Ольга Качура
Современные формы работы ДОУ с родителями — родительский университет «Профессия быть родителем»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. В совместном воспитании детей есть много положительного. Но все это происходит не само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей, объединения усилий дошкольных учреждений и семьи.
Публикация «Современные формы работы ДОУ с родителями — родительский университет „Профессия быть родителем“» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2019
Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между педагогами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
Но, как же заинтересовать родителей, как включить их в воспитательно-образовательный процесс ДОУ?
Конечно, существует большое количество традиционных способов и методов: наглядная информация в «Уголках для родителей», индивидуальные беседы-консультации, родительские собрания, но данные методы не столь эффективны, хотя имеют место быть.
Коллектив нашего ДОУ стал искать пути для решения задачи, в следствие чего в 2017 году был разработан проект программы Родительского университета «Профессия быть родителем». Программа представляет собой один из возможных вариантов работы с семьей и направлена на укрепление не только внутренних детско-родительских отношений, но и на объединение усилий семьи и ДОУ при решении трудностей в вопросах воспитания и развития подрастающего поколения.
Целевая группа, на которую рассчитан проект:
-родители (законные представители) воспитанников ДОУ,
- родители (законные представители) детей, не посещающих ДОУ.
Первым этапом было изучение семей (наблюдения, индивидуальные беседы, социологический опрос родителей - изучение запросов, потребностей и ресурсов, анкетирование и т. д.) и разработка программы. Далее шла апробация программы: коллективные консультации, родительский лекторий по разным темам, семинары, спортивные мероприятия, конкурсы и многое другое. Основное достижение этого этапа – развитие субъективной позиции родителей в педагогическом образовании и возникновение новых образовательных запросов.
На третьем этапе, проведя анализ данной работы, мы пришли к выводу, что участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении. Именно организация специальных занятий для родителей в неформальной обстановке способствует оптимизации семейных отношений, является своеобразной профилактикой трудностей.
Коллектив ДОУ не остановился на достигнутом результате и продолжил работу, расширяя функционал данного направления.
Реализация плана мероприятий Родительского университета осуществляется как в очном режиме, так и в дистанционном.
С помощью системы дистанционного управления можно включить в процесс Родительского университета родителей, не имеющих возможность посещать занятия, в связи с недостатком времени и других причин. На официальном сайте учреждения был размещен курс лекций по основам детской психологии и педагогики "Профессия быть родителем", а так же создан раздел «Родительский Университет», где размещался материал по модулям: «Педагогическое просвещение», «Психологическое просвещение», «Социально-правовое просвещение», «Практический» и другой методический материал.
На сайте размещались промоакции (анонс планируемых мероприятий, что увеличивало количество участников.
«Родительский университет» является местом, где всегда есть возможность его членам развивать свои творческие способности, быть интересными друг для друга в атмосфере взаимоуважения, доверия и сотрудничества. Работа в «Родительском университете» подразумевает: учет интересов родителей; отсутствие жесткой регламентации; вариативность, динамичность и гибкость при планировании содержания и проведении занятий.
Эффективным методом в работе с родителями стало проведение мастер-классов, семинаров –практикумов, тренингов, родительских собраний в нетрадиционной форме, участие в совместных спортивных мероприятиях, акциях, конкурсах и т. д.
Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: для того чтобы работа с родителями приобрела особое значение и стала актуальной, необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями. Являясь посредником в системе взаимодействия личности ребенка, семьи и общества, воспитатель должен влиять на формирование воспитывающих, гуманистических, духовно-нравственных отношений среди детей и взрослых, быть первым помощником семейного воспитания.
Предлагаемая Программа не является идеалом. Но мы считаем, что опыт работы нашего учреждения в данном направлении оказался плодотворным и способствовал оптимизации семейных отношений, являясь своеобразной профилактикой трудностей.
С данным проектом мы приняли участие в конкурсном отборе на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета юридическим лицам в рамках реализации мероприятия «Субсидии на реализацию проектов, обеспечивающих создание инфраструктуры центров (служб) помощи родителям с детьми дошкольного возраста….» основного мероприятия «Содействие развитию дошкольного образования» и получили данный грант.
Таким образом, родительский университет был навигатором в системе взаимодействия родителей и педагогов ДОУ. Поставленные цели и задачи Программы были выполнены. Мы готовы к ее совершенствованию. Реализация будет определяться объективными условиями, которые сложатся вокруг системы дошкольного воспитания и образования.
Литература
1. Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада».- М. : ТЦ Сфера,2011.
2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ : методический аспект».- Издательство Сфера, 2005.
3. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. «Работа ДОУ с семьей : диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг».- М. : ТЦ Сфера, 2005.
4. Доронова Т. Н., Соловьева Е. В., Жичкина А. Е. «Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников ДОУ».- М. : ТЦ Сфера,2011.
5. Свирская Л. «Работа с семьей : необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ».- Линка-Пресс, 2007 г.