Татьяна Иванова
Современные образовательные технологии как инструмент развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - особенный период для приобретения свойств личности.
«Содержание образовательной области «Речевое развитие» включает в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря ; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой; понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Публикация «Современные образовательные технологии как инструмент развития речи детей» размещена в разделах
Целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта направлены на развитие и воспитание выпускника детского сада, который хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, строить речевые высказывания в ситуации общения.
Наблюдения показывают, что традиционное обучение дошкольников рассказыванию и пересказыванию строится на подражательной основе, преобладают репродуктивные приемы руководства. Чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, в процессе специально организованного обучения.
Практика и поиск новых путей повышения результативности работы, позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса развития дошкольников– наглядное моделирование.
Моделирование - это метод для самостоятельного открытия и осмысливания детьми заложенной информации. В историческом плане он зародился как идея вместе с принципами наглядности в теории Я. А. Каменского.).
Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе по развитию связной речи дошкольников состоит в том, что:
1. Ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для наших детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.
2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью.
3. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Возможности наглядного моделирования в развитии речи детей.
Моделирование — исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модель. Модель — это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели, используемый в качестве заместителя. В дошкольной педагогике моделирование используют при ознакомлении детей с природой, в процессе развития речи, усвоения элементарных математических представлений, развитии музыкальности детей. Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям. Доступность метода моделирования для дошкольников доказана психологами (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер). Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения. Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. В дидактике выделяют 3 вида моделей:
1. Предметная модель в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных (плоскостная модель фигуры, воспроизводящая его главные части, конструктивные особенности, пропорции, соотношения частей в пространстве).
2. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются с помощью предметов - заместителей и графических знаков.
3. Графические модели (графики, формулы, схемы). Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполнило свою функцию, она должна соответствовать ряду требований: - чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания; - быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней; - ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;- облегчать познание. В психолого-педагогической литературе выделен ряд закономерностей формирования моделирования у дошкольников: - моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни;
- целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее — с построения моделей, имеющих обобщённый характер; - следует начинать с иконических моделей, т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постоянно переходя к условно-символическим изображениям отношений;
- начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д;
- обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения; - процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т. е. переводом планирования во внутренний план. Приведённые факты направляют внимание педагога на разработку и применение предметных моделей в обучении, что, безусловно, служит средством упорядочивания, систематизации имеющегося у ребёнка опыта. Самостоятельное построение моделей свидетельствует о степени сформированности внутренних, идеальных форм моделирования, представляющих собой ядро умственных способностей. Усвоение логических форм мышления необходимо в дальнейшем, в ходе школьного обучения. Одним из основных задач дошкольного учреждения является обучение детей связной речи, т. е. умению чётко, последовательно излагать свои мысли. Основными задачами занятий по развитию речи являются следующие : расширение и уточнение круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности; развитие наблюдательности детей на основе систематических упражнений; освоение языка, его грамматического строя, коммуникативной функции общения.
Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности - источник развития не только связной речи, но и умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. Так как в данном возрасте развитие воображения и образного мышления являются главными направлениями умственного развития, то целесообразно было остановиться на развитии воображения и формировании способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности: при ознакомлении с художественной литературой; при ознакомлении детей с природой, на занятиях по рисованию. Эти виды деятельности привлекают детей, соответствуют их возрасту. Создавая условия формирования у детей способов наглядного моделирования, было определено место данной работы в целостном воспитательно-образовательном процессе в детском саду, взяв за основу интегрированный подход, который заключается в наполнении среды, содержания занятий и различных привлекательных для детей видов деятельности играми и упражнениями, направленными на обучение детей способам наглядного моделирования. Полноценное развитие у детей способов наглядного моделирования обеспечивается созданием соответствующей предметно-развивающей среды. Помещение группы разделили на несколько отдельных центров (игровой, познавательный, экологический, литературный, экспериментальный, центр конструирования и центр искусств). Было обогащено содержание этих центров игровым и развивающим материалом, направленным на развитие наглядного моделирования.
Наглядное моделирование может быть включено в непосредственно- образовательную деятельность, а так же:
-в детское экспериментирование, труд;
-в экологическое образование дошкольников;
-в самостоятельную игровую деятельность;
Использование метода моделирования помогает решать комплекс очень важных задач:
- развитие продуктивного творчества детей;
- развитие высших форм образного мышления;
- применение ранее полученных знаний в решении практических задач;
- закрепление математических знаний, полученных детьми ранее;
- создание условий для делового сотрудничества;
- активизация математического словаря детей;
- развитие мелкой моторики руки;
- получение новых представлений и навыков в процессе работы;
- наиболее глубокое понимание детьми принципов работы и строения оригиналов с помощью моделей.
