Гурина Екатерина
Современное состояние проблемы исследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из актуальных проблем в логопедии является преодоление общего недоразвития речи. Это связано с тем, что правильно и своевременно проведенная коррекционная работа имеет решающее значение в формировании речевых предпосылок успешного обучения в школе.
Как отмечает Л. Г. Парамонова [2007], в ходе специально проведенных исследований выяснилось, что более половины детей (55,5%) приходят в начальные классы общеобразовательных школ в состоянии языковой неготовности к началу школьного обучения в связи с недостаточной сформированностью их устной речи.
Публикация «Современное состояние проблемы исследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В последние годы стремительными темпами увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи, они входят в самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.
В результате таких неблагоприятных факторов, как загрязнение экологии, дестабилизация в социальной среде, рост процента родовых травм и послеродовых осложнении, возрастание количества заболевании и различных патологии, влияющих на здоровье и психическое развитие ребенка происходит увеличение количества речевых нарушении (Т. А. Ткаченко [1997]).
Нельзя не отметить повсеместное распространение и неоправданно раннее знакомство детей с электронным устройствами, большого количества безграмотной и не несущей никакой пользы информации, негативное влияние улицы. Под влиянием этих факторов у детей отмечается скудный словарный запас, аграмматичность, что в свою очередь негативно повлияет на обучение в школе.
Несформированная речевая деятельность негативно влияет на эффективность запоминания, овладение мыслительными операциями (Т. А. Ткаченко [1997], Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина [1995], нарушается межличностное взаимодеиствие (Ю. Ф. Гаркуша [2002], Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова [1990] и др., развитие игровой деятельности замедляется (Л. Г. Соловьева [1966], Т. А. Ткаченкo [1997] и др.).
Одним из важных показателей несформированности речевой деятельности является бедность и недостаточная систематизированность (а нередко и полная несистематизированность) словарного запаса детей.
В процессе развития познавательной деятельности ребенка не последнюю роль играет сформированность лексической системности, понимание значения слова (Л. С. Выготский [1966] ,Н. И. Жинкин [1958], А. Р. Лурия[1967] и др.). Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов (Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. [2003]).
Сформированность лексики – это один из самых существенных факторов в овладении чтением, письмом, счетом. Богатый словарный запас является залогом полноценности устной речи и грамотного письма. Он играет большую роль в овладении и применении на практике грамматических правил. Например для быстрого и правильного подбора проверочных слов, нужно обладать обширным словарным запасом, а также верным пониманием значения слова, лексического и смыслового. Такие действия зачастую являются затруднительными, а порой и невозможными для детей с небогатым словарным запасом. Этим детям доставляет сложность работа с их бедным словарным запасом, у них не сформированы семантические поля и для них недоступен смысл многих слов. (Н. В. Шестакова [2016]).
Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках (М. М. Алексеева, В. И. Яшина [2000]).
Принимая во внимание большое значение состояния активного и пассивного словаря ребенка, который является предпосылкой для успешного обучения в школе, освоения чтения, письма, счета; для формирования познавательной деятельности; для развития общения, а также недостаточную изученность проблемы и коррекции нарушений активного и пассивного словаря у дошкольников с ОНР следует считать данную тему актуальной.
Для предотвращения такой проблемы необходимо уже в дошкольном возрасте обращать внимание на формирование словарного запаса у детей. Очень важно работать не только над количественным ростом словаря, но и над качественным, т. е. над верным пониманием значений слов и смыслового родства.