Валентина Булдакова
Современные подходы ознакомления дошкольников с правилами личной безопасности
▼ Скачать
Булдакова В. Г. ,
воспитатель
МКДОУ №2 - д/с
«Колокольчик»
р. п. Бисерть
Современные подходы ознакомления
дошкольников с правилами личной безопасности
«… Неторные пути опасностей,
надежд себе всегда без колебаний выбираем.
И дети тоже чувствуют,
что нет гарантий от опасностей и бед
и даже смерти преждевременной явленье,
но лишь тогда они проявят опасенье,
коль будут знать, чего бояться им»
Домокаш Варга
Публикация «Современные подходы ознакомления дошкольников с правилами личной безопасности» размещена в разделах
В современном мире человека, а особенно детей, подстерегает множество опасностей, поэтому необходимо овладеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности, чтобы предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать необходимо с дошкольного возраста, следовательно, формирование основ безопасности у дошкольников является актуальной педагогической задачей. Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:
1. Идентификация опасностей – распознание опасностей и их источников. 2. Разработка превентивных, или предупредительных, мер.
3. Ликвидация возможных последствий.
В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи нашей страны. Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Поэтому обучение детей правилам личной безопасности является актуальной педагогической задачей, в решение которой, должны принимать участие не только педагоги, но и родители.
Мой проект лишь часть большой работы по обеспечению безопасности детей, куда входят такие блоки работы с детьми:
-личная безопасность (ценности здорового образа жизни, безопасный отдых на природе, семейное благополучие);
- безопасность на дорогах;
-огонь – это очень опасно.
Цель данного проекта: сформировать первоначальные знания о правилах личной безопасности. Проект обусловлен идеей поэтапного знакомства детей с правилами личной безопасности :
С детьми вела беседы– рассуждения: «Что случиться, если нашли красивую коробку, кошелек, игрушку?», «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений», «Действия при террористических актах», «Телефоны служб спасения», «Что такое терроризм?», «В дверь позвонил незнакомец».
В процессе проведения непосредственно образовательной деятельности ознакомила детей как вести себя в нестандартных ситуациях:
НОД «Незнакомые люди»,НОД «Неизвестный предмет», НОД»Опасные ситуации», НОД «Чему нас учат сказки».
Создала игровую ситуацию «Незнакомый пакет на участке дет. сада»,
игровое упражнение «Если ты потерялся…». Провела викторину «Знаете ли вы правила личной безопасности?». Привлекала детей к изготовлению атрибутов для театрализованных игр «Петушок, кот и лиса», «Красная Шапочка», где развивала у детей коммуникативность, самостоятельность, навыки самоконтроля, наблюдательность, дружелюбное отношение к сверстникам. Воспитывала умение решать проблемы до конца, сопереживать и радоваться успеху, работать в одной команде. Проводили сюжетно – ролевые игры: «Как я потерялся», «Улица полна неожиданностей», «Один дома», «Поход», «Путешествуем по миру вместе с друзьями», «Скорая помощь», «Спасатели спешат на помощь», «Полиция на вызове». В дидактических играх дети учились решать проблемы до конца, сопереживать и радоваться успеху, работать в одной команде. Инсценировали сказку «Волк и семеро козлят», которую показали младшим группам. Обыгрывали проблемные ситуации: «Зайка на прогулке», «Помоги кукле».
Использовала в своей работе компьютерные презентации:
«Дорогой доброты», «Волшебная» коробка».
Изготовили значки спасателей, карты – планы группы, этажа детского сада, улицы. Посмотрели подборку мультфильмов с последующим обсуждением. Ознакомление с правилами безопасности было и через произведения художественной литературы. Совместно с родителями и детьми оформили выставку рисунков и поделок: «Великая Российская Армия», «Понятия осторожности и опасности», «Твердое слово «НЕТ», «Мы такие разные, но мы все равны», «Играть вместе веселее».
Особое внимание уделяла работе с родителями:
- информировала родителей о теме проекта на родительском собрании, где раздала памятки для родителей «Дети и терроризм»;
- привлекла родителей к созданию, совместно с детьми, схематичного изображения «Мой маршрут от дома до детского сада»;
- оформила информационный стенд для родителей «Безопасность моего ребенка».
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобранные игры, НОД, продуктивная деятельность помогают детям легче усвоить, запомнить и понять большой объем новой информации по данной теме.
Яркие впечатления, переживания, эмоции, вызванные в ходе реализации проекта, способствовали формированию чувства ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих. С помощью художественного слова, изобразительных средств, у детей закреплялись знания по данной теме.
При помощи видов продуктивной деятельности дети легко усвоили весь материал по теме: «Ребенок и другие люди».