Наталья Пронина
Современные формы детского коллекционирования
Использование в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования относительно нового термина «культурные практики» заставляет взглянуть на проектирование образовательного процесса под несколько другим углом зрения, перенести акценты с «организации и руководства» процессами развития и воспитания, на создание условий для самостоятельного освоения мира и культуры детьми.
В дошкольном возрасте ребенок приобретает начальный и разнообразный опыт культурных практик, в определенной мере становится их субъектом. Одним из механизмов социализации дошкольников является такой феномен как детская субкультура. Что это такое?
Публикация «Современные формы детского коллекционирования» размещена в разделах
Детская субкультура – особая система бытующих в детской среде пред-ставлений о мире, ценностях, совокупность особенностей поведения, форм общения и деятельности самих детей, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и встроенная в общее культурное целое.
Компоненты детской субкультуры :
- детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимодействия, взаимоотношений со сверстниками. Это правила вступления в различные формы и виды детской деятельности и выхода из них, разнообразные ритуальные компоненты детского общения (например, примирительные ритуалы, знаки собственности, взыскание долгов, отношения мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешения спорных, конфликтных ситуаций (например, с помощью дразнилок, обзывалок, отговорок);
- детский фольклор (колыбельные песни, прибаутки, потешки, считалки и др);
- детский юмор (анекдоты, розыгрыши, поддевки, смеховой мир детства (перевертыши, истории-небылицы, «черный юмор» или детские «садистские» стишки);
- своеобразные увлечения: детское собирательство (сокровищницы, тайники) и коллекционирование;
- способы и формы свободного времяпрепровождения, среди которых ведущее место занимают разнообразные виды игровой деятельности и продуктивные виды деятельности, а также походы в особые (страшные) места (подвалы, чердаки, кладбище, заброшенные дома) и места, запрещенные взрослыми для посещений (свалка, мусорка, стройка); рассказывание страшных историй, детское гадание и т. д. ;
- детская мода; эстетические представления детей (составление веночков и букетов, «секреты»);
- субкультурные формы, которые играют решающую роль при овладении ребенком содержанием общечеловеческих ценностей: проблематизация, философствование, словотворчество, сказочный мир;
- детская картина мира, т. е. особая система мировоззренческих знаний, которая включает в себя совокупность представлений, смысловых отношений, охватывающих основные стороны взаимодействия ребенка с миром.
Итак, к детской субкультуре относится и коллекционирование, особенности которого мы рассмотрим в данном реферате.
1 Коллекционирование как компонент детской субкультуры
Интересным является осмысление потенциала коллекционирования как одной из культурных практик, часто зарождающихся в дошкольном детстве и бытующих на протяжении всей жизни человека. По мнению Н. Б. Крыловой, «ребенку важно осознать себя как собирателя и обладателя чего-либо уникального, чего нет у других детей и чем можно хотя бы втайне гордиться», приобрести опыт самостоятельных «проб».
Коллекционирование рассматривается как «целенаправленное собира-тельство, как правило, однородных предметов, имеющих научную, историческую или художественную ценность». В основе коллекционирования лежит познание, удовлетворение интересов. Коллекционирование предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов (объектов). Отличие от простого собирательства состоит в познавательно-исследовательском и «демонстрационном» (желание представить окружению) аспекте.
Детское коллекционирование является ярким примером культурной практики дошкольников, поскольку основано на свободном выборе, самостоятельности детей, протекает в разных формах и в своем темпе.
В ряде исследований коллекционирование рассматривается как квази-исследовательская деятельность, способствующая развитию поисковой дея-тельности, формированию целостной картины мира, проявлению субъектности.
Здесь мы можем столкнуться с трудностями и вопросами методического плана:
- непонимание роли и места коллекционирования, его возможностей в образовательном процессе;
- формальность в привитии традиций коллекционирования;
- навязывание собирательства без учета реальных потребностей и жела-ний детей.
Такое может быть? Да, и часто. Большинству детей не свойственно серьезное и систематическое собирательство, что связано с возрастными возможностями.
В младшем дошкольном возрасте дети не способны собирать что-то более или менее целенаправленно, имеет место своего рода собирательство-манипулирование (перебор «сокровищ», «складывание» – «пакование» (в коробочку, пакет, рассматривание однородных предметов (рассаживание кукол в ряд, раскладывание книжек, сортировка пуговиц, тяготение к действиям со множествами, сбор на прогулке однородных предметов (камней, шишек, листвы). Указанные особенности собирательства связаны с развитием сенсорного опыта, ряда познавательных умений, но являются важным этапом в зарождении будущих действий коллекционирования.
В среднем дошкольном возрасте у детей наблюдается тематическая направленность собирательства – эмоционально окрашенный выбор близких опыту предметов и тем, при характерной для возраста «неусидчивости» (переключении с одного на другое). Дети «возвращаются» к коллекции или теме, любуются «сокровищами», получают удовольствие от разнообразных действий с ними (раскладывания, сортировки, обыгрывания и т. п.).
