юля спиридонова
Театрально-игровые технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущей деятельностью в дошкольном детстве является игра. Это наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.). При этом это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт.
Публикация «Театрально-игровые технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Игра в театр обладает многими возможностями и допускает самые разнообразные ее варианты. Ребенок легко отождествляет себя с персонажами. Их характерами, чувствами, эмоциями. И тем самым может реализовать разнообразие всего спектра эмоций.
Благодаря театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Благодаря нравственной направленности текста, театрализованная игра позволяет ребенку опосредованно решать проблемную ситуацию от лица своего персонажа, что способствует формированию навыков социального поведения
Цель: Использование театрально - игровых технологий способствует реализации таких задач как:.
1. Развивать творческую активность во всех доступных видах театральной деятельности;
2. развивать эмпатию, передавая заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;
3. учить детей управлять своим эмоциональным состоянием.
В рамках работы по данному направлению совместно с воспитателями был разработан план мероприятий направленных на развитие коммуникативных способностей, умения сотрудничать, активно слушать и говорить самому.
В процессе реализации поставленных задач учитывались возрастные особенности ребенка, психолого – педагогическая значимость театральных игр, в ходе которых дети учились выражать эмоции и адекватно их воспроизводить во время игр.
Театрализованные занятия строятся на основе методик («Театр Творчество Дети» Сорокина Н,В, «Театрализованая деятельность в детском саду» Антипина, Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников», Баранова Е. В, Савельева А. М. «От навыков к творчеству») и представляют собой систему творческих игр и упражнений. Содержание театрализованных занятий включают в себя:
-просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним. Спектакли лучше подбирать в соответствии с возрастными особенностями детей.
Младшим дошкольникам будет наиболее интересны кукольные театры, спектакли с использованием ростовых кукол, а старшим дошкольникам - это кукольные спектакли и спектакли, где участвуют актеры.
- игры – драматизации. Их также нужно подбирать опираясь на возраст участников.
С младшими дошкольниками - пестушки, небольшие стихи, песни, русские народные сказки, т. к. они наиболее интересны и близки к этому возрасту.
Со старшими дошкольниками можно использовать режиссёрские игры, отрывки из пьес, рассказов, настольный театр.
-этюды так же с возрастом усложняются, если в начале, мы просим изобразить какое-то одно чувство (радость, грусть, страх, то с детьми постарше это уже маленькие отрывки из произведений, импровизация движений по стихам (Облака)
- упражнения по социально - эмоциональному развитию детей.
С учетом выделенных видов театрально-игровой деятельности мы определились с направлениями работы. В них входили такие мероприятия как:
«Что такое театр?» дети знакомились с театром, его видами, с театральными профессиями. Правилами поведения в театре.
«Актерская мастерская» во время этих занятий дети учились регулировать силу голоса, (громко, тихо) темп речи, разговаривать с помощью разных интонаций, для этого мы использовали : чистоговорки, скороговорки, артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, заучивали стихи, песни. Учились показывать эмоции с помощью мимики, жестов, пантомимики (радость, гнев, грусть, удивление).
«Начинаем наш спектакль» Здесь мы предлагали детям
Игры - драматизации, по мотивам стихов, сказок, сценок. В этих играх мы использовали такие атрибуты как настольный и магнитный театр, перчаточных кукол, маски, ростовые куклы. Это позволяет почувствовать детям, эмоциональное состояния героев сказок, способствует формированию определенных действий для выражения эмоций интереса, радости, удивления, горя, страха, гнева, стыда, вины.
В играх драматизациях разыгрывались пестушки, они способствовали развитию умения различать различные эмоции, налаживали эмоциональный контакт не только между взрослым и ребенком, но и между детьми.
«Игры - сказки». Ребенок, принимает роль какого – либо персонажа, героя и т. п., учитывает особенности его поведения, его позицию, чувства. Ребенку необходимо согласовывать свои действия с действиями персонажа. Это помогает ориентироваться не только во взаимоотношений людей, но и способствует эмоциональному развитию.
Сказки «О рыбаке и рыбке» «Теремок», «Три поросенка» позволяют показывать эмоции (мимикой, пантомимикой, интонациями, что позволяет ребенку понять настроение окружающих. «Два жадных медвежонка».
Этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека, адекватно выражать свои эмпатийные отношения к сверстникам.
Живые декорации – помогают застенчивым детям справится с волнением, боязнью сцены.
Также нами были использованы игры позволяющие снять мышечное напряжение и раскрепостить детей. «Рубка дров», «Без обид»,
Знакомство детей с пиктограммами учат узнавать и передавать эмоции, различать мимику, жесты и интонацию произнесенной фразы. «Сегодня хорошая погода»,
Помогают в этом виде деятельности дидактические пособия «Путешествие в мир эмоций», «Лото эмоций», «Собери эмоцию», «Грустный, веселый колобок», «Собери лицо» «Кубик настроения».
Данный перечень мероприятий адаптируется под возрастные особенности детей.
Эти игры могут использовать не только педагоги – психологи, но и педагоги в совместной деятельности с детьми или рамках кружковой работы.
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, декораций, афиш, способствует укреплению взаимоотношений между детьми и родителями.
Игра будет пользоваться успехом, если соблюдать несколько правил
1. Не стоит перегружать спектакль нравоученьями, сам сюжет сказки и выразительность речи с успехом заменят собой готовую мораль.
2. Дети должны активно участвовать в спектакле, а не остаться пассивным. Сам спектакль должен быть интересен детям настолько, что бы они захотели в нем поучаствовать.
3. Выражая свои чувства и помогая героям спектакля дети, должны не нарушать дисциплину. Ведущий обязательно должен познакомить их с культурой поведения в театре.
Вывод: Таким образом, театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание.
Литература:
1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1991.
2. Щёткин А. В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, - М. ,2008 год.
3. Додокина Н. Д. Евдокимова Е. С. Семейный театр в детском саду, Мозаика - Синтез, - М., 2008 год
4. Чего на свете не бывает? / Под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой. - М., 1991.
5. Бархин К. Б. Развитие речи и изучение художественных произведений. - М., 1969.
6. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, - М., 2008 год.
7. Баранова Е. В, Савельева А. М. От навыков к творчеству Мозаика - Синтез, - М. ,2009.
8. Занятия по развитию речи в детском саду. - М., 1993. 1.
9. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, - М. ,2009 год.
10. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности Мозаика - Синтез, - М. ,2008.
11. Развитие речи детей 3-4 лет авт. Сост. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина - М. 2010.