Анна Александровна Шмелькова
Проектная деятельность — средство интеллектуального развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №46»
городского округа город Салават
Республики Башкортостан
Сообщение на тему:
Проектная деятельность – средство интеллектуального развития дошкольников.
Подготовила:воспитатель
Шмелькова А. А
2017-2018 уч. г.
«Дети с угнетенными чувствами - это, как правило,
дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью.
Там, где нет свободного проявления чувств,
Публикация «Проектная деятельность — средство интеллектуального развития дошкольников» размещена в разделах
немыслим коллективный духовный порыв,
коллективное переживание идеи»
В. А. Сухомлинский
Новый виток технологизации общества требует от человека нового уровня мышления, а разнообразие школьных программ - высокого уровня интеллекта, высокого уровня мотивации к учебной деятельности, высокой степени развития логического мышления.
У современных детей повышенная потребность к восприятию информации, что заставляет их постоянно искать возможности ее удовлетворения.
3 слд. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед дошкольным образованием новые цели, которые требуют новых образовательных технологий.
Современный дошкольник, для успешного обучения в школе, должен уметь:
обдумывать
самостоятельно добывать знания
мыслить
принимать решения
предъявлять продукт
4 слд. Одним из эффективных методов достижения целевых ориентиров в дошкольном образовании, установленных требованиями ФГОС нового поколения является технология проектной деятельности. Именно специально организованная проектно-исследовательская деятельность дошкольников преподносится как деятельность, эффективно решающая основные педагогические задачи развития интеллектуально- творческой личности ребенка.
Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с любыми информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям.
5 слд. В настоящее время необходимо эффективное психолого-педагогическое сопровождение развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, т. к. интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает успеваемость детей в школе и является потенциалом для психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
Но важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.
Одной из составляющих готовности воспитанника к школе является интеллектуальная готовность к обучению в первом классе.
6 слд. Мыслительные операции у современных детей развиваются комплексно : дети мыслят блоками, модулями, квантами. Они часто задают вопросы, о том, что окружает их в жизни, как и почему происходят те или иные явления.
В нашей группе создана копилка детских вопросов (часть их вы видите на экране) :
Почему у деревьев есть листья? Почему листья желтеют и падают?
Почему кошки мяукают? Для чего кошке усы?
Куда солнце прячется ночью?
Чем питается дождевой червяк? Где у него голова?
Почему пальцы покрываются морщинками, если их долго держать в воде?
Что такое тень?
Как пчелы делают мед?
Что тикает в часах?
Почему ветер дует?
Отчего небо днём голубое, а ночью – чёрное?
Почему солнце не падает?
Как же зарождается идея проекта?
Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет детям в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов её решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. При внимательном отношении к потребностям детей, изучении их интересов без труда определяется интересующая детей проблема (вопрос).
Зная, что ребенок в своей повседневной деятельности руководствуется именно интересом : «интересно» или «неинтересно», проектная деятельность как форма работы с детьми, как нельзя лучше подходит для совместной деятельности взрослого и ребенка, для активизации любознательности, активности и других интегративных качеств. Проект – это всегда открытие и освоение нового опыта.
7 слд Проектная технология, как средство интеллектуального развития дошкольников прочно вошла в практику нашей группы. Она интересна всем участникам образовательного процесса, и носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.
8 слд.
В процессе реализации проектов решались следующие задачи:
1. Организация предметно-развивающей среды.
2. Обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
3. Развитие умений использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.
4. Организация работы с родителями по развитию совместной исследовательской деятельности дошкольников.
9 слд. В течение последних лет в группе реализовались различные типы проектов, среди которых разнообразные по продолжительности (кратко-, средне-, долгосрочные, по содержанию (исследовательские, информационные, практико-ориентированные и творческие);по количеству участников (индивидуальные, групповые, межгрупповые, совместные с родителями)
(10слд) Вот некоторые из них: «Вода! Вода! Кругом вода!», (11слд) «Воздух», (12слд) «Загадочный магнит», (13слд) «Чудесный песок», (14слд) «Огород», (15слд) «Мой город Салават», (16слд) для закрепления проекта «Мой город Салават» был создан лепбук «Башкортостан».
Во все проекты через различные виды деятельности включаются :
- проблемные, поисковые и эвристические ситуации, создаваемые воспитателем;
- вопросы причинно-следственного характера и вопросы, предполагающие рассуждения;
- пробуждение детей к постановке ими проблемных вопросов;
- совместное с взрослыми или самостоятельное детское экспериментирование;
- различные игры, игровые упражнения на развитие интеллектуальных способностей.
17 слд.
Таким образом, использование технологии проектирования в совместной образовательной деятельности помогает поддерживать детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, наилучшим образом способствует развитию интеллектуально-творческой личности ребенка.
Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.