Анна Бурцева
Современные формы познавательного развития
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок развивается и живёт, познавая мир. Познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, внимание, воображение, которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем мире, в самом себе и регулирует его деятельность. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Наша задача, как педагогов, заключается в том, чтобы помочь детям познакомиться с окружающим миром.
Публикация «Современные формы познавательного развития» размещена в разделах
Существуют традиционные формы познавательного развития, которые мы используем каждый день в своей работе, они представлены на слайде 3.
К современным формам познавательного развития относятся методы ТРИЗ, Квест и Кейс технологии, мнемотаблицы, информационно-комуникационные технологии
Хотелось бы подробнее остановиться на Триз методах…
Около 50 лет назад, замечательный человек, ученый, инженер, изобретатель, писатель-фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Саулович Альтшуллер - создал очень интересную и весьма эффективную теорию – Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)
Изначально ТРИЗ создавалась для помощи в нахождении решений технических задач. В детские сады технология пришла в конце 80 годов прошлого века и в последнее время становится очень популярной и набирает обороты. Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.
Существует около 70 различных методов и приемов ТРИЗ: Как видите, у них очень серьёзные, взрослые названия. Однако на практике эти методы реализуются в очень простых, доступных играх и заданиях. Я остановлюсь подробнее на некоторых из них
МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА
Метод мозгового штурма развивает коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, повышает самооценку.
Проводиться групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций.
игра «Помоги Золушке». Перед вами ставится изобретательская задача: Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
Для помощи Золушке дети предлагают такие варианты:
надо пойти к соседям, попросить у них;
сходить в магазин, купить новую;
можно пустой бутылкой;
найти круглое полено, помыть его и им раскатать.
МЕТОД «СИНЕКТИКА» построен на поисках аналогий, похожестей. Используя приёмы этого метода, учим детей сравнивать, находить в предметах и явлениях общие и отличительные признаки.
Например: изобрази будильник, который забыли выключить;
покажи походку человека, которому жмут ботинки;изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;
представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай "В лесу родилась елочка…", промяукай "Солнечный круг…" и т. д. ;
Метод Данетка
Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли
Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон, воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.
Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т. д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: "Хорошо – плохо”, "Черное – белое”, "Адвокаты – Прокуроры” и др.
Правила игры:
Загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Педагог обращает внимание детей на то, что первые вопросы должны быть наиболее общие, объединяющие сразу несколько признаков. Как правило, первый вопрос: - это живое?
Это человек? Это животное? Это птица? Это рыба? и т. п.
Если это животное, то домашнее ли это животное? Хищное? Травоядное? и т. д.
Далее следуют вопросы, основанные на догадках, до тех пор, пока объект не будет угадан.
Типовое фантазирование
Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:
Приемы фантазирования:
* Сделать наоборот. Этот прием изменяет свойства и назначение объекта на противоположные, превращает их в антиобъекты.
Пример: антисвет делает предметы невидимыми, в то время, когда свет делает предметы видимыми.
* Увеличить – уменьшить. Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах.
Динамика – статика. Применяется для изменения свойств объекта. Предварительно необходимо определить, какие свойства объекта являются постоянными (статичными, а какие переменными (динамичными). Чтобы получить фантастический объект, нужно по приему "динамика” превратить постоянные свойства в переменные, а по приему "статика” – переменные свойства в постоянные.
Пример: Компьютер, измененный по приему "динамика”, мог бы изменять форму (превращать во что-нибудь). А человек, измененный по приему "статика”, имел бы всю жизнь, начиная с годика, одинаковый рост (рост взрослого человека).
Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.
Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки.. .
Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.
Например "Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева.