Ирина Николаева
Современные образовательные технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения и речи в условиях комбинированных
▼ Скачать + Заказать документы
Инклюзивное (включенное) образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В ходе такого образования дети с особыми образовательными потребностям могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Публикация «Современные образовательные технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения и речи в условиях комбинированных» размещена в разделах
Представляется обоснованным рассматривать психолого – педагогическое сопровождение как комплексный процесс, затрагивающий все сферы жизнедеятельности ребенка. Когда речь идет об инклюзивном образовании, т. е. необходимости создания такой системы действий, при которой интеграция, объединение в одной группе детей с обычным развитием и детей с особенностями психофизического развития, то, в первую, необходимо говорить о полноценном участии последних в жизни группы.
Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного процессав образовательном учреждении строится на нескольких принципах:
1. Непрерывность. Психолого – педагогическое сопровождение функционируется на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.
2. Системность. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.
3. Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей.
4. Индивидуальный подход. Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого – педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.
5. Междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения. То, насколько сотрудники объединены идеей инклюзивного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению «особого» ребенка и его семьи, других участников образовательного процесса, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе.
Система образования усложняется, возрастают требования к развитию интеллектуальных, творческих способностей детей, а также к усовершенствованию коррекции эмоционально – волевой и двигательной сфер направленных на активное познавательное развитие каждого ребенка. В этих преобразовывающихся условиях педагогам требуется ориентироваться в многообразии объединяющихся подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Перед педагогами встает проблема создания целостной системы непрерывного образования, которая охватывает все сферы воспитания и обучения детей, начиная с дошкольного возраста.
Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. И нам учителям – дефектологам, необходимо помочь ему в этом, применяя в коррекционной работе современные образовательные технологии.
Ребенка – представителя нового поколения практически невозможно заставить что – то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. В своей профессиональной деятельности мы используем и владеем следующими видами образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения в условиях комбинированных групп : технология проектов, дифференцированного подхода, технология исследовательской деятельности, игровые технологии, информационно – коммуникативными технологиями, здоровьесберегающими технологиями.
Технология дифференцированного подхода.
У многих детей с нарушением зрения неустойчивое внимание, недостаточно развита память, испытывают трудности в выполнении традиционных заданий – в этом случае требуется особая форма предъявления материала, т. е. дифференцированный подход к обучению. Реализация данного подхода в воспитательно - образовательными процессе позволяет нам в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о каждом из них, о его интересах, способностях. При применении данной технологии воспитанников делим на условные группы с учетом зрительных нарушений и типологических особенностей. При формировании групп нами учитываются личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала. Создаются разноуровневый дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов развития.
Игровые технологии.
С помощью игровых технологий решаются задачи при развитии творческих способностей детей, творческого мышления и воображения. Например, совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй позволяетпридумывать детям свои истории, фантазировать, высказывать свою точку зрения. Театрально – игровая деятельность обогащает детей новыми знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь.
Технология исследовательской деятельности.
Для исследовательской деятельности используются доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:
- Опыты (экспериментирование);
- Коллекционирование;
- Путешествие по карте;
Информационно – коммуникативные технологии.
В настоящее время компьютерные технологии все чаще входят в жизнь дошкольника с ограниченными возможностями здоровья. С помощью компьютера ребенку предлагается овладеть начальными представлениями об окружающем мире, развивать память, внимание, мышление и речь.
Применение компьютерных технологий способствует повышению результативности коррекционно – развивающего процесса.
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя – дефектолога является использование презентаций. Презентация – это обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие рассказать ребенку об окружающем мире так, как видит его обучающий.
Известно, что для усвоения новых знаний детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо использовать методические приемы, позволяющие задействовать слуховой, зрительный и тактильный анализаторы.
Современные технические средства обучения помогают визуализировать невидимые объекты и явления, частицы, звук, абстрактные теоретические понятия, т. е. создать определенный дидактический образ – модель.
В работе с дошкольниками используем самостоятельно созданные презентации («Времена года», «Дикие и домашние животные», «Лес – наше богатство», «Транспорт», «Все о космосе», «Четвертый лишний», в зависимости от тематики включаем в занятия аудиозаписи «Кто как голос подает?», «Транспорт в городе», «Звуки леса» и другие.
Применение информационно – коммуникативных технологий детском саду позволяет оптимизировать коррекционно – педагогический процесс, индивидуализировать и дифференцировать обучение детей с нарушениями зрения и значительно повысить эффективность коррекционно – развивающей работы.