Введение наглядных моделей в процесс речевого развития позволяет более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.
Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка
Работу с использованием карт-схем и символов лучше начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, одежде, посуде, временах года. На первых порах при составлении рассказов предлагается карточку с описываемым предметом передвигать от пункта к пункту (окошки со схематическим изображением свойств и признаков, отличительных особенностей предмета). Это делается для облегчения выполнения задания, так как детям легче описывать предмет, когда он непосредственно видит нужный пункт карты-схемы рядом с описываемым предметом. Затем можно их отделить друг от друга: держать карточку с описываемым предметом в руке и рассказывать по порядку в соответствии с пунктами карты-схемы.
С помощью картинно-графического плана, представленного как в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки, составляют рассказы и т. д. Дети могут самостоятельно зарисовать тексты небольших рассказов, загадки. Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, на мой взгляд, является то, что речь педагога сводится к минимуму - он показывает пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово. Пиктограммы можно изменить, дополнить, всё зависит от творчества педагога.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Например, работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений:
1. усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
2. формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
3. передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа "Репка”, "Колобок”.
Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет используются наглядные модели сказки. Сначала дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки воспитателем. Воспитатель рассказывает детям сказку "Репка”, а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент. На первых этапах в качестве элементов модели мы использовали картинки с изображением персонажей сказки, а затем заменили их символами-заместителями (силуэтными изображениями).
В экологическом воспитании демонстрация моделей также занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а значит, полнее осознавать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляются обобщение и систематизация знаний детей о природе.
Цель моделирования в экологическом воспитании дошкольников – это обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями.
Предметно - схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов - макетов.
Графические модели (графики, схемы, карты и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д. Например, при формировании понятия «рыбы» в старшей группе использовала модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники, в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.
Организуя работу по ознакомлению детей с объектами и явлениями природы, надо уделять внимание на то, чтобы дети могли подмечать и выделять их основные свойства, а также объяснять те или иные закономерности природы. В этом помогают схемы, символы, модели. Наглядное моделирование в данном случае является тем специфическим средством, которое учит анализировать, выделять существенное, учит наблюдательности и любознательности.
Использовать модели оказалось возможным и при ознакомлении дошкольников с трудом взрослых. Именно модели представляют общее поступательное движение трудового процесса от замысла к результату, количество компонентов. Ребенку легче понять, что отсутствие хотя бы одного компонента нарушает весь процесс, и результат, не может, быть достигнут. Использование детьми модели трудового процесса для познания труда взрослых, для контроля и организации собственной результативной деятельности, позволяет детям применять модели для самостоятельного познания известных трудовых процессов.
Педагогическая технология использования моделирования весьма эффективна, позволяет ребенку наглядно увидеть последовательность включения компонентов в трудовой процесс, осознать существующие между ними связи и зависимости.
Структура трудового процесса является сложным объектом и поэтому применяется сложная модель. В такой модели должно быть представлено общее поступательное движение трудового процесса (от замысла к результату, которое представлено пятью компонентами:
-Постановка цели и мотивация трудового процесса.
-Отбор предметов труда.
-Трудовое оборудование.
-Порядок трудовых действий.
-Результат труда.
Организуя работу с детьми по развитию воображения и способности к наглядному моделированию в изобразительной деятельности, предлагаются задания, где детям надо анализировать внешний вид объектов, выделять характерные признаки, использовать анализ схем с изображением характерного признака, а затем самим создавать подробные, близкие с реальным изображениям образы
Для того чтобы выработать у детей определенные навыки и умения, в обучающем процессе применяются алгоритмы процессов умывания, одевания, правил безопасности при работе с ножницами, правил поведения при пожаре, на дороге и т. п.
Являясь общим приемом изучения действительности, моделирование позволяет эффективно формировать такие приемы умственной деятельности как классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, что в свою очередь стимулирует в перспективе интенсивное развитие связной речи детей.
Для того, чтобы осуществлялась возможность включения семьи в процесс развития связной речи ребенка-дошкольника, необходимо придерживаться следующих направлений во взаимодействии дошкольного учреждения (далее – ДОУ) и семей воспитанников:
1) ДОУ должно стать «открытой системой», в результате чего происходит процесс гуманизации отношений между детьми, педагогами и родителями; учебно-воспитательный процесс становится более гибким, дифференцированным; создается единая развивающая среда, с взаимодополняющими линиями взаимодействия между семьей ребенка и ДОУ.
Для реализации данного направления работы родителям каждого воспитанника обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается ребенок. Они знакомятся с содержанием учебно-воспитательного процесса, организуемого в ДОУ. С этой целью проводятся Дни открытых дверей, открытые занятия общие и групповые родительские собрания. Успешно функционирует сайт группы.
2) изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка. Данное направление дает возможность поддерживания единой системы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Необходимо обеспечить индивидуальный, дифференцированный подход к работе с семьями воспитанников.
Для успешности включения семьи в воспитательный процесс ДОУ необходимо личностное взаимодействие педагога и родителей, признание за семьей приоритета в воспитании и развитии личности ребенка.
Изучив особенности и потребности каждой семьи, мы начнем успешно осуществлять индивидуальную помощь семье.
3) Взаимодействие ДОУ с семьей с целью повышения уровня общей и педагогической культуры, психолого-педагогическое просвещение родителей.
Работа с родителями:
• Просветительская:
Для родителей были подготовлены и организованы:
-родительское собрание «Наглядное моделирование как средство развития речи детей»;
-мастер-класс «Учимся составлять рассказ»;
-консультации «Наглядное моделирование как средство развития связной речи», «Значение наглядного моделирования в подготовке детей к школе»;
-совместное составление моделей.
«Использование инновационных методов и приемов в развитии связной речи младших дошкольников в ДОУ и дома»;
- выставка педагогической литературы;
- круглый стол «Как собирать детскую библиотеку?»;
- дискуссия «Развиваем речь дома»;
- день открытых дверей;
- посещение открытых занятий;
• Информационная:
В приемной оформление уголка по развитию речи детей : «Информация для родителей», «Консультации для родителей по развитию связной речи детей», «Это интересно!», «Чем занимаемся!», «Советуем прочитать».
Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его, обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление.
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды и дальнейшее взаимодействие педагога с родителями позволят повысить эффективность развития связной речи дошкольников.
Список используемой литературы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. -М : УЦ Перпектива, 2014. - 32с.
2. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ под ред. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М: Мозаика-Синтез, 2014 -368с.
3. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань : Центр инновационных технологий, 2010. - С. 124.
4. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей / А. Г. Арушанова. — М. : Новое знание, 1999. — 134 с.
5. Бородич А. М. Методика развития речи детей. Курс лекций для студентов пед. ин-тов по специальности "Дошкольная педагогика и психология". М. : "Просвещение", 2001.- 255с.
6. Венгер Л. А. Как ускорить процесс понимания сказки // Дошкольное воспитание. 1991. №5. С. 45-49.
7. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. – М. : "Просвещение", 2001. – 336 с.
8 .Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1960. 7. Крылова Н. Б. Культурология образования. - М. : Народное образование, 2000. - С. 22.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. — М. : Педагогика, 1983. — Т. 2. — 340 с.
10. Виноградова Н. А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: метод. пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. Ю. Н. Родионова. – М. : Айрис – пресс, 2008. – 192 с
11. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М:,Детство-Пресс, 2009-472с.
12. Горбушина Л. А., Николаичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. – М. : "Просвещение", 2010. – 144 с.
13. Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. М., 1966.
14. Конспекты занятий по обучению пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2011. – 96 с.
15. Леонтьев А. А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. М., 1974. С. 312-317.
16. Лурия А. Р. Речь и мышление. М., 1975.
17. Лямина, Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Хрестоматия по теории и методике развития речи М :Академия,2000-детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений.
18. Развитие речи детей 5-6 лет : программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/ авт. -сост. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Вентана-Граф, 2009. – 272 с.
19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 454 с.
20. Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М. : Педагогическое общество России, 1999. - 416 с.
21. Сохин, Ф. А. Осознание речи дошкольниками / Ф. А. Сохин. — М. : Педагогика, 1978. — 256 с.
22. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: М., 2009.-164с.
23. Сухонина Н. И. Развитие связанной речи у дошкольников/ Журнал "Дошкольная педагогика", 2005, № 7-8, 21 с
24. Тихеева Е. И. основные положения методики развития речи детей/ Журнал "Дошкольное воспитание", 2008, № 12, 6 с.
25. Тихеева Е. И. Развитие речи детей : Пособие для воспитателей дет. сада/ Под ред. Ф. А. Сохина. -5-е изд. – М. : Просвещение, 2009. – 159 с.
26. Ткаченко, Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша/ [Текст] : пособие для воспитателей детского сада/ Т. А. Ткаченко. - М. : Эксмо, 2006 – 346с
27. Ушакова О. С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: кн. для воспитателей дет. сада и родителей/ Под ред. О. С. Ушаковой. 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТЦ сфера. 2009. – 208с.
28. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : пособие для воспитателей детского сада/ О. С. Ушакова., Е. М. Струнина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
29. Шорохова О. А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия. М. : ТЦ Сфера,2009, 2-е издание. -208 с.
30. Шорохова О. А. Методические рекомендации по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Под. ред. Н. А. Подымова. Курск, 2009-115с.