Надежда Шихова
Современное использование игрового набора «Дары Фрёбеля»
▼ Скачать + Заказать документы
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782-1852) немецкий педагог, ученик Песталоцци. Известен нам тем, что впервые ввёл термин «детский сад». Разрабатывая свою систему, Фрёбель исходил из того, что дети - цветы и воспитывать их должны "добрые садовницы". В далёком XVIII веке педагог привлек внимание общественности к необходимости специальных занятий с детьми дошкольного возраста, изобрел цельную систему раннего развития, основанную на так называемых «шести дарах», которые впоследствии и получили его имя. Так выглядит набор «Дары Фрёбеля» в наше время:
Публикация «Современное использование игрового набора „Дары Фрёбеля“» размещена в разделах
В соответствии с ФГОС ДО, образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. И ядром педагогической системы Фрёбеля была определена игра.
Игру Фрёбель характеризовал как «высшую ступень детского развития». Он разработал теорию игры, собрал и методически прокомментировал подвижные игры. Фрёбель ввел разнообразные виды детской деятельности и соединил их в определенную, строго регламентированную систему, создал пособие для развития навыков конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространственных отношений. Тесно связал развитие речи ребенка с его деятельностью.
Использование набора «Дары Фрёбеля» открывает новые возможности в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Принципы проведения занятий-игр с «Дарами Фрёбеля» :
- практическое действие или чувственное впечатление обязательно связано со словом;
- взрослые обязательно участвуют в детских играх;
- занятия проводятся с группами (подгруппами) детей;
- занятия построены так, чтобы стимулировать три важнейших аспекта психического развития - восприятие, внимание и память.
Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый (то есть цвета радуги). В классическом варианте есть ещё белый и чёрный мячи.
К каждому мячику прикреплён шнурок длиной 30 см того же цвета.
Цели игры:
• знакомство с цветами;
• первичное понимание формы;
• развитие пространственных представлений;
• развитие мелкой моторики.
Использовать мячи можно на занятиях по конструированию, развитию речи, ФЭМП, во время физкультминуток и подвижных игр.
Успешно применяется этот дар и в работе с родителями: при обучении взаимодействию со своими детьми, творческих играх, рефлексиях.
Второй дар - это небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С помощью их ребёнок знакомится с разными формами предметов. Шар рассматривался Фрёбелем как символ движения, кубик — символ покоя и символ "единства в многообразии» (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.
Цели игры:
• знакомство с формами и свойствами предметов;
• развитие исследовательских навыков.
Четыре следующих дара – кубы, разбитые на разное количество маленьких кубиков, плиток, треугольных призм, цилиндров и полуцилиндров.
Цели игры:
• понимание целого и частей («сложное единство»);
• развитие творческих способностей;
• развитие координации;
• понимание симметрии;
• развитие пространственного мышления;
• понимание взаимоотношений между различными частями целого;
• развитие зрительно-моторной координации.
Например, на одном из занятий мы вместе с детьми воспроизводили оборудование нашей площадки для прогулок и делали кормушки для зимующих птиц.
Дар седьмой – цветные геометрические фигуры (квадраты, круги и разные виды треугольников).
Цели:
• подготовка ребёнка к рисованию,
• развитие воображения.
Используется для демонстрации изображения как заместителя реальных объектов.
Дар восьмой – палочки разной длины, цвета натурального дерева и окрашенные в разные цвета.
Цели:
• демонстрация линии и знакомство с понятием длины;
• развитие моторных навыков, координации;
• используется для введения идеи периметра.
Дар девятый – кольца и полукольца.
Цели:
• развитие моторные навыков, координации;
• представление идеи кривой.
Дар десятый- маленькие разноцветные круги – «точки».
Цели:
• демонстрирует то, что линия состоит из точек;
• развивает моторные навыки, координацию;
• переводит математические способности на новый уровень.
Задание «Что я вижу из окна» по теме «Признаки зимы».
Фребель предлагал вести ребенка путем развития от непроизвольных действий к произвольным, от неосознанных к осознанным. Связывая каждую модель, созданную ребенком, с его предметным и социальным окружением путем рассказа или напоминания ребенку определенных жизненных ситуаций, педагог формирует у него системные знания об окружающей действительности.
Возможности современного комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка.