Светлана Ушакова Фурцева
Современные игровые технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Игровые технологии»
Уральская инженерная школа
Свердловская область относится к числу десяти основных регионов с высокой концентрацией производства и представляет собой крупный многоотраслевой промышленный комплекс (машиностроение, металлургия, оборонное производство). Поиск путей для существенного повышения эффективности производства невозможно без наличия достаточного количества инженерных и рабочих кадров требуемой квалификации.
В Свердловской области с подачи губернатора Евгения Куйвашева разработана концепция комплексной государственной программы «Уральская инженерная школа», рассчитанной на 2015-2034 гг.
Публикация «Современные игровые технологии в ДОУ» размещена в разделах
А в качестве дополнения к этой инициативе и с целью перспективного развития технического творчества детей Министерство образования региона выступило с инициативой создания системы опережающего дополнительного образования «Детская инженерная школа».
Куйвашев акцентировал внимание на образовательном аспекте. По его мнению, начинать подготовку перспективных инженеров надо не в высших учебных заведениях и даже не со школьной скамьи, а гораздо раньше – в дошкольных учреждениях. Именно в этот период у ребятишек ярко выражена заинтересованность к техническому творческому процессу.
Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста ФЭМП
ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.
Следует помнить, что бы поддерживать у детей интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Особая роль в развитии элементарных математических представлений, развитии логического мышления и конструктивных возможностей детей принадлежит игровым технологиям.
Игровые технологии
Теория решения изобретательских задач.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач.
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ:
• Метод маленьких человечков (ММЧ)
• Метод ресурсов ( Например: У вас сломалась игрушка, как ее теперь можно использовать? или «Маша - растеряша»)
• Метод мозгового штурма. Например, задача: вам надо быстро) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений.
Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне - это ресурс для решения задачи. Используем приемы: "посредник" + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу). Решения:
- Добавить холодную воду, заварку или молоко.
- Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.
- Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.
- Добавить много варенья или сахара.
- Переливать через воронку.
- Погружать холодные ложки.
- Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег.
• Метод фокальных объектов (МФО) Игра «Рыбы – птицы- звери»
Цель: Учить называть видовые группы по предложенному примеру
Ход: Ведущий бросает мяч ребенку и произносит слово, обозначающее класс из области живой природы.
Ребенок, поймав мяч, должен подобрать видовое понятие и бросить мяч обратно.
Пример: Птица – «Воробей», рыба – «Карасик» и т. д.
Аналогично можно играть с классификационными группами рукотворного мира.
• Фантазирование «Все Наоборот» Например: Лес, в котором все-все должно быть наоборот. Попросить детей описать, как будет выглядеть такой лес. (Деревья там растут корнями вверх, а листья вниз. Листья постоянно обгрызают травоядные волки, на которых охотятся хищные зайцы. Низенькие деревья утопают в огромной траве. Птицы не летают, а переползают с одной травинки на другую и ловят пролетающих мимо гусениц. Цветы не пахнут, а впитывают в себя окружающие запахи – животные не могут больше ориентироваться по запаху.)
• Системный оператор (надсистема и подсистема)
• Страна загадок
• Противоречия. Игра «Хорошо – плохо»
В этой игре мы учим детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
1 вариант:
В: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Съесть конфету - плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".
2 вариант:
В: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Сладкая конфета - это плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
В: Зубы заболят - это хорошо. Почему?
Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.
То есть вопросы идут по цепочке.
Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие психических процессов и личности в целом. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности.
Палочки Кюизенера
Во всём мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Д. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике, начиная с младших групп детского сада.
Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления. Наглядно – действенное и наглядно – образное использования «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения.
Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызываю живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мысленных задач.
Одно из главных преимуществ данного пособия является то, что оно подходит для детей разного возраста – от малышей до младших школьников. Для самых маленьких – это занимательный игровой материал, детям постарше они помогут в освоении законов математики. Существует большое разнообразие альбомов, пособий по занятиям с палочками Кюизенера.
Логические блоки Дьенеша (ЛБД)
Всемирно известный венгерский педагог и математик Золтан Дьенеш –основатель игрового подхода к развитию детей «Новая математика».
Логические блоки Дьенеша (ЛБД) – абстрактно – дидактическое средство, которое является наиболее эффективным пособием для подготовки мышления детей к усвоению математики. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной.
Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5 х 5 см, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина, понадобятся и карточки с отрицанием свойств: не квадратный; не синий и т. д. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них. Карточки – свойства помогают детям перейти от наглядно – образного мышления к наглядно – схематическому, а карточки с отрицанием свойств – крохотный мостик к словесно – логическому мышлению.
Первый этап. Блоки Дьенеша привлекают внимание детей прежде всего своими качественными признаками: цветом, формой, размером, толщиной. Дети сразу же выделяют их самостоятельно; группируют по этим признакам, выстраивают разнообразные структуры, но чащ художественные композиции (узоры, сюжеты).
На втором этапе дети играют на преобразование, группируют и классифицируют блоки, а также реальные предметы.
Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
Логические задачи
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо много знать, иметь развитое мышление, уметь последовательно и доказательно мыслить.
Должное внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откроют дорогу растущему человеку в современное, постоянно развивающееся общество и обеспечат ему гармоничное существование в этом обществе.