В старшем дошкольном возрасте можно говорить о гендерных отличиях и индивидуальных интересах в коллекционировании, устойчивом, заинтересованном собирательстве у некоторых детей, развертывании деятельности. Но дошкольников привлекает не столько владение коллекцией (результат, сколько ее сбор, обмен впечатлениями и демонстрация (процесс и действия). Однако наблюдаются и негативные проявления, которые следует учитывать: излишнее пристрастие старших дошкольников к определенным предметам и собирательству, вытесняющее другие деятельности и общение; жадность; требование приобретения желанного объекта «любой ценой и незамедлительно» (эгоизм и инфантильность, капризность в случае отказа; частая смена оснований коллекционирования (каждую неделю новое увлечение); зависть, агрессивность по отношению к обладателям более полной коллекции. Такое тоже может быть.
В проектировании процесса поддержки детского коллекционирования важным является учет детских возможностей и опыта, а также формирование собирательства как культурной практики. Представляется опасным бездумное, формальное включение всех детей в коллекционирование ради выполнения намеченной планом задачи. Не все дети в дошкольном возрасте делают выбор в коллекционировании (интерес к коллекции может прийти намного позже, не во всех семьях есть объект собирательства. Целесообразен путь сопровождения и поддержки детских увлечений. Выбор темы коллекционирования, формы организации материала и действий с предметами должен определяться, исходя из реальных увлечений детей. Кроме того, неприемлемым является коллекционирование предметов, касающихся морально спорных моментов (пивных этикеток, бутылок и т. п.).
В ряде источников выделяют некоторые логичные в целом этапы работы с коллекцией.
1-й этап – накопление представлений о коллекционировании, выявление предпочтений и потребностей.
2-й этап – побуждение к получению информации об объектах коллекции, формирование бережного отношения к экспонатам, организация разных форм деятельности детей с опорой на коллекцию.
3-й этап – проведение выставок коллекций, творческих работ, презента-ции коллекций.
Однако, данная этапность наиболее соответствует подходу к коллекционированию как дидактическому методу. В то время как коллекционирование как культурная практика и компонент детской субкультуры представляется более «тонким делом». Интересно коллекционировать, если есть единомышленники – чуткие и увлеченные взрослые, дети, собирающие сходные предметы или искренне интересующиеся созданием коллекции, а она сама представляется «миру».
2 Особенности современного детского коллекционирования
Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись.
Если вспомнить свое детство, то мы собирали марки, открытки, календари с актерами кино, фантики от конфет, значки и т. д. Современные дети тоже собирают коллекции. В детский сад ребята редко приходят с пустыми руками. Что только не хранится у них в «закромах». Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на наш взгляд, хламом: листиками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками, фантиками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но, если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь.
Если взрослые поддерживают интересы ребенка, если направляют его познавательную деятельность, то формируется ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Если мама, папа и окружающие его взрослые поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное увлечение – коллекционирование. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.
Использование технологии коллекционирования в образовательном процессе расширяет возможности педагога в организации интересной и поучительной деятельности с детьми. Содержательная основа коллекционирования совпадает с познавательными интересами ребенка.
В дошкольном возрасте коллекционирование проходит свой путь развития.
В младшем возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство», которое лежит в основе будущего коллекционирования. И если сравнивать «сокровищницы» малышей 3 лет, то можно обнаружить у мальчиков: машинки, пружинки, колесики, детальки, а у девочек это куколки, заколки, резинки, пузыречки. Ярких проявлений индивидуальности нет, но при этом хорошо просматривается половая принадлежность.
В среднем дошкольном возрасте объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей ребенка темы. И связано это с проявлением первых познавательных предпочтений детей (фигурки из киндер-сюрпризов, камушки, ракушки, листики, фантики от конфет, модельные машинки, магниты на холодильник, игрушки, наклейки).
В старшем дошкольном возрасте с развитием индивидуальных познавательных интересов детское увлечение приобретает вид коллекционирования. Ребенок собирает, изучает, систематизирует интересующие объекты, многократно возвращается к ним, любуется, рассматривает, демонстрирует (сверстникам, друзьям, взрослым) отдельные экспонаты «коллекции». Любая коллекция – это собрание необычного, удивительного, нового для ребёнка.
Детское коллекционирование имеет свои особенности, связанные с мышлением дошкольника. В этом возрасте преобладают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому детские коллекции характеризуются визуальностью и манипулятивностью.
Визуальность коллекции проявляется в обязательной наглядности. Собираемый материал представляется реальными, осязаемыми объектами. Это могут быть картинки, рисунки, фотографии, открытки, вырезки из журналов, предметы (игрушки, книги и журналы. Особое место занимают экспонаты коллекций, сделанные своими руками (самостоятельно или в совместной деятельности со взрослыми) – детские рисунки, коллажи, книжки, поделки из разного материала и выполненные в различной технике.
