь,
- дождь усиливается, - начался ливень, - подул холодный ветер, - снег, - снега уже по щиколотку, - снега по колено, - снега по пояс, при этом метель и сильный ветер
- вдруг выглянуло солнышко, - снег начинает таять, - растаял, - снова тепло, приятная солнечная погода
Разработанные комплексы ритмической гимнастики на основе сюжетно-ролевых игр, отражая идеи гуманизации педагогического процесса и лично ориентированной педагогики, позволяют через игровую деятельность в сочетании с музыкой и разнообразными движениями решать задачи обучении и воспитания.
Программа реализуется в течение учебного года.
Структура занятий
1. Организационной момент – эмоциональный настрой детей на занятие, сообщение тематики, дыхательная гимнастика – 2 мин.
2. Знакомство и обрабатывание музыкально-ритмических движений 20-25 мин.
3. Музыкально-ритмическая игра – развитие творческих способностей, развитие памяти, внимания, релаксация, дыхательная гимнастика – 3-5 мин.
Режим занятий Занятия с детьми проводятся в первой половине дня, один раз в неделю. Продолжительность основных программных комплексов обусловлена возрастом занимающихся: 5-6 лет – 25 минут, 6-8 лет – 30 минут. Дополнительное время по ритмике распределяется в НОД: старшая группа – 12 минут, подготовительная группа – 25 минут.
Учебно-тематический годовой план
№
п/п Тема Количество часов
1 Диагностика детей 1
2 Анкетирование родителей 1
3 Теоретическая часть 6
4 Музыкально-ритмическая игра 6
5 Ознакомление с позициями ног, рук 6
6 Ознакомление с видами ходьбы 6
7 Прыжки 6
8 Танцевальные движения 6
9 Игры-этюды 6
10 Ритмические фантазии 6
11 Постановка танцев 12
12 Диагностика детей 2
Репертуарный план
Старшая группа / Подготовительная группа
Сентябрь Диагностика
Октябрь «Листопад" / Танец с зонтиками
Ноябрь Танец с лентами / Танец с саксофонами
Декабрь «Валенки» Танец / «Музыкальный Дед Мороз»
Январь Танец с обручами / «Зима»
Февраль «Все мы моряки» / «Граница»
Март Танец Цветов / Танец с тканью
Апрель «Дорожный инспектор» / Вальс
Май Подготовка к отчетному концерту.
В основе современных подходов к организации музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
ПЕНИЕ
Игровые распевки – песни-упражнения используются не только для распевания, но и как упражнения, которые подготавливают ребят к преодолению различных певческих трудностей.
Живой вернисаж – пение с использованием тематических иллюстраций.
Метод проектирования – современный метод интеграции деятельности, позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес.
Элементарное музицирование (общение с примарными инструментами) – работа со словом, музыкальными инструментами, использование ритма, мелодий, гармонии в их простейших формах.
Здорвьесберегающие технологии (физминутки, релаксационные паузы, пальчиковая гимнастика, музыкальная терапия) – технология воспитания культуры здоровья дошкольников.
Информационно-коммуникационные технологии (видеопартитуры, мультимедийные презентации, слайд-шоу и др) – все технологии, использующие специальные технические информационные средства.
Практический опыт, приобретенный в работе с дошкольниками, позволяет заключить, что все вышеперечисленные вариативные методы и организационные формы работы с дошкольниками обладают определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения. Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания и обучения.