Людмила Кудряшова
Современные формы методической работы
▼ Скачать + Заказать документы
Планируя методическую работу с педагогами ДОУ используются следующие современные формы методической работы :
Традиционные Новые
1. Круглые столы
2. Педагогические ситуации
3. Семинар-практикум
4. Педагогический совет
5. Консультации 1. Деловая игра
2. Мастер-класс
3. ИКТ-технолгии
4. Педагогические мастерские
- групповые (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, деловые игры);
- индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации, наставничество)
Публикация «Современные формы методической работы» размещена в разделах
Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы. Ценность такой работы в обеспечении обратной связи, откровенном обмене мнениями, формировании положительных отношений между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов. Значение – это достижение важных целей: стимулирование интереса и мотивации самообразования, повышение уровня активности и самостоятельности, развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности. развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
В своей работе я использую как традиционные, так и новые формы методической работы.
Круглый стол - то одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организатора «круглого стола» состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели. На базе нашего ДОУ был проведен круглый стол для студентов Дзержинского педагогического колледжа «Организация режимных моментов в разных возрастных группах», так же мною был проведен круглый стол для педагогов нашего ДОУ «Особенности взаимодействия с семьями воспитанников».
Педагогические ситуации- Проблемные педагогические ситуации делятся на три группы:
1. Группа проблемных ситуаций, включающая в себя условия, в которых задается необходимость усвоения действий, влияющих на эффективность осуществления педагогического взаимодействия педагога и детей;
2. Группа проблемных ситуаций, направленная на овладение действиями, обобщающими знакомые или хорошо известные педагогу практические и теоретические действия. Они касаются выбора технологий воспитания и обучения детей. При этом технологии могут быть предметно ориентированные и личностно ориентированные.
3. Группа проблемных ситуаций, побуждающая самостоятельно ставить задачи воспитания и обучения детей и планировать их выполнение.
При анализе ситуаций необходимо, во-первых, определить, к какому виду она относится.
Затем требуется выбрать метод обоснования способа решения педагогической ситуации. Это может быть сделано с помощью следующих методов :
-информационного метода (цитирование положений известных педагогов и ученых, которые пытались разрешить данную проблему);
-метода экспертных оценок (оценка ситуации с разных точек зрения, чаще всего, психологической, педагогической и социальной);
-метода эталонного сравнения (состоит из поиска эталона, чаще всего, возрастной нормы развития и ее сравнения с приведенным примером);
-метода аналогии (приведение примера из практики);
-метода антиципации (заключается в предвосхищении положительных и отрицательных результатов моделирования педагогического процесса для педагога, ребенка, родителей).
Семинары-практикумы- семинары как отдельная форма методической работы играют важную роль в повышении научно-теоретического уровня воспитателей и в совершенствовании их профессиональной компетентности. Мною были проведены семинары-практикумы на темы: «Совершенствование взаимодействия педагогов и родителей», «Секреты успешной работы с родителями».
Педагогические советы – это постоянно действующий коллегиальный орган, рассматривающий различные аспекты деятельности детского сада. Педагогический совет может быть традиционным, с использованием отдельных методов активизации, т. е. в ходе педсовета педагогам предлагается решить кроссворд или ситуативную задачу, а также нетрадиционным в форме деловой игры или круглого стола. Непременным их компонентом должна быть рефлексивная деятельность педагогов. Мною были проведены следующие педагогические советы:
Консультации (индивидуальные и групповые) обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане ДОУ. Предварительная подготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, выстраивание структуры консультации, определение ее содержания, подготовка информационных буклетов, проспектов и пособий. В ДОУ проводятся разнообразные консультации. Как правило, они связаны с познавательными интересами воспитателей и других специалистов, например “Проектирование образовательного процесса”, “Организация предметно-развивающей среды в ДОУ» и т. д.
Деловая игра- также является одним из методов организации методической работы, т. к. это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования системы отношений, характерной для данного вида практики, т. е. для развития, воспитания и обучения детей и организации взаимодействия с их родителями в случае, если речь идет об использовании деловых игр в работе педагогов дошкольного образовательного учреждения. Деловые игры я использовала при проведении педагогических советов.
Мастер-класс- основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. Мастер – классы, проведенные в нашем ДОУ: «Использование игровых технологий в процессе организации различных видов детской деятельности», «Изготовление макета «Русская изба», «Организация информационных стендов для родителей», «Изготовление лэпбука «Врена года», «Изготовление макета «дорожная безопасность»
ИКТ-технологии.
По направлениям использования информационно коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:
-использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;
-использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;
-использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.
Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео записей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Педагогические мастерские: педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми. В нашем ДОУ были проведены педагогические мастерские: «Развитие творческого воображений дошкольника средствами художественной литературы, изодеятельности, экспериментирования», «Проектная деятельность детей дошкольного возраста».
В своей работе руководствуюсь основной общеобразовательной программой дошкольного образования разработанной творческой группой с учетом ФГОС ДО, примерной образовательной программы дошкольного образования от 20.05.2015г. №2115 с учетом примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы 2019 год.
