Валентина Булдакова
Современные подходы ознакомления дошкольников с правилами личной безопасности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
№ 2 детский сад «Колокольчик» р. п. Бисерть
Направление : СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРАВИЛАМИ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО БЕЗОПАСНОСТИ «РЕБЕНОК И ДРУГИЕ ЛЮДИ».
Исполнитель:
Булдакова Валентина Геннадьевна
Темочки:
воспитатель 1 квалификационной
категории МКДОУ №2- детский сад
«Колокольчик» р. п. Бисерть
2014 г.
Содержание
1. Введение.
Актуальность темы, цель и задачи проекта…3
2. Аналитическая часть:…5
2.1. Этапы работы…. 6
3. Заключение…12
4. Литература….13
Введение
Актуальность проекта
Мы живем в современном мире, в котором все, что нас окружает, связано с техническим прогрессом. Физическое и психическое здоровье ребёнка напрямую зависят от социальной и экологической обстановки в обществе. Техногенные катастрофы, экологические катаклизмы, рост преступности, экономическая нестабильность таят опасности для самых маленьких и беззащитных граждан - наших детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что – либо путём долгих и не всегда понятных детям наставлений. Всё это, как правило, даёт обратный результат. Основным ориентиром должен стать учёт жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Правилам личной безопасности мы обязаны научить детей с детства. Считая важным обучению дошкольников правилам личной безопасности с детства, я совместно с детьми и родителями реализовали проект «Ребенок и другие люди», который позволит детям лучше усвоить материал, сформировать у них знания в области безопасности жизнедеятельности, расширит кругозор, поможет в усвоении знаковой системы обозначений, поможет социализации детей в обществе.
Цель проекта: Формировать у детей знания о правилах личной безопасности; основ противодействия терроризму и экстремизму; воспитывать понимание, что именно может быть опасным в общении с другими людьми.
Задачи проекта:
1. Научить детей противостоять опасности и защитить себя в экстремальной ситуации, формировать представление о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах защиты от террористов, привить навыки уверенного поведения в экстремальных ситуациях, воспитывать дружеские отношения к сверстникам и близким людям.
2. Учить нести ответственность за безопасность своей жизни и жизни окружающих;
3. Познакомить более глубоко с профессией сотрудников службы безопасности и спасателей.
4. Расширять представления детей о
Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта: декабрь, январь, февраль.
Предполагаемые результаты:
- Усвоение детьми знаний, о правилах личной безопасности;
- Повышение уровня ответственности за безопасность жизни;
- Развитие у детей активности, самостоятельности, самосознания;
- Повышение уровня мотивации к занятиям;
- Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
К окончанию проекта дети должны:
- понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми, знать правила общения с незнакомыми людьми. Знать действия при возникновении опасностей.
- понимать, что может быть опасным дома и как можно избежать неприятных ситуаций. Знать свой домашний адрес, телефон.
- знать телефоны экстренных служб; понимать ситуации, когда необходимо вызвать милицию, пожарную или скорую помощь; знать правила обращения.
- знать к кому обращаются, если потерялся на улице.
- понимать ценность здоровья и как его сохранить и укрепить.
- понимать, что здоровье человека зависит от хорошего настроения, хороших отношений между людьми. Знать правила позитивного общения с окружающими.
2. Аналитическая часть
При реализации проекта были использованы следующие подходы :
- В процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков; развивается диалогическая речь. Дети учатся задавать вопросы и получать ответы на них, обращаясь к разным источникам (воспитатели, родители);
- Совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата. А также, интересные работы, изготовленные с помощью нестандартных материалов, способствуют, привлечению и удержанию внимания детей на изучаемой теме;
- Реализуя, игровой проект, участники образовательного процесса «родители – дети – воспитатели» (все участники равноправны) учатся взаимодействовать и сотрудничать между собой;
- Целевые прогулки способствовали усвоению материала, зрительная и вербальная информация совместно усваивается быстрее.
2.1. Этапы работы над проектом
I этап. Подготовительный
Разработка проекта
1. Заинтересовать участников изучением данной темы;
2. Подобрать методическую, научно – популярную, художественную литературу, иллюстративный материал, электронный и видеоматериал по теме основы безопасности жизнедеятельности;
3. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной, изобразительной и продуктивной деятельности;
5. Составить план мероприятий.
