МААМ-картинки

Современные образовательные технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения и речи в условиях комбинированных

Ирина Николаева
Современные образовательные технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения и речи в условиях комбинированных
▼ Скачать + Заказать документы

Инклюзивное (включенное) образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В ходе такого образования дети с особыми образовательными потребностям могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.

Публикация «Современные образовательные технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения и речи в условиях комбинированных» размещена в разделах

Представляется обоснованным рассматривать психолого – педагогическое сопровождение как комплексный процесс, затрагивающий все сферы жизнедеятельности ребенка. Когда речь идет об инклюзивном образовании, т. е. необходимости создания такой системы действий, при которой интеграция, объединение в одной группе детей с обычным развитием и детей с особенностями психофизического развития, то, в первую, необходимо говорить о полноценном участии последних в жизни группы.

Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного процессав образовательном учреждении строится на нескольких принципах:

1. Непрерывность. Психолого – педагогическое сопровождение функционируется на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.

2. Системность. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.

3. Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей.

4. Индивидуальный подход. Важный принцип, которым руководствуются специалисты психолого – педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.

5. Междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения. То, насколько сотрудники объединены идеей инклюзивного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению «особого» ребенка и его семьи, других участников образовательного процесса, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе.

Система образования усложняется, возрастают требования к развитию интеллектуальных, творческих способностей детей, а также к усовершенствованию коррекции эмоционально – волевой и двигательной сфер направленных на активное познавательное развитие каждого ребенка. В этих преобразовывающихся условиях педагогам требуется ориентироваться в многообразии объединяющихся подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Перед педагогами встает проблема создания целостной системы непрерывного образования, которая охватывает все сферы воспитания и обучения детей, начиная с дошкольного возраста.

Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. И нам учителям – дефектологам, необходимо помочь ему в этом, применяя в коррекционной работе современные образовательные технологии.

Ребенка – представителя нового поколения практически невозможно заставить что – то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. В своей профессиональной деятельности мы используем и владеем следующими видами образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения в условиях комбинированных групп : технология проектов, дифференцированного подхода, технология исследовательской деятельности, игровые технологии, информационно – коммуникативными технологиями, здоровьесберегающими технологиями.

Технология дифференцированного подхода.

У многих детей с нарушением зрения неустойчивое внимание, недостаточно развита память, испытывают трудности в выполнении традиционных заданий – в этом случае требуется особая форма предъявления материала, т. е. дифференцированный подход к обучению. Реализация данного подхода в воспитательно - образовательными процессе позволяет нам в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление о каждом из них, о его интересах, способностях. При применении данной технологии воспитанников делим на условные группы с учетом зрительных нарушений и типологических особенностей. При формировании групп нами учитываются личностное отношение воспитанников к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала. Создаются разноуровневый дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов развития.

Игровые технологии.

С помощью игровых технологий решаются задачи при развитии творческих способностей детей, творческого мышления и воображения. Например, совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй позволяетпридумывать детям свои истории, фантазировать, высказывать свою точку зрения. Театрально – игровая деятельность обогащает детей новыми знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь.

Технология исследовательской деятельности.

Для исследовательской деятельности используются доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:

- Опыты (экспериментирование);

- Коллекционирование;

- Путешествие по карте;

Информационно – коммуникативные технологии.

В настоящее время компьютерные технологии все чаще входят в жизнь дошкольника с ограниченными возможностями здоровья. С помощью компьютера ребенку предлагается овладеть начальными представлениями об окружающем мире, развивать память, внимание, мышление и речь.

Применение компьютерных технологий способствует повышению результативности коррекционно – развивающего процесса.

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу учителя – дефектолога является использование презентаций. Презентация – это обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие рассказать ребенку об окружающем мире так, как видит его обучающий.

Известно, что для усвоения новых знаний детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо использовать методические приемы, позволяющие задействовать слуховой, зрительный и тактильный анализаторы.

Современные технические средства обучения помогают визуализировать невидимые объекты и явления, частицы, звук, абстрактные теоретические понятия, т. е. создать определенный дидактический образ – модель.

В работе с дошкольниками используем самостоятельно созданные презентации («Времена года», «Дикие и домашние животные», «Лес – наше богатство», «Транспорт», «Все о космосе», «Четвертый лишний», в зависимости от тематики включаем в занятия аудиозаписи «Кто как голос подает?», «Транспорт в городе», «Звуки леса» и другие.

Применение информационно – коммуникативных технологий детском саду позволяет оптимизировать коррекционно – педагогический процесс, индивидуализировать и дифференцировать обучение детей с нарушениями зрения и значительно повысить эффективность коррекционно – развивающей работы.