В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. В своей работе с педагогическим коллективом и родителями воспитанников ДОУ, использую следующие современные образовательные технологии:
Педагогику сотрудничества
Информационно-коммуникативные технологии;
Технология самообразования педагога в системе дошкольного воспитания;
Личностно-ориентированные технологии.
Технологии развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.
Здоровьесберегающие технологии;
Управленческие технологии
Портфолио технологии
В результате использования технологии сотрудничества коллектив детского сада постепенно получает все необходимые знания, умения и навыки в процессе введения данных технологий и используют их на практике. Данные технологии педагоги адаптируют в соответствии с интересами, потребностями и способностями детей, следовательно, дают возможность педагогу реализовать творческий потенциал, поделиться опытом с молодыми специалистами.
Информационно-коммуникативные технологии – это образование с использованием современных информационных технологий : компьютер, интерактивная доска, мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран).
Использование в работе данной технологии позволяет мне идти в ногу со временем, стать для коллег проводником в мир новых технологий, сформировать основы информационной культуры личности, повысить профессиональный уровень и компетентность педагогов и родителей.
Данную технологию использую для повышения эффективности образовательного процесса:
создание графических и текстовые документов Word, Excel, применение электронных дидактических и педагогических программных средств, активное использование информационных технологий в образовательном процессе, владение навыками поиска информации в Интернете, владение программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций, Publisher для создания буклетов, памяток, брошюр и т. д.
Используя информационно-коммуникативные технологии, я подбираю иллюстративный материал к организации образовательной деятельности, методической работы с педагогами, информацию для оформления стендов детского сада, оформляю методическую документацию, отчеты, мониторинги.
В результате использования ИКТ, повысилась эффективность образовательных деятельности с детьми и педагогическая компетентность педагогов и родителей, в процессе проведения активных методов обучения.
Технология самообразования педагога в системе дошкольного воспитания. Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. В своей работе оказываю методическую помощь педагогам :
- в определении темы, целей и задач;
- в планировании работы по самообразованию;
- в ходе реализации плана;
- в изучении и анализе результативности своей работы;
- в проведении самодиагностики педагога;
- в анализе деятельности по проблеме;
- в итоговой диагностике;
- в определении задач на будущее.
Использование данной технологии способствует формированию у педагога устойчивой потребности в самообразовании, непрерывному побуждению его к изучению новой информации и опыта, обучению самостоятельно приобретать знания, создавать условия для их актуализации, творческого применения в различных ситуациях, обучаться самоанализу и самооценке.
Личностно-ориентированные технологии. Использую данные технологии в своей работе по повышению квалификации педагогов, созданию заинтересованности их в использовании эффективных методов, технологий в повседневной работе.
Портфолио технология – оценка результатов образовательной и профессиональной деятельности педагога. Направляю работу педагогов на создание портфолио, предоставляю результаты, достигнутые педагогами в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной, и анализирую результативность работы педагогов на протяжении пяти лет.
Технологии развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) Г. С. Альтшуллера. Генрих Саулович Альтшуллер - изобретатель, писатель - фантаст, автор ТРИЗ - теории решения изобретательских задач.
Целевые ориентации данной технологии:
- обучить творческой деятельности;
- ознакомить с приёмами творческого воображения;
- научить решать изобретательские задачи.
Концептуальные положения: знания - инструмент, основа творческой интуиции;
В результате использования технологии развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, отмечены положительные результаты в развитии творческого потенциала педагогов: значительно улучшилась культура общения друг с другом, повысился интерес к проведению образовательной деятельности на более высоком уровне, педагоги стали более коммуникабельны, выросло чувство коллективизма, появилось много авторских игр различной тематики для детей всех возрастных групп, педагоги перестали бояться проводить семинары- практикумы, мастер-классы, консультации.
Управленческие технологии. Данные технологии использую в организации образовательной деятельности ДОУ, при проведении мониторинга образовательно-воспитательного и оздоровительного процессов, а так же широко применяю в планирование педагогического процесса.
Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду, обеспечивает дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Целью нашего дошкольного учреждения является: сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем создания здоровьесберегающей среды в детском саду.
Использование здоровьесберегающих технологий помогает выполнять поставленные цели и задачи по обеспечению укрепления и сохранения здоровья детей (в соответствии с ФГОС ДО, образовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, формируем необходимые знания, умения и навыки в развитии физических качеств дошкольников).
По итогам мониторинга заболеваемости в детском саду, отмечено что за последние годы уровень заболеваемости заметно снизился, в результате применения здоровьесберегающих технологий. Итогом послужил положительный сдвиг в состоянии здоровья детей.
Таким образом применение в работе детского сада здоровьесберегающих технологий, как показывает мониторинг, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Здоровьесберегающие технологии успешно реализуются на практике.
Благодаря использованию современных педагогических технологий и их интеграции, образовательный процесс становиться целесообразным, результативным, эффективным, экономичным, оптимальным, целостным, системным, интенсивным, гибким, интегративным, современным. Применение современных образовательных технологий дало положительную динамику роста развития воспитанников, которую отслеживаю при систематическом проведении мониторинга.
Каждый педагог — творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.