Людмила Хилкова
Современные технологии обучения детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Современные технологии обучения детей с ОВЗ»
Актуальность проблемы применения современных технологий в образовательном процессе вызвана интеграционными и информационными процессами, происходящими в обществе, становлением новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.
Статус ОВЗ присваивают ребенку на ПМПК.
В своей работе мы опираемся на следующую законодательную базу
Публикация «Современные технологии обучения детей с ОВЗ» размещена в разделах
Прежде всего, надо четко представлять, что такое технология и педагогическая технология : это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
При подборе педагогической технологии необходимо учитывать
- вид и сложность заболевания или отклонения от нормы и их влияние на психофизиологические и личностные особенности обучаемых детей с ОВЗ;
-осознание необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно-деятельностным подходом;
- возможность использования современных технологий обучения и форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.
Все эти технологии хорошо известны и применяются педагогами. В своем выступлении особое внимание хотелось бы уделить зоровьесберегающим технологиям.
Каждый педагог при построении занятия должен учитывать следующее:
Гигиенические условия
Число видов деятельности, используемых педагогом. Однообразность занятия способствует утомлению детей
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут
Организационно-педагогические мероприятия здоровьесберегающего занятия
- чередование видов деятельности, применение игровых технологий
- проведение физминуток тогда, когда это необходимо ребенку с ОВЗ
- двигательная активность, режим смены динамических поз
- использование зрительной, пальчиковой, дыхательной гимнастики, элементов самомассажа,
- упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг, релаксация
- использование личностно-ориентированного подхода в обучении и мобилизация внутренних сил (похвала, поддержка, формирование установки: «Ты можешь и я тебе помогу», «Ты справишься» и т. д.
- соответствие используемых методических приемов возрастным и функциональным возможностям школьников, использование игровых технологий.
- Соответствие программ и конспектов занятий по любым предметам требованиям ФГОС ОВЗ.
- чередование видов деятельности, применение игровых технологий
- проведение физминуток тогда, когда это необходимо ребенку с ОВЗ
- двигательная активность, режим смены динамических поз
- использование зрительной, пальчиковой, дыхательной гимнастики, элементов самомассажа,
- упражнения психологической саморегуляции (аутотренинг, релаксация
- использование личностно-ориентированного подхода в обучении и мобилизация внутренних сил (похвала, поддержка, формирование установки: «Ты можешь и я тебе помогу», «Ты справишься» и т. д.
- соответствие используемых методических приемов возрастным и функциональным возможностям школьников, использование игровых технологий.
- Соответствие программ и конспектов занятий по любым предметам требованиям ФГОС ОВЗ.
Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.
Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.
Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.
Задачи:
-предупреждение утомления,
-укрепление глазных мышц
- снятие напряжения.
- общее оздоровление зрительного аппарата.
Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма.
Условия: Для проведения не требует специальных условий.
Для детей с функциональными нарушениями зрения существуют специальные приборы для индивидуального использования. Это необходимо учитывать педагогам при подготовке к занятиям с ребенком данной категории.
Электронная лупа (для слабовидящих)
Устройство Finger Reader, представляющее собой компактный сканер, который распознаёт текст и читает его вслух. Когда палец следует вдоль строки, видеопоток со встроенной камеры анализируется, после чего устройство читает вслух голосом, похожим на электронный голос. При приближении к концу строки устройство предупреждает владельца вибрированием, как и при сбивании на соседние строки.
Также, устройство может работать автоматическим переводчиком!
Это высокотехнологичный способ помочь слабовидящим и слепым людям читать печатные тексты.
Также существуют специальные средства:
• Клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля
• Принтер с рельефно-точечным шрифтом Брайля