Вероника Хохлова
Игровые технологии как средство развития фонематических процессов у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Хохлова В. Ю., учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №10 «Умка»
г. Шадринск
Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти вопросы касаются образовательной деятельности, технологий и содержания.
Публикация «Игровые технологии как средство развития фонематических процессов у дошкольников» размещена в разделах
С каждым годом увеличивается количество детей с фонетическими нарушениями речи, и педагогам все сложнее становится организовывать эффективную коррекционную работу. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Часто в дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение развития фонематических процессов, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из причин возникновения нарушений письменной речи у школьников.
Понятие фонематические процессы включает в себя :
1. фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.
2. фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.
3. фонематический анализ — мысленный процесс выделение отдельных фонем.
4. фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.
5. фонематические представления — звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.
На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги: Л. А. Венгер, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия, Н. Х. Швачкин, Д. Б. Эльконин, Л. В. Запорожец.
Преодоление нарушений фонематических процессов является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи. Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие :
• Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.
• Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.
• Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.
Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:
1 этап - узнавание неречевых звуков.
2 этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
3 этап - различение слов, близких по звуковому составу.
4 этап - дифференциация слогов.
5 этап - дифференциация фонем.
6 этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
При работе по данным этапам развития фонематических процессов следует использовать принцип постепенности. Результат во многом зависит от того, на сколько удастся превратить скучную работу в увлекательную игру.
Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, поэтому опора в организации коррекционно-образовательной деятельности логопеда строится с учетом применения игровых технологий. Сюжетно-ролевая организация логопедических занятий соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игровая мотивация позволяет ребенку быстрее включиться в логопедическое занятие.
Предполагаемая организация занятия сохраняет здоровье детей (психологическое и физическое, позволяет добиться качественных результатов, повышает работоспособность детей (уменьшает сроки коррекции, позволяет сохранить позитивный настрой на дальнейшую работу. Проводя занятия в игровой форме, у детей повышается интерес к учебной деятельности, наблюдается положительная динамика развития фонематических процессов.
Исходя их выше сказанного были определены цели и задачи работы.
Цель: формировать и развивать фонематические процессы у детей (старшего) дошкольного возраста по средствам игровых технологий.
Задачи:
1. Обучать детей дошкольного возраста узнаванию звуков (неречевых, речевых) по средствам игровых технологий;
2. Формировать фонематические противопоставления (дифференциация фонем на слух и в собственной речи);
3. Формировать фонематический анализ и синтез слов при помощи игровых технологий;
4. Развивать у детей навыки контроля и самоконтроля произношения звуков речи.
Для решения поставленных цели и задач мною был подобрал комплекс заданий и игровых упражнений для каждого этапа коррекционной работы по формированию и коррекции фонематических процессов у детей дошкольного возраста.
1. Игры, нацеленные на развитие слухового внимания.
- «Что звучит / шумит»
Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти, фразовой речи.
Оборудование: Различные игрушки и предметы (бумага, полочка, ложка, бубен, маракас и т. д., ширма, фишки.
Инструкция: Педагог за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.
Так же эту игру можно проводить без использования ширмы. Взрослый встает за спиной ребенка и производит шумы, а ребенок должен догадаться что звучит.
Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, постучать в бубен, потрясти погремушкой и т. д. Тот, кто правильно отгадал шум, получает в награду фишку.
- «Повтори как я»
Цель: Развитие слухового внимания, темпо-ритмической стороны речи.
Оборудование: Бубен, погремушка, ксилофон и т. п.
Инструкция: Взрослый производит ритмический рисунок на музыкальном инструменте, ребенок должен воспроизвести его при помощи отхлопывания, отстукивания и т. п.
2. Игры на развитие речевого слуха
- «Угадай, чей голос»
Цель: Определить товарища по звуку голосу.
Оборудование: Игрушка (медведь, лиса, кошка, мышка и тп).
Инструкция: Дети сидят/стоят полукругом. Перед ними на небольшом расстоянии спиной к детям сидит/стоит ребенок с игрушкой.
Логопед предлагает кому-нибудь из ребят позвать персонажа (игрушку). Водящий должен угадать, кто его позвал. Он встает напротив позвавшего и рычит (мяукает, пищит, и т. п., в зависимости от персонажа). Тот, кого узнали, получает игрушку и становится водящим.
- «Горшочек»
Цель: Развитие речевого слуха и координации движений рук. Закрепление представлений о понятиях «горячий – холодный».
Оборудование: Мяч.
Инструкция: Дети садятся в круг на полу и перекатывают мяч (горшочек). Если ребенок катит другому мяч и говорит: «Холодный», второй ребенок может трогать мяч. Но если ему говорят: «Горячий», то он не должен трогать мяч. Тот, кто ошибется и дотронется до мяча, должен выполнить задание (по усмотрению водящего).
3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу
- «Будь внимателен»
Цель: Учить определять правильность произношения слов.
