Наталья Фоломыгина
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Современные образовательные технологии. Эбру (нетрадиционные технология)»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход мастер-класса :
- Дорогие коллеги, я рада приветствовать вас на нашем мастер классе.
Начать свой мастер класс я хотело бы со стихотворения.
И в десять лет, и в семь и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Всё нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Современные образовательные технологии, Эбру (нетрадиционные технология)“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Эбру. Техника рисования
- Темочки
- Сегодня, я хочу познакомить Вас и одновременно, поделиться с Вами, коллеги, своим опытом работы с новой изо технологией (техникой) «ЭБРУ».
В ходе подготовки к мастер-классу, была поставлена цель: знакомство с новой современной нетрадиционной техникой рисования «Эбру» и овладение приемами работы с ней.
Так же были выделены следующие задачи:
- Расширять, знания и представления о новых современных образовательных технологиях;
- познакомить с новой техникой рисования - «Эбру»;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционной техникой рисования;
- формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
- развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- совершенствовать технические, изобразительные умения и навыки рисования;
- воспитывать художественный вкус.
Задача педагога – научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.
Чем привлекательна нетрадиционная техника рисования?
Нетрадиционные техники рисования привлекают педагогов, детей своей спонтанностью и свободой. Здесь нет никаких правил, а главное – увлекателен сам процесс. В ходе работы с данной техникой развивается не только видение и понимание прекрасного, но и фантазия, творчество, чувство цвета, ловкость, изобретательность и моторика. Нетрадиционные техники стимулируют положительную мотивацию, способствуют выражению индивидуальности.
Комбинирование различных техник побуждает к новым мыслям и замыслам, открытиям, самостоятельности в выборе, подборе подходящих приемов создания уникальных и более выразительных произведений.
Нетрадиционные формы (техники) рисования - это огромный спектр возможностей для детского экспериментирования и само выражения, само реализации (своего опыта, чувств, настроения….). Кроме этого это замечательный (рисовать всегда приятно) способ освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции - «творца». Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции.
Основная часть.
Так получилось и в нашем случае. Рисование в технике Эбру интересное и увлекательное занятие. Результат всегда неповторим!
- Что же такое эбру? (или что это за техника)
Эбру — (в переводе с турецкого) означает - искусство обработки бумаги, называемое «мраморная бумага». Вначале изображение делается на воде или на молоке, а затем переносится на бумагу или ткань.
История возникновения эбру окутана тайной. Сложно даже сказать, в каком именно веке оно появилось. Также невозможно определить, где именно зародилось эбру. Откуда бы оно ни пришло в Османскую империю, но именно там прижилось и получило свое развитие. В наше время Турцию до сих пор считают центром, и даже родиной, необычайного искусства - росписи по воде.
Каких только романтических эпитетов не придумали люди на Востоке для этого необычного вида искусства. Эбру называют «бумагой с облаками» или «бумагой с волнами». На Западе эбру чаще всего именуют «турецкой бумагой», потому что в Европу эбру пришло из Стамбула, где и приобрело на тот момент большую популярность.
А сейчас, мы бы хотели поделиться с вами опытом работы в данной технике с детьми :
Работа в технике рисования на молоке проходит в несколько этапов:
1. В поднос наливаем молоко —2,5% жирности.
2. Опустить ватную палочку с краской в молоко и подождать, когда краска образует вокруг кисточки пятно нужного диаметра.
3. Берём палочку и рисуем разные линии, узоры на молоке.
4. Обильно смочите кончик ватной палочки средством для мытья посуды. Аккуратно поместите кончик в самый центр тарелки, окунув его на 2- 3 мм.
5. Процесс получения оттиска на листе бумаги.
Рисование на молоке дает детям возможность побывать в роли настоящих экспериментаторов-лаборантов, изучающих процесс взаимодействия молока и красок. И, конечно же, реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя художником и получить настоящее удовлетворение от искусства. Картины всегда получаются необычными, каждое движение создает неповторимый образ. Рисование Эбру как искусство доставляет удовольствие, с эбру можно фантазировать без границ.
Сам процесс позволяет детям успокоиться и расслабиться.
Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционной техники Эбру :
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Развивает в детях свободно выражать свой замысел;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;
• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;
• Развивает мелкую моторику рук;
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
• Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.
Практическая часть:
Сейчас, уважаемые коллеги, я приглашаю Вас окунуться в волшебную сказку Эбру. (приглашаю 6 человек)
Предлагаю выразить друг другу радость от нашей встречи.
Игра «Давайте поздороваемся» (встают по кругу)
Ход игры:
1 хлопок – здороваемся за руку;
2 хлопок – здороваемся плечами;
3 хлопок – здороваемся спинами.
- Я надеюсь, что после игры вам стало намного теплее, веселее, комфортнее. А теперь предлагаю занять места. Итак, приступим к созданию шедевра под названием «мраморная бумага».
Для рисования нам потребуется: флакон пены для бритья, подставка для пены желательно широкую, линейка, гуашь, ватные палочки, листы чистой бумаги А 4, салфетки, деревянные палочки.
План работы:
• Нанести немного пены на поднос, разровнять ее поверхность с помощью линейки.
• ватной палочкой нанести несколько цветов краски на пену,
• Деревянной тонкой палочкой начинаем водить по поверхности пены в хаотичном порядке или создавая определенный узор.
- Но прежде чем наносить узоры, нам нужно немного помечтать, о том, что мы хотим изобразить (включается спокойная музыка, педагоги закрывают глаза и мечтают).
• Когда изображение будет готово, приложить к нему лист бумаги и прижать, чтобы изображение отпечаталось на листе.
• Аккуратно, чтобы не испортить рисунок, снять бумагу и положить ее рисунком вверх на несколько минут, чтобы впиталась краска.
• Снять с рисунка остатки пены, проведя по нему линейкой.
• Оставить рисунок сохнуть.
Предлагаю коллегам положить свои работы на один стол (или перед собой, внимательно их рассмотреть и порассуждать о том, что же вы видите в изображении. Что еще можно изобразить, дорисовать, поправить в данной технике рисования.
4. Рефлексия:
Звучит спокойная успокаивающая музыка. Участникам мастер класса предлагается закрыть глаза, помечтать, вспомнить все, что было на мастер-классе. Далее задаю вопросы:
- Какое чувство у вас вызвала работа в технике Эбру, с использованием пены для бритья?
- Какие открытия и выводы вы для себя сделали исходя из сегодняшнего мастер- класса?
- Возник ли у вас интерес к использованию данной техники в рамках образовательного процесса?
- В заключение нашей встречи, хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Надеюсь, что все волшебное, теплое и полезное вы унесете с собой и обязательно поделитесь с вашими коллегами, ребятишками.
Закончить свою речь, я бы хотела словами Жан Жака - Руссо «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаюсь в мастерской, то руки работают на пользу ума». Спасибо за внимание!
Список литературы:
• 1. Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М. : Мозаика- Синтез, 2006 г.
• 2. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет» М. Мозаика - Синтез, 2008г.
• 3. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. : ТЦ Сфера, 2009г.
• 4. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей»
• 5. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. 6. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».