II этап. Практический
Работа с детьми
Физическое развитие
Задачи: закреплять представление о необходимости заботиться о своей безопасности.
Викторина «Знаете ли вы правила безопасности?»,
Беседа – рассуждение «Что случиться, если…»;
Игровая ситуация «Незнакомый пакет на участке дет. сада
Коммуникативно-личностное развитие
Безопасность
Задачи: формировать у детей навыки осознанного безопасного поведения на улицах, приобщать детей к правилам личной безопасности,
учить избегать на улице опасных для жизни ситуаций; воспитывать желание беречь свою жизнь.
Непосредственно образовательная деятельность:
«Путешествие в страну доброты», «Что такое терроризм?», «В дверь позвонил незнакомец».
Беседы
-Беседа – рассказ «О несовпадении приятной внещности и добрых намерений»;
- Беседа – рассуждение «Если чужой приходит в дом?»
- Беседа – рассказ «Действия при террористических актах»
- Беседа «Телефоны служб спасения»
- Игровое упражнение «Если ты потерялся…»
Социализация
Задачи:
- побуждать детей к развертыванию сюжетно – ролевых и дидактических игр;
- привлекать детей к изготовлению атрибутов для театрализованных и дидактических игр;
- развивать творческое воображение, фантазию, учить детей совместно развертывать игру;
- согласовывать свой игровой замысел с игровым замыслом сверстников; следить, чтобы дети четко выполняли правила дидактических игр;
- развивать у детей коммуникативность, самостоятельность, навыки самоконтроля, наблюдательность, дружелюбное отношение к сверстникам,
- воспитывать умение решать проблемы до конца, сопереживать и радоваться успеху, работать в одной команде.
Сюжетно – ролевые игры: «Как я потерялся», «Улица полна неожиданностей», «Один дома», «Поход», «Путешествуем по миру вместе с друзьями», «Скорая помощь», «Спасатели спешат на помощь», «Полиция на вызове».
Дидактические игры: «Правила безопасности», «Свой – чужой - знакомый», «Помоги коту Леопольду узнать, это опасно или нет», «Узнай по голосу», «Кто поможет», «Играй, да смекай», «Что будет, если…», «Узнай и нарисуй», настольно – печатные игры, лото.
Просмотр видеоматериала: «Дорогой доброты» (толерантность);
«Волшебная» коробка», «На прогулку мы идем».
Труд
Задачи: развивать потребность детей в творческой деятельности при работе с бумагой, картоном; вызвать чувство восхищения своими работами, заряжать детей позитивным настроением; вызвать желание наполнять группу самодельными атрибутами для игр.
Подготовка атрибутов для сюжетно – ролевых игр «Спасатели спешат на помощь», изготовление значков спасателей, карты – плана группы, этажа, улицы.
Познавательно-речевое развитие
Познание
Мультфильм «Смешарики. Азбука безопасности»;
Мультфильм «Уроки тетушки Совы. Уроки осторожности»
Мультфильм «Джимми Нейтрон. Первым делом – безопасность»
Рассматривание плакатов «Правила безопасности»,
рассматривание иллюстраций из книг, картинок по теме «Личная безопасность».
Развитие речи
Задачи: учить детей задавать интересующие их вопросы тем людям, которые могут на них ответить; развивать диалогическую речь, учить делать выводы из услышанного.
НОД «Незнакомые люди»
Задачи: научить ребенка правильно вести себя в ситуации насильственного поведения к нему незнакомого взрослого, чтобы окружающим было понятно. Что над ним совершается насилие, что это не детские капризы.
НОД «Неизвестный предмет»
Задачи: Учить детей не брать неизвестные предметы, так как они могут оказаться опасными для жизни. При обнаружении такого предмета сразу сообщать взрослому. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать осторожность, бдительность.
НОД»Опасные ситуации»
Задачи: дать знания детям о том, что опасная ситуация может подстерегать людей не только на улице, но и. дома, учить предотвращать опасную ситуацию с помощью знаний личной безопасности. Воспитывать желание спасать не только себя, но и окружающих.
