Ольга Ларькина
Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Полноценное воспитание ребенка происходит при тесном сотрудничестве семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами и они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Чтобы обеспечить свое чадо всем необходимым родители вынуждены много трудится, в связи с этим дети очень много времени проводят (9-10 часов в день) в детских садах. И, по сути, их воспитанием занимаемся мы, педагоги.
Публикация «Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ в условиях ФГОС» размещена в разделах
Влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении. Современные дошкольные учреждения превращаются в открытый социально-педагогический комплекс с повседневным участием родителей в его работе. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) перед ДОО поставлены цели, предполагающие тесное сотрудничество с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, чтобы повысить уровень педагогической грамотности семьи.
Анализ психолого-педагогической литературы проведенный нашими педагогами показал, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ широко обсуждается в современном мире другими педагогами и психологами – практиками. Исследования, проведенные Т. Данилиной выявили проблемы, существующие во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как нехватка времени и нежелание работать в сотрудничестве. Л. М. Клариной был разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т. Н. Дороновой, Г. В. Глушаковой, Т. И. Гризик и другими авторами были разработаны и опубликованы методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.
И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. Таким образом, анализ свидетельствует о необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь детского сада. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
В нашем детском саду родители являются не просто сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует.
После анализа теоретической литературы, нашей целью было выделение принципов работы с родителями. Среди них мы отметили для себя:
1. Доброжелательность.
2. Принцип индивидуального подхода.
3. Сотрудничество вместо наставничества.
4. Тщательная подготовка к каждому мероприятию.
5. Динамичность.
Свою работу с родителями мы строем использую разнообразные формы взаимодействия, Главная цель которой - донести до родителей знания.
В своей педагогической деятельности мы используем как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями. Которые проводятся коллективно или индивидуально.
Одной из таких форм коллективной работы с родителями, которую мы активно используем – конференция. Ее задача – пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. Конференция основывается на обмене опытом родителей, например, по темам «Семейные традиции» или «познавательное развитие ребенка в семье». Родители могут поделиться своим опытом, знаниями. В ходе конференции используется комплекс методов – наглядные материалы, презентации, выступления специалистов.
В нашей практике накоплено многообразие современных форм работы с родителями. Используюя классификацию нетрадиционных форм Т. В. Кротовой, мы выделили следующие формы:
1. Информационно-аналитические мероприятия: направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, определения уровня их педагогической грамотности. Среди таких мероприятий нами используются:
• Социологические срезы, опросы, анкетирование
• «Почтовый ящик» обеспечивает обратную связь между детским садом и семьей (любой член семьи воспитанника может оставить записки со своими идеями и предложениями, обратиться к специалистам детского сада, заведующей, старшему воспитателю, медицинской сестре)
• Индивидуальные блокноты, записки используем, когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают нам встретиться с ними лично. В блокноты мною записываются успехи детей по разным видам деятельности, родители помечают, что их интересует в воспитании детей, задают интересующие их вопросы. Также они несут в себе информацию: индивидуальные приглашения на собрания, сведения о событиях, экскурсиях, просьбы о помощи и многое другое.
2. Познавательные: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей происходит через следующие формы работы:
• Семинары-практикумы
• Тренинги
• Мини-собрания, когда информация затрагивает небольшую группу родителей
• Педагогический брифинг
• Педагогическая гостиная
• Игры с педагогическим содержанием
• Педагогическая библиотека для родителей
• Исследовательско - проектные, ролевые, имитационные, деловые игры
• маршруты выходного дня или экскурсии
Особой популярностью пользуются мастер – классы - это собрание на котором родители и воспитатели демонстрируют свои навыки в области воспитания и образования детей. Мастер - класс может быть, как теоретическим, так и практическим.
Вечера вопросов и ответов (пресс-конференции). Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.
• Совместные просмотры презентаций, познавательных видеороликов.
Презентация дошкольного учреждения. Это современная, в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы на официальном сайте ДОУ родители знакомятся с уставом, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
Ток - шоу - обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток - шоу выступают воспитатели, родители, можно пригласить других специалистов.
3. Досуговые: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми через:
Совместные досуги, праздники. К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник урожая», и др. Такие мероприятия помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т. д.
• Выставки работ родителей и детей
• Кружки и секции
Клубы молодых родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей, как раз таки используя информационно-аналитические мероприятия. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов.
4. Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные, информационно-просветительские. В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности: натурная, изобразительная, словесно-образная, информационная.
• Информационные проспекты для родителей (рекомендации, папки-передвижки, памятки, стенды, ширмы)
• Журналы и газеты, издаваемые для родителей
• Дни открытых дверей
• Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей
• Выпуск стенгазет, выставки
• Организация мини-библиотек
Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:
• объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
• просьбы о помощи;
• благодарность добровольным помощникам и т. д.
Информация, размещаемая на стендах должна удовлетворять нескольким требованиям: Конкретность, Доступность, Эстетичность и безопасность. Информацию в уголках для родителей необходимо менять каждый месяц, но для того, чтобы родители заметили это – оставлять на 2 – 3 дня информационные окна пустыми.
Отдельным пунктом в своем выступлении хотелось бы выделить использование современных информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе. ИКТ одно из современных направлений в работе с родителями и детьми в дошкольном учреждении. Все чаще в своей работе мы используем виртуальные информационные площадки, такие как мобильные месенджеры (viber, WhatsApp, Skype) и социальные сети (вконтакте, одноклассники, facebook). К преимуществам использования интерактивных площадок во взаимодействии с семьей дошкольников, можно отнести:
• возможность демонстрировать документы в различных форматах: аудио, видео, фото;
• возможность сочетания индивидуальной и групповой форм работы с родителями;
• возможность быстро доводить информацию до родителей;
• возможность вносить информационные изменения и дополнения;
• возможность оперативно получать обратную связь от родителей
• возможность проводить опросы и быстро обрабатывать информацию.
Выводы:
Работа по внедрению инновационных форм взаимодействия с семьей в педагогический процесс на данный момент еще не закончена, но мы уже видим результаты: дети начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, а родители благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада приобретают опыт сотрудничества как со своим ребёнком, так и с коллективом педагогов и родителей ДОУ. А мы, воспитатели, получаем бесценную информацию о детско- родительских отношениях в семье, в которых кроются причины многих детских проблем. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка. И если мы хотим вырастить поколение здоровом во всех его проявлениях мы должны помощь родителям не допустить ошибок в воспитании.