Татьяна Прохорова
Современные педагогические технологии во внеурочной деятельности «Технология коллективной творческой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Каждое дело - творчески, иначе – зачем!
Каждое дело - с пользой, иначе - зачем?
Каждое дело - людям, иначе - зачем?»
Важную роль в формировании подрастающего поколения играет коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой могут воспитываться способности личности. А чтобы организовать определенный образ жизнедеятельности коллектива, надо подходить к процессу творчески.
Публикация «Современные педагогические технологии во внеурочной деятельности „Технология коллективной творческой деятельности“» размещена в разделах
Понятие “Коллективное творческое дело” (КТД) было введено в середине 60х годов 20-го столетия Игорем Петровичем Ивановым, профессором, доктором педагогических наук Российской Академии образования. О методике И. П. Иванова современные педагоги говорят - “ педагогика сотрудничества”, «педагогика общей заботы», “коллективное творческое воспитание”, “воспитание по Иванову”.
В современном мире, коллективно-творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого воспитанника, поскольку является способом организации, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью. Именно, организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов и есть технология коллективного творческого воспитания.
Технология коллективно-творческой деятельности — это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма.
Ее цель: — раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.
Основными задачами КТД являются:
• Формирование и развитие коллектива;
• Развитие личности каждого ребенка, его способностей, индивидуальности;
• Развитие творчества как коллективного, так и индивидуального. •
• Обучение правилам и формам совместной работы.
• Реализация коммуникационных потребностей детей.
В процессе КТД развиваются все стороны личности:
• познавательно-мировоззренческая (знания, взгляды, убеждения, идеалы,
• эмоционально-волевая (чувства, стремления, интересы, потребности,
• действенная (умения, навыки, привычки, способности, черты характера).
Планируемые результаты:
• Ребенок является участником коллективной деятельности. Знания и умение одного является достижением всех.
• Действия каждого ребенка находятся в связи с действиями других детей, что повышает личную ответственность при выполнении общего дела
• У ребенка появляется желание работать над собой, совершенствуя свои навыки, умения и приобретать новые знания
Пять условий педагогического успеха.
Первое условие - общая забота.
Надо научиться включать каждого воспитанника, как своего младшего товарища в совместные действия на радость и пользу; в поиск дел, нужных людям; в опыт творения добра и преодоления того, что мешает добру, в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее.
Второе условие - единство уважения и товарищеской требовательности.
Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости. Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность.
Третье условие - единство мыслей и действий, воли и чувств.
Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно- мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную; формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы; развивать необходимые каждому гражданину нашего общества умения, привычки и черты характера.
Четвертое условие - единый коллектив.
Каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.
Пятое условие - творчество, а не шаблон.
Использовать различные виды воспитательного воздействия непременно творчески, не допуская формализма унылого, убивающего неординарность однообразия.
Методика организации и проведения КТД.
Создание мотивации ребенка для участии в КТД
Ребенок, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы.
Рассмотреть все многообразие мотивов довольно сложно, поэтому остановимся, для примера на основных мотивах ребенка для участия в коллективных творческих делах.
Мотивы ребенка:
Потребность в коммуникации.
Выполнение КТД для того, чтобы принимать участие в других делах.
Желание выиграть (дух соревнования).
Интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных).
Осознание развивающей роли КТД.
Осознание социальной роли КТД (необходимости КТД для других).
Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей - так как это наиболее простой в достижении мотив, не основанный на отрицательных эмоциях.
Существует три основных типа КТД:
БТД (большое творческое дело) требует предварительной подготовки, как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило, организаторы дают задание участникам.
МТД (малое творческое дело) не требует предварительной подготовки от участников - все задания, которые дают им организаторы, должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.
Представление вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее называть зрителями.
Организационные моменты КТД.
Определить примерные сроки проведения КТД, от чего, и от кого они могут зависеть.
Определить место проведения КТД, от чего, и от кого оно будет зависеть.
Уточнить место и время КТД, согласовать их с участниками.
Разбить подготовку дела на задачи, определить критические сроки выполнения этих задач и ответственных за них.
Наиболее часто встречающиеся задачи.
1. Реклама дела.
2. Подготовка материалов для участников дела.
3. Подготовка материалов для организаторов дела ( к примеру: костюмы для концерта, распечатки пропусков и погон для "Зарницы").
4. Оформление места проведения дела.
5. Подготовка жюри, критериев судейства и подручных материалов для жюри (к примеру, таблички с оценками на КВН).
6. Подготовка призов победителям.
7. Подготовка формы дела ( к примеру: театральная завязка, подготовка ведущих, подготовка станций, продумывание вопросов к диспуту).
8. Согласование с людьми, от которых будет зависеть проведение дела.
9. Организация прессы: фото, видео, статьи.
Технология КТД предполагает прохождение нескольких взаимосвязанных этапов коллективного творчества :
1. Предварительная работа.
Организационное заседание агитбригады. Составляется модель, образ будущего КТД. учитель анализирует сложившуюся обстановку в классном коллективе, определяет основную идею КТД (тему проведения мероприятия, его форму, участников. Учитель проводит стартовую беседу, «зажигает» воспитанников интересным и полезным делом.
2. Коллективное планирование КТД.
Проводится на общем собрании или в микрогруппах. Составляется план работы, решаются вопросы: что и для кого будем делать, кто будет участником, кто и кому будет помогать?
3. Коллективная подготовка КТД.
Самый сложный и ответственный этап - распределение поручений. Создается специальный орган - Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Начинается работа по воплощению общего замысла, при активном участии учителя.
4. Проведение КТД.
Предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от нескольких минут до целого дня. Главное для учителя на этом этапе – создание психологического комфорта в коллективе.
5. Подведение итогов КТД.
Происходит на общем собрании, где участники агитбригады размышляют и высказывают свое мнение: что было хорошо и почему? что не удалось осуществить и почему? что предлагаем на будущее? На этом этапе, для учителя, главное отметить все положительное и его должно быть больше, чем негативного, а также наметить перспективы позитивного развития школьного коллектива и отдельных личностей.
Виды коллективно - творческих дел.
Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего, по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом КТД решается целый "веер" (А. С. Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.
Трудовые КТД.
Цель: обогатить знания ребят об окружающем мире, выработать взгляды на труд, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость.
Познавательные КТД.
Цель: формировать потребности в познании.
Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость, Турнир-викторина «Правила дорожного движения, достойны уважения»).
Художественные КТД.
Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей и взрослых; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека.
Спортивные КТД.
Цель: развивать ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность.
Общественно-политические КТД.
Цель: воспитать гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни.
Организаторские КТД.
Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной - организаторской деятельности (газета-"молния", помещения материалов на сайте школы день рождения коллектива, коллективное планирование, чередование традиционных поручений).
Заключение:
Групповая деятельность воспитанников - это уникальное и в тоже время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива, это бесценный опыт воспитанникам, который пригодится им в дальнейшей жизни. Более полувека изучаются, разрабатываются и распространяются идеи, положенные в основу коллективного творческого воспитания. Вызовы современности всё настойчивее требуют преодоления формализма в воспитании, а, значит, неуклонно будет расти интерес к способам организации творческой жизнедеятельности, к воспитательным отношениям творческого содружества поколений.