Оборудование: Предметные картинки: банан, альбом, клетка, фишки.
Инструкция: Перед ребенком выкладываются картинки, ему слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленую ишку, неправильно - красную. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка.
- «Какое слово отличается?»
Цель: Развивать умение на слух выделять нужное слово.
Оборудование: Счетные палочки, картотека слов ( например: Ком-ком-кот-ком; Канава-канава-какао-канава; Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок; Будка-буква-будка-будка; Винт-винт-бинт-винт; Минута-монета-минута-минута; Буфет-букет-буфет-буфет; Билет-балет-балет-балет; Дудка-будка-будка-будка).
Инструкция: Взрослый произносит четыре слова, на каждое слово на столе выкладывается счетная палочка. Ребенок должен выбрать соответствующую палочку и назвать то слово, которое отличается от остальных.
4. Игры на дифференциацию фонем
• Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.
• выделение гласных из ряда звуков.
• узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.
• узнавание гласных на фоне многосложных слов.
• выделение согласных из ряда других звуков.
узнавание согласных на фоне многосложных слов.
- «Место для картинки»
Цель: Активизация словаря, дифференциация различных звуков.
Оборудование: Предметные картинки, в названии которых, есть заданный звук.
Инструкция: Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где изображен шар. Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш-ш. Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит:ж-ж-ж-ж. «Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук [ш] или [ж]. Если услышите звук [ш], то картинку надо положить слева, а если услышите звук [ж], то ее надо положить справа». Логопед показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.
Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук [ж] стоит в конце слова или перед глухим согласным.
- «Не ошибись»
Цель: Дифференциация звуков [с] - [з].
Оборудование: Картинки «Снежинка» и «Комарик».
Инструкция: Детям предлагается по две картинки. На одной нарисована снежинка, на другой - комарик. Картинку со снежинкой дети берут в левую руку, а с комариком - в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со снежинкой и говорят: с-с-с., А если звук [з], то – с комариком и говорят: з-з-з. Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.
- «Найди свою картинку»
Цель: Дифференциация звуков [л] - [р] в словах.
Оборудование: Картинки, в названии которых есть звук [л] или [р]. На каждый звук подбирают одинаковое количество картинок. Картинки с изображение девочки Лены и мальчика Ромы.
Инструкция: Педагог раскладывает картинки рисунком вверх, затем предлагает детям помочь Лене и Роме. Найти, те картинки в названиях которых есть звук [л] для Лены, а для Ромы со звуком [р]
5. Игры, направленные на дифференциацию слогов
- «Повтори правильно»
Цель: Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.
Оборудование: Мяч.
Инструкция: Дети в кругу. Каждый ребенок по очереди ловит мяч и вниматльно слушает цепочку слогов, затем он должен правильно ее воспроизвести и вернуть мяч обратно. Примеры слоговых рядов: са-са-за, ми-ма-му-ме, ша-са, па-пя-па,.
- «Телефон»
Цель: Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.
Инструкция: Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слоги или серию слогов, состоящие из звуков не нарушенных в произношении детей, на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке, и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.
6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков.
- «Аквариум»
Цель: Учить определять место расположения звука в слове.
Оборудование: Изображения аквариума (3 штуки, на каждом, изображена схема слова с позицией звука (начало, середина, конец). Изображения рыб, предметные картинки на заданный звук.
Инструкция: Логопед демонстрирует предметные картинки с заданным звуком, детям необходимо распределить рыб в аквариумы в соответствии с позицией звука в слове.
- «Логопедическая гусеница»
Цель: Упражнять в определении последовательности звуков в слове.
Оборудование: Цветные шарики (синий, зеленый, красный) на липучках, предметные картинки на заданный звук.
Инструкция: Детям предъявляется картинка, слово-название которой будет анализироваться. Им необходимо составить звуковую схему заданного слова, при помощи «Логопедической гусеницы».
Таким образом, применение игровых технологий, направленных на развитие фонематических процессов, в работе с детьми, имеющими нарушения речи, помогает сделать коррекционную работу более интересной и разнообразной. Способствует дальнейшему успешному освоению норм родного языка, положительно влияет на становление всей речевой системы детей дошкольного возраста формирует основу успешного обучения в школе, так как развитие фонематических процессов имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма
Список использованных источников
1. Касьянова А. В., Васильева Н. Н., Головина Е. Б. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М. : Буки-Веди, 2014. — С. 65-67. — URL
2. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2003.-112с.
3. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М. : Владос, 1999. 216с.
4. Ткаченко Т. А. В первый класс без - дефектов речи: Методическое пособие. - СПб. :Детство-Пресс, 1999.-112с.
5. Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем. - М. : Центрполиграф, 2004.-63с.
6. Швецова И. «Формирование фонематического восприятия и звукового синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи» Дошкольное воспитание. - 2007. - №5, С. 71-78.