Манипулятивность проявляется в желании ребенка действовать с собранным материалом. Дети с большим удовольствием проявляют желание что- то делать с материалом коллекции. Создав макеты улиц, собранные машинки ездят по дорогам. Играя фигурками из киндер-сюрпризов, дети сами создают сюжет. Проявляя познавательный интерес к камням, ракушкам, ребята их обследуют. Наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту – птичье перышко, улетающий осенний листок. Главное в коллекционировании – систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции.
Коллекции доступные для дошкольников могут быть самыми разнооб-разными. Выделяют следующие группы коллекций :
Коллективные (групповые) – это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно- тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.
Домашние – это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних – демонстрация семейных традиций, объединение поколений.
Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что- то из коллекции без согласия ребенка). Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам.
Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно условно выделить несколько видов коллекций : эмоциональные, познавательные, социальные.
Эмоциональные коллекции – наиболее распространённые в жизни до-школьника, отмечаются активным началом и быстрым угасанием интереса к коллекции. Главное – эффективно использовать эмоциональную коллекцию, закрепив в сознании и душе ребенка состояние радости, удовлетворения от процесса познания. Во время действия коллекции рассматривать собранный материал и проводить беседы по нему. Разумно пополнять коллекцию, использовать материал в продуктивном плане (сделать коллаж, панно, составить из наглядного материала разные классификации).
Познавательные коллекции отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции стабильны по тематике, связано это с углублением, расширением конкретной темы («Камни», «Удивительный мир ракушек»).
Социальные коллекции – форма проявления социальных потребностей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Ребенок стремится расширить свои социальные контакты, у него проявляются симпатии к определённым сверстникам, желание общаться именно с ними, стремление завоевать их признание, уважение и дружбу. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.
Временные – это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы : «Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен года. Особую ценность имеют коллекции декоративно-прикладного искусства.
Длительные – это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, фотографий и т. д., экспонаты которых можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, это очень привлекает детей.
Особый интерес представляют коллекции лингвистической направленности: «Вежливые слова», «Осенние слова» (зимние, весенние, летние, «Сладкие слова», «Фразеологические обороты». Педагог слова осени фиксирует на желтых кленовых листьях; слова зимы – на снежинках, снеговиках; на зеленых березовых листьях – весенние слова; на цветочках и бабочках – летние слова. «Вежливые слова» и «Фразеологические обороты» иллюстрируются сюжетными картинками.
Итак, благодаря коллекционированию, дети знакомятся с индивидуаль-ными коллекциями взрослых (педагогов и родителей). Ребенок имеет возможность познакомиться с культурой собирания, правильным хранением экспонатов, научиться бережному отношению к ним. В коллекционировании ребенок имеет возможность проявить себя, свою индивидуальность, неповторимость, найти единомышленников. Таким образом, коллекционирование как элемент детской субкультуры – «особый мир», в котором ребенок выражает свои интересы, эмоции, способности и предпочтения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Детская субкультура – особая система бытующих в детской среде пред-ставлений о мире, ценностях, совокупность особенностей поведения, форм общения и деятельности самих детей, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и встроенная в общее культурное целое.
К одному из компонентов детской субкультуры относится коллекционирование. Коллекционирование рассматривается как «целенаправленное собирательство, как правило, однородных предметов, имеющих научную, историческую или художественную ценность».
В основе коллекционирования лежит познание, удовлетворение интере-сов. Коллекционирование предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов (объектов). Отличие от простого собирательства состоит в познавательно-исследовательском и «демонстрационном» (желание представить окружению) аспекте.
Детское коллекционирование является ярким примером детской субкультуры, поскольку основано на свободном выборе, самостоятельности детей, протекает в разных формах и в своем темпе.
Таким образом, в детском коллекционировании находит отражение особая система бытующих в детской среде представлений о мире ценностей. Изучение детского коллекционирования как важнейшего элемента детской субкультуры помогает яснее представить образ современного детства, способствует развитию профессионального самосознания педагога и выстраиванию самых разнообразных и увлекательных линий диалога взрослого и ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Абраменкова, В. В. Социальная психология детства : развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. М. : Воронеж, 2000. 326 с.
2 Алексеева, Т. Б. Социокультурные практики в современном образова-тельном процессе / Т. Б. Алексеева. [Электронный ресурс]. URL : https://www.kpinfo.org/activities/research/conferences/conference-internet-2013-april/79-sotsializatsiya-sub-ektovobrazovaniya-v-informatsionnom-obshchestve/459-2-31. (дата обращения 06.04.2019).
3 Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. Л. М. Штутиной. М. : АСТ, 2012. 486 с.
4 Каратаева, Н. А. Детское коллекционирование как элемент субкультуры детства / Н. А. Каратаева // Детский сад : теория и практика. 2015. № 2. С. 6-15.
5 Коваленко, О. А. Коллекционирование как средство развития исследовательских умений / О. А. Коваленко // Молодой ученый. 2014. № 3. С. 17-19.
6 Крылова, Н. Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка / Н. Б. Крылова // Самобытность детства. № 3. С. 79-102.
7 Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина; под ред. Е. Егеревой. СПб. : Питер, 2016. 304 с.
8 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М. : Центр педагогического образования, 2014. 32 с.