Алена Ахметшина
Современные педагогические технологии дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Современные педагогические технологии дошкольного образования
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Темочки:
В воспитательно – образовательном процессе я в основном использую такие инновационные образовательные технологии: интегрированные занятия, проектная деятельность, исследовательская деятельность.
1. Технология интегрированного занятия.
Процесс создания творческого образа на интегрированных занятиях требует большой предварительной работы. Воспитатель целенаправленно обогащает впечатления детей, проводит индивидуальные наблюдения, читает детям, предлагает прослушать музыку, рассматривает с детьми произведения искусства.
Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, развивают творчество, позволяют значительно повысить самостоятельную активность детей, дают высокие результаты, помогают решить задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, формируют познавательные интересы, повышают продуктивную деятельность детей в обучении рисованию и рассказыванию.
Для реализации этих задач, мною были проведены ряд занятий, которые представляют собой объединение нескольких видов деятельности. Например, на занятии «Полёт в космос» решались задачи познавательного и математического характера, а совместно с педагогами решалась задача и художественного характера, дети выполняли коллективное панно «Космическое пространство».
Для интегрированных занятий характерен выход на творчески продуктивную деятельность детей: рисование разными материалами (при этом дошкольники опираются на полученные ими ранее впечатления, ручной труд: изготовление игрушек, плетение, работа с тестом, посев семян, сочинение песен, маленьких историй, рассказов на заданную тему, танцевальные, музыкально-игровые импровизации, творческое экспериментирование. Без механического заучивания, стимулируя самостоятельность и инициативность детей, педагог уточняет знания каждого ребёнка, дополняет знания детей новой информацией, знакомит со средствами художественной выразительности в музыке, живописи, изыскивает приёмы, выводящие детей к творческой позиции в практической деятельности.
Общение с искусством позволяет разбудить чувства детей, создать атмосферу творчества. Ребенок увлечен тем, что делает. При этом он чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно. Это возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера веры в силы ребенка, поддержка его при неудачах, совместная радость его достижениям. Накопленный опыт, полученный от общения с произведениями искусства, ребенок стремится выразить в рисунках. Изображение по литературным, музыкальным произведениям - это всегда изображение по представлению (воображению, с опорой на словесный образ. Важно вызвать у детей интерес к теме, мотивировать задания, напомнить о необходимости создания разнообразных, относительно неповторимых образов.
Большой плюс интегрированных занятий и в том, что они проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.
Маленький ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами художественной деятельности (словом, жестом, песней, игровой ситуацией, игрой-драматизацией).
Таким образом интегрированные занятия способствуют развитию творческого мышления, обогащают знания детей об окружающем мире, формируют у них яркие положительные эмоции в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.
2. Технологии проектной деятельности.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, свободную творческую личность, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Совместные детско-родительские занятия натолкнули на идею интегрированного подхода к разным видам деятельности вне занятий, и выразилось это в форме проведения тематических проектов. Так одним из таких проектов стал проект «На Волге широкой». В рамках которого была оформлена фотохроника «Мы на Волге», велись «Семейные дневники». Итогом послужило интегрированное развлечение для детей и родителей «Посиделки «На волжских просторах».
Тему проекта может «подсказать» деятельность детей в детском саду. Так, в ноябре в нашей группе мы работали над проектом «При солнышке-тепло, при матери-добро». В преддверии Дня Матери дети узнали много нового об истории праздника, составляли творческие рассказы, играли в дидактические игры, разучивали стихотворения и песни про маму, приготовили подарки и много других мероприятий.
Родители помогли оформить фотовыставку «Мамины помощники», провести районный конкурс чтецов «Маме солнце подарю».
А итогом данного проекта стал совместный праздник «При солнышке - тепло, при матери – добро».
Данный проект – целенаправленная системная работа по приобщению детей к духовно-нравственным ценностям, формированию элементарных представлений о роли матери в жизни каждого человека, воспитанию осознанного, глубокого нравственного отношения к ней.
3. Технология исследовательской деятельности.
Цель исследовательской деятельности в детском саду: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
При организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая. Ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А. И. Савенков). Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе.
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находил на них ответы.
Так, на занятии «Путешествие на бумажном кораблике» перед детьми ставилась проблема: как продвигаться дальше по незнакомой местности, если под рукой только рулон обоев. Детям предлагались задания разного характера: совершенствовать двигательные навыки, придумать бумажную историю, проявить воображение и проложить дорогу из обоев. Дети самостоятельно решали и находили выход из разных проблем.
Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему.
Эффективность такого подхода заключается в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.
Главное, использование метода проектов способствует формированию интегративных качеств, позитивной социализации выпускника детского сада, что является выполнением требований вступившего в силу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Таким образом, использование в образовательном процессе новых педагогических технологий способствуют выполнению социального заказа, реализации целей и задач, стоящих перед ДОУ в системе непрерывного образования, гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Литература
1. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. – М., «Просвещение», 1985. — 207 с.
2. Гулидова Т. В. Проектная деятельность в де6тском саду. – Волгоград, «Учитель», 2012. – 135 с.
3. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М. : ТЦ «Сфера», 2008. – 128 с.
4. Журавлева В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград, «Учитель». 2011. – 202 с.
5. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М. : ТЦ «Сфера», 2004. – 126 с.
6. Климова Е. П. Художественно – эстетическое развитие дошкольников// Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи. – Волгоград, «Учитель», 2005. – 198 с.
7. Котлякова Т. А. Современные технологии развития эстетического восприятия дошкольников// Учебное пособие/ - Ульяновск, 2013. – 132 с.
8. Сажина С. Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ// Приложение к «Управлению ДОУ». - М. : ТЦ «Сфера», 2008. – 126 с.