Также в своей коррекционной работе используем – комплекты книг тактильная «Азбука карнавал» с «Волшебным карандашом», предназначенный для детей с различными нарушениями зрения, в том числе, для детей с глубокими нарушениями зрения. «Волшебный карандаш» - умный помощник маленьких читателей. Он прочитает им стихи, познакомит с героями сказок, назовет буквы, подскажет правильные ответы к загадкам. Благодаря этому удивительному устройству малыши могут запоминать названия букв, имена сказочных персонажей и будут увереннее чувствовать себя при выполнении занимательных заданий.

Использование компьютера – еще одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей.

Здоровьесберегающие технологии.

Использование здоровьесберегающих технологий становится перспективным средством коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими нарушение зрения. Особую важность имеет использование технологий, которые направлены на укрепление здоровья в целом и в частности укрепление зрительного аппарата, помогают формировать у детей потребность к здоровому образу жизни и бережному отношению к своему зрению, а также обеспечивают эмоциональную комфортность и позитивное психологическое самочувствие.

В своей практике в здоровьесберегающие обучение мы включаем: динамические паузы (комплексы физминуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д., подвижные и спортивные игры, точечный массаж, музыкотерапию, сказкотерапию, разнообразные формы двигательной активности, такие как: утренняя гимнастика, гимнастика после сна и прохождение по «тропе здоровья», спортивные досуги и праздники, физкультурные занятия.

Одним из наиболее простых и распространенных видов зоровьесберегающих технологий в ДОУ является физминутки. Их называют еще динамическими паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения. Цель таких физминуток заключается в: смене вида деятельности ; предупреждении утомляемости; снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения; активизации кровообращения; повышение интереса детей к ходу занятия; создании положительного эмоционального фона. Комплексы физминуток подобраны согласно лексической теме недели.

К самым популярным видам здорвьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка. Использование дыхательной гимнастики помогает: активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом; тренировать дыхательный аппарат; развивать речевое дыхание. Проводим с детьми дыхательную гимнастику «Горячи чай», «Футбол», «Снежинки».

Пальчиковая гимнастика – применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму, но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию: осязательных ощущений, координации движений пальцев и рук; творческих способностей дошкольников. Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Используются такие виды упражнений: массаж, действия с предметами или материалами; пальчиковые игры.

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Нагрузка на глаза ребенка с нарушениями зрения огромная, поэтому выполнение гимнастики для глаз необходимо во время занятий для гигиены и профилактики нарушений зрения.

В своей работе используем элементы здоровьесберегающей технологии, разработанные специалистами по охране зрения детей В. Ф. Базарным, Э. С. Аветисовым и Г. А. Шичко.

- Для разминок и упражнений на зрительную координацию используем схемы зрительных траекторий.

- Метка на стекле (по Аветисову) позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика.

- Пальминг (является разновидностью гимнастики для глаз и как таки помогает им отдохнуть) этот метод используем на своих занятиях после зрительных нагрузок.

Внедрение в практику работы ДОУ здоровьесбрегающих образовательных технологий, способствует качественному обучению, развитию и воспитанию детей, не причиняя ущерб их здоровью, а наоборот способствует его укреплению.

В своей профессиональной деятельности мы используем следующий вид образовательных технологий : технология проектов.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно – образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, также вовлекаются родители.

Принципы проектной деятельности:

- Развитие свободной и творческой личности, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, динамичностью предметно – пространственной среды.

- Особые функции взрослого, побуждающего ребенка обнаружить проблему, проговаривать противоречия, приведшие к ее возникновению, включение ребенка в обсуждение путей решения поставленной проблемы.

- Способ достижения дидактической цели в проектной технологии осуществляется через детальную проработку проблемы.

- Интеграция образовательных содержаний и видов деятельности в рамках единого проекта – совместная интеллектуально – творческая деятельность.

Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, обращаю внимание на всестороннее развитие личности воспитанникаи преследующие цели:

- активизация познавательной компетенции у детей с особыми образовательными потребностями;

- формирование у воспитанников интереса к творческому решению задач;

- развитие и обогащение сенсорного опыта детей.

Нами были разработаны и представлены долгосрочные проекты на тему «Здоровьесберегающие технологии, используемые учителем – дефектологом в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения», «Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Целью является укрепление психического и физического здоровья дошкольников с помощью здоровьесберегающих технологий.

Таким образом, необходимо отметить, что инклюзия – это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования, благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства, образование по своей сути уже является инновацией. Сочетая традиционные методы и данные технологии в обучении, педагог делает процесс более полным, интересным, насыщенным и запоминающимся. Все это позволяет говорить о повышении качества работы педагога.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС Метод пластилинографии в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи при подготовке к школе по ФГОС  Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяют.

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми«Цветущая яблоня в подарок». Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьми Использование арттерапевтических технологий в коррекционной работе с детьмиТак звучит тема моего самообразования в этом учебном году. И.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностямиЗначение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, - одна из главных задач, стоящих перед логопедами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные образовательные технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения и речи в условиях комбинированных
Опубликовано: 20 октября 2020 в 17:03
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные образовательные технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения и речи в условиях комбинированных» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Николаева (УИ 2438803) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД