Татьяна Климовская
Современные образовательные технологии как средство повышения эффективности образовательной деятельности ФГОС до
Качество образования - это важнейший фактор становления человека, влияющий на изменение качества его жизни и общества в целом. Современное качественное образование - это прежде всего образование, способствующее становлению человека, развитию себя, своего образа как неповторимой индивидуальности. Сегодня важно не столько сформировать знания, сколько развить в человеке механизмы его саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, тем самым помочь воспитаннику стать человеком, умеющим жить в мире и согласии с самим собой и окружающими, природой и культурой.
Публикация «Современные образовательные технологии как средство повышения эффективности образовательной деятельности ФГОС до» размещена в разделах
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменились подходы к организации образовательного процесса. На современном этапе образовательный процесс – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно – ориентированный характер, направленный на достижение социально – значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. В связи с этим перед дошкольными образовательными организациями стоит проблема пересмотра целевых основ ее функционирования, задача изменения содержания образования, форм и методов организации образовательной деятельности, роли педагога.
Каким образом организовать образовательный процесс в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО? Конечно изменением подходов к построению взаимодействия взрослого и ребенка, включением инновационных образовательных технологий, направленных на повышение эффективности образовательной деятельности.
Давайте обратимся к основным определениям:
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Остановимся на структуре образовательной технологии в которой выделяют три основных составляющих :
Концептуальная часть – это научная база технологии, т. е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
В условиях реализации ФГОС ДО наиболее актуальными становятся технологии :
• Здоровьесберегающие;
• Социоигровые;
• Технологии проектной деятельности;
• Исследовательские технологии;
• Технологии организации совместной деятельности;
• Технология «Портфолио»;
• Информационно-коммуникационные технологии и др.
Обратимся к технологиям, наиболее востребованным и часто используемыми педагогами в образовательной деятельности : игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольника, поэтому социоигровым технологиям (сокращенно СИТ) отводится ведущая роль.
Что же означает данный термин?
социо-«организация занятий как игры между микрогруппами (малыми социумами — отсюда и термин «социо»;
игровая – один из ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте;
технология от др. -греч. техно — искусство, мастерство, умение; логос — «слово», «мысль», «смысл», «понятие») т. е. мастерство слова, искусство слова.
Авторами и разработчиками данной технологии являются Шулешко Евгений Евгеньевич, психолог и педагог, Букатов Вячеслав Михайлович - доктор педагогических наук, один из главных разработчиков социоигрового стиля обучения, Ершова Александра Петровна –педагог.
Основа социоигровой педагогики заложена в словах: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения».
Социоигровая технология на дошкольной ступени образования – это прежде всего развитие ребенка в игровом общении со сверстниками средствами грамотного педагогического руководства, идущего от возможностей и потребностей детей. Предлагаю вам познакомиться с моделью отношений в социо-игровой технологии : отношения всех участников образовательного процесса строятся на принципах равноправия и партнерства. Все мы разные, у каждого свое мнение, поэтому необходимо выслушать собеседника и прийти к единому мнению. В коллективном обучении мы делаем три шага: первый шаг- послушай и подумай (самостоятельная работа, 2- поделись с партнером (учебный диалог, 3 – поделись пониманием (представление результатов).
Социоигровая технология имеет свою классификацию:
• игры-задания для рабочего настроя – позволяют значительно сократить вхождения в образовательную деятельность. Главная задача игр пробудить интерес друг к другу, поставить участников игры в зависимость друг от друга, обеспечивающих общее повышение мобилизации внимания;
• игры-разминки (разрядки). Принцип всеобщей доступности, элемент соревнования смешного, несерьезного выигрыша. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха;
• игры социо-игрового характера (приобщение к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми и детей с другом. Могут использоваться как в процессе усвоения, так и закрепления учебного материала;
• игры творческого самоутверждения. При их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия;
• игры вольные (на воле). Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т. е. их не всегда можно выполнять в комнате (подвижные игры разного характера).
Основные характеристики социоигровых технологий можно раскрыть в следующих правилах:
• работа малыми группами - деятельность малыми группами самый естественный путь к возникновению у детей сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания. Главной в деятельности выступает связь «ребенок – ребенок». Можно поделиться: группа ровесников (майские, декабрьские и т. д., по цвету волос, глаз, одежды; чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой; по считалочке, четный – нечетный, вариант разрезной картинки и мн. другое; (в младшем возрасте объединение в пары, тройки; в старшем возрасте по 5-6 детей);
• смена лидерства - работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек – лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться;
• двигательная активность, смена мизансцен - образовательная, совместная и самостоятельная деятельность должна сочетаться с двигательной активностью и сменой мизансцены, что способствует снятию эмоционального напряжения. Могут общаться в различных уголках: в центре, за столами, на полу, в приемной и т. п.);
• смена темпа и ритма - менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных часов. Необходимо уяснить, что каждое задание имеет свое начало и конец, и конечно же требует определенной сосредоточенности;
• интеграция всех видов деятельности - в соответствии с современными требованиями позволяет создать модель организации педагогического процесса. Обучение проходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, слух, мышление, воображение, умение взаимодействовать друг с другом. Интеграция содержания предоставляет ребенку ярче проявить себя в том или ином виде деятельности, а для педагога - возможность для самореализации, самовыражения, творчества;
• ориентация на принцип полифонии – за 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь десяток. Ребенку вместе с ровесниками добывать знания более интересно, а педагогу следует не учить, а уметь слушать и слышать детей, доверять им.
Авторы социоигровой технологии А. П. Ершова, В. М. Букатов подчеркивают, что комплексная ориентация на эти принципы позволяет обеспечить у детей ситуационную реализацию:
• их мотивационной свободы (добровольности);
• информационной инициативности (коммуникативности);
• деловой компетентности.
Одной из востребованных технологий, используемой педагогами в образовательной деятельности является технология исследовательской, проектной деятельности. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Данная технология применима уже начиная с младшего дошкольного возраста, когда в процессе простейших опытов, экспериментов дети учатся устанавливать простейшие связи и закономерности, а в более старшем возрасте способны проектировать свою деятельность в различных направлениях.
Хотелось бы остановиться на включении в деятельность с детьми технологии интеллект карт Тони Бьюзена. Это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи.
Это - мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга!
Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
Области применения интеллект карт:
• Совместное планирование целей изучения темы с использованием технологии «интеллект-карт»;
• Изучение нового материала;
• Повторение ранее изученного материал;
• Представление результатов проектной деятельности.
Свойства интеллект - карт:
• Наглядность (всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.)
• Привлекательность (хорошая интеллект-карта свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.)
• Запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект- карта легко запоминается.)
• Своевременность (интеллект- карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.)
• Творчество (интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.)
В век информационных технологий невозможно обойтись без включения в деятельность с детьми информационно – коммуникационных технологий.
ИКТ позволяют показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре. В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста. Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими. Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем способствуют их успешному обучению в школе. Каждый педагог – творец технологии. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Чарльз Диккенс сказал «Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».