Также в своей коррекционной работе используем – комплекты книг тактильная «Азбука карнавал» с «Волшебным карандашом», предназначенный для детей с различными нарушениями зрения, в том числе, для детей с глубокими нарушениями зрения. «Волшебный карандаш» - умный помощник маленьких читателей. Он прочитает им стихи, познакомит с героями сказок, назовет буквы, подскажет правильные ответы к загадкам. Благодаря этому удивительному устройству малыши могут запоминать названия букв, имена сказочных персонажей и будут увереннее чувствовать себя при выполнении занимательных заданий.
Использование компьютера – еще одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей.
Здоровьесберегающие технологии.
Использование здоровьесберегающих технологий становится перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушение зрения. Особую важность имеет использование технологий, которые направлены на укрепление здоровья в целом и в частности укрепление зрительного аппарата, помогают формировать у детей потребность к здоровому образу жизни и бережному отношению к своему зрению, а также обеспечивают эмоциональную комфортность и позитивное психологическое самочувствие.
В своей практике в здоровьесберегающие обучение мы включаем: динамические паузы (комплексы физминуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д., подвижные и спортивные игры, точечный массаж, музыкотерапию, сказкотерапию, разнообразные формы двигательной активности, такие как: утренняя гимнастика, гимнастика после сна и прохождение по «тропе здоровья», спортивные досуги и праздники, физкультурные занятия.
Одним из наиболее простых и распространенных видов зоровьесберегающих технологий в ДОУ является физминутки. Их называют еще динамическими паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения. Цель таких физминуток заключается в: смене вида деятельности ; предупреждении утомляемости; снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения; активизации кровообращения; повышение интереса детей к ходу занятия; создании положительного эмоционального фона. Комплексы физминуток подобраны согласно лексической теме недели.
К самым популярным видам здорвьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка. Использование дыхательной гимнастики помогает: активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом; тренировать дыхательный аппарат; развивать речевое дыхание. Проводим с детьми дыхательную гимнастику «Горячи чай», «Футбол», «Снежинки».
Пальчиковая гимнастика – применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму, но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию: осязательных ощущений, координации движений пальцев и рук; творческих способностей дошкольников. Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Используются такие виды упражнений: массаж, действия с предметами или материалами; пальчиковые игры.
Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Нагрузка на глаза ребенка с нарушениями зрения огромная, поэтому выполнение гимнастики для глаз необходимо во время занятий для гигиены и профилактики нарушений зрения.
В своей работе используем элементы здоровьесберегающей технологии, разработанные специалистами по охране зрения детей В. Ф. Базарным, Э. С. Аветисовым и Г. А. Шичко.
- Для разминок и упражнений на зрительную координацию используем схемы зрительных траекторий.
- Метка на стекле (по Аветисову) позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика.
- Пальминг (является разновидностью гимнастики для глаз и как таки помогает им отдохнуть) этот метод используем на своих занятиях после зрительных нагрузок.
Внедрение в практику работы ДОУ здоровьесбрегающих образовательных технологий, способствует качественному обучению, развитию и воспитанию детей, не причиняя ущерб их здоровью, а наоборот способствует его укреплению.
В своей профессиональной деятельности мы используем следующий вид образовательных технологий : технология проектов.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно – образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, также вовлекаются родители.
Принципы проектной деятельности:
- Развитие свободной и творческой личности, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно – пространственной среды.
- Особые функции взрослого, побуждающего ребенка обнаружить проблему, проговаривать противоречия, приведшие к ее возникновению, включение ребенка в обсуждение путей решения поставленной проблемы.
- Способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную проработку проблемы.
- Интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта – совместная интеллектуально – творческая деятельность.
Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, обращаю внимание на всестороннее развитие личности воспитанникаи преследующие цели:
- активизация познавательной компетенции у детей с особыми образовательными потребностями;
- формирование у воспитанников интереса к творческому решению задач;
- развитие и обогащение сенсорного опыта детей.
Нами были разработаны и представлены долгосрочные проекты на тему «Здоровьесберегающие технологии, используемые учителем – дефектологом в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения», «Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Целью является укрепление психического и физического здоровья дошкольников с помощью здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, необходимо отметить, что инклюзия – это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования, благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства, образование по своей сути уже является инновацией. Сочетая традиционные методы и данные технологии в обучении, педагог делает процесс более полным, интересным, насыщенным и запоминающимся. Все это позволяет говорить о повышении качества работы педагога.