НОД «Чему нас учат сказки»
Задачи: На основе сказок учить детей осторожному, осмотрительному поведению с незнакомыми людьми.
Чтение художественной литературы
Задачи: познакомить детей с произведениями различных авторов, выявить их отношение к правилам безопасного поведения, расширять словарный запас детей, формировать правильную диалогическую и монологическую речь при ответах на вопросы и пересказе, развивать память.
Э. Сагалакова «Незнакомые люди», отрывок из произведения А. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Правила поведения для детей», М. Кривич. Г. Остер «Вредные советы»
Составление историй и рассказов об опасных приключениях сказочных героев
Театрализованная деятельность: инсценировка сказки «Волк и семеро козлят»; кукольный театр сказка «Петушок и лиса» обыгрывание проблемных ситуаций: «Зайка на прогулке», «Помоги кукле»,
Художественно-эстетическое развитие
Художественное творчество
Задачи:
- развивать у детей потребность в творческой деятельности;
- учить передавать свое эмоциональное отношение;
- развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках, поделках;
- развивать детскую фантазию, умение оценивать свою деятельность;
- закреплять навыки коллективной работы – умение распределять обязанности, помогать друг другу в работе.
Выставки детского творчества: «Великая Российская Армия»,
«Понятия осторожности и опасности», «Твердое слово «НЕТ», «Мы такие разные, но мы все равны», «Играть вместе веселее».
Музыка
Музыкально-тематические досуги: «О самых любимых!»,
«Жить для себя и жить для других», «Почему люди ссорятся»,
«Дружат дети на планете». «Чужая игрушка», «Солнце светит для всех», «Знакомый незнакомец».
Работа с родителями
- информировать родителей о теме проекта;
- памятки для родителей по теме «Дети и терроризм»
- привлечь родителей к созданию, совместно с детьми, схематичного изображения «Мой маршрут от дома до детского сада»;
- оформить информационный стенд для родителей «Безопасность моего ребенка»;
III этап. Заключительный
Заключительным этапом работы над проектом стало:
- проведение открытого занятия по формированию у детей основ противодействия терроризму и экстремизму, на котором дети показали свои знания и умения действовать в нестандартной ситуации.
- выставка рисунков, созданных совместно с родителями «Опасные ситуации»;
-оформление фотогазеты по личной безопасности.
3. Заключение
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобранные игры, НОД, продуктивная деятельность помогают детям легче усвоить, запомнить и понять большой объем новой информации по данной теме. Яркие впечатления, переживания, эмоции, вызванные в ходе реализации проекта, способствовали формированию чувства ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих. С помощью художественного слова, музыкального развития, изобразительных средств, у детей закреплялись знания по данной теме. При помощи нестандартных видов продуктивной деятельности дети легко усвоили весь материал по теме: «Ребенок и другие люди»»
Литература
1. Стеркина Р. Б., Авдеева Н. Н., Князева О. Л, учебно – методическое пособие по основам безопасности, изд – во Детство – Пресс, 2005. – 144с.
2. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М. : Мозаика – Синтез Москва, 2013. – 64с.
3. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры, изд – во: Детство – Пресс, 2011. – 128с.
4. Шипунова В. А. Детская безопасность, учебно-методическое пособие, изд – во: Цветной мир, 2013. – 96с.
5. Дмитриенко З. С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, изд – во: Детство – Пресс, 2012.- 240с.
6. Деркунская В. А. Образовательная область «Безопасность». Методический комплект программы «Детство». ФГТ, изд-во: Детство – Пресс,Сфера, 2012.- 144с.
7. Казанцев Г. Безопасность жизнедеятельности в образовательных учреждениях // Основы безопасности жизни. – 2001. – № 9. – С. 14-17
8. Хромцова Т. Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста // научная работа. Санкт - Петербург – 2001. – 175с.
8. Ресурсы интернета
- belohka.ucoz.ru›sad/proekt…doshkolnikov.doc
- ped-kopilka.ru
- detsadmickeymouse.ru
- malenkajastrana.my1.ru›load/obzh…doshkolnikov…po
- s82.ru›doshkolnik/3035-.htm