Овладение мыслительными операциями является основой развития умственных способностей ребенка и невозможно без занимательных игр математического содержания. Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Смекалка, воображение, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа, безусловно, активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для подготовки к школьному обучению. Важно, начиная с дошкольного возраста, развивать у детей логическое мышление, так как интеллектуальная деятельность уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Кубики Никитина
Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. В своей многодетной семье воплотили в жизнь идеи о значении ранней тренировки ума и тела, разработали серию развивающих игр,
В процессе игры с кубиками Никитина дети тренируют навыки счета, учатся ориентироваться в пространстве и во времени, конструктивные способности, развивают внимание, память, мелкую моторику, логическое мышление, воображение и речь.
Кубики Никитина способствуют развитию: мелкой моторики, воображения, речи, внимания, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственного ориентирования, комбинаторных способностей, необходимых для школьного обучения навыков, абстрактного мышления.
В развивающих творческих играх Никитина удалось объединить один из основных принципов обучения "от простого к сложному".
Кубики Никитина создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта, сообразительности и изобретательности.
Игры головоломки
Игры – головоломки или геометрические конструкторы известны с незапамятных времён. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Дети старшего дошкольного возраста могут использовать игры на составление фигур – силуэтов, геометрических фигур из специальных наборов.
Набор элементов таких игр состоит из фигу полученных при разрезании по определё нным правилам какой-либо геометрической фигуры: квадрата – в игре «Танграм», головоломке «Пифагор», прямоугольника – в игре «Пентамино», овала – в игре «Колумбово яйцо», круга – в играх «Вьетнамская игра», «Волшебный круг».
Эти игры предназначены для развития у детей пространственного изображения, логического и интуитивного мышления. У некоторых ребят возникают затруднения при составлении силуэта по нерасчленённому образцу, при реализации своего замысла, что вызывает угасание интереса к играм. Поэтому вначале полезно организовать увлекательные упражнения с геометрическими фигурами.
Знакомить детей с играми надо постепенно, важно, чтобы дети усвоили и хорошо запомнили основные правила игры: при составлении силуэтов используется весь комплект, детали геометрического конструктора при этом плотно присоединяются друг к другу.
Игровая деятельность детей организуется по-разному и может осуществляться двумя путями.
Первый путь предполагает составление фигур-силуэтов из частей по расчленённому образцу. Составление силуэтов по расчленённому образцу не вызывает у детей активной умственной деятельности, а сводится в основном к копированию. Но этот этап работы с детьми необходим для упражнений в способах соединения частей, выработки умения представлять пространственные изменения.
В следующем этапе работы, основным является обучение детей составлению фигур по образцам контурного или силуэтного характера – не расчленённым. Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть образец и представить, как он составлен (по расположению частей, организует детей на предположительный анализ. В играх на создание силуэтов возникают условия для тренировки способности самостоятельно творчески решать интересные несложные задачи.
Игры Воскобовича
В конце 80-х годов прошлого века инженер-физик Вячеслав Воскобович придумал для своих детей различные познавательные пособия, способствующие развитию логического и образного мышления, мелкой моторики, речи и т. д. Впоследствии эти игры получили широкое распространение, и многие детские сады и центры раннего развития пользуются ими и в настоящее время.
Наиболее популярными среди игр Воскобовича являются :
Волшебный квадрат Воскобовича – наверное, самая популярная игрушка. Квадрат этот бывает двух- и четырехцветным и представляет собой 32 пластиковых треугольника, наклеенных на гибкую поверхность (ткань) в определенном порядке. Между ними есть небольшое пространство, благодаря которому игрушка может сгибаться, формируя плоские и объемные фигуры различной сложности.
Прозрачный квадрат это головоломка, конструктор и пособие для решения логико-математических задач. Игра развивает логическое мышление, моторики руки, конструкторские способности и воображения. А еще ребенок познакомится с геометрическими фигурами и их свойствами.
В набор входят 30 квадратных прозрачных пластинок. Одна пластинка полностью окрашена в синий цвет, а на других закрашена только часть квадрата. В игровом пособии имеется инструкция к игре – это сказочная история об удивительных нетающих льдинках Озера Айс. Можно складывать фигурки из альбома, а можно придумывать свои.
Чудо-крестики и Чудо - соты–В игровом наборе находятся вкладыши – крестики и кружочки, которые нужно собирать, постепенно усложняя задачу: сначала из двух частей, а потом добавляя всё больше и больше деталей. К набору фигурок прилагается альбом с заданиями. Эта игра намного интереснее современных «одноразовых» паззлов, собрав которые, ребенок мгновенно теряет интерес. С играми же Воскобовича можно играть очень долго, постепенно совершенствуя и развивая свои навыки.
Геоконт –представляет собой фанерную дощечку с закрепленными на ней пластмассовыми гвоздиками. Вокруг этих гвоздиков ребенок должен по заданию взрослого натягивать разноцветные резинки, создавая нужные формы (геометрические фигуры, силуэты предметов и т. п.).
Особенности методики Воскобовича
Игры Воскобовича – не просто приятное времяпрепровождение для детей. Они являются по-настоящему развивающими, причем развивают личность ребенка всесторонне, в разных направлениях.
Вывод:
Комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.