Ольга Валентиновна Родионова
«Русская матрешка». Конспект ОД по приобщению детей к истокам народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия:
Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка.
Программные задачи:
1. Образовательные:
-продолжать учить различать различные виды росписи;
-познакомить с русской народной деревянной игрушкой – матрешка, с характерными элементами росписи (косыночка, сарафан);
-формировать интерес и любовь к народному творчеству.
2. Развивающие:
-развивать умение украшать силуэт матрёшки.
3. Воспитательные:
-воспитывать у детей чувство любви к культуре своих предков, к своей стране.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Музыкальная деятельность», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»
Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение сказок о матрешке, отгадывание загадок, знакомство с разными видами русского промысла.
Материал:
1. Демонстрационный: матрешка, альбомы: «Хохлома», «Гжель», «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка».
2. Раздаточный: бумажные силуэты матрешек (по количеству детей)
Оборудование: русский народный костюм для педагога, мультимедийная установка, фонограмма песни «Мы веселые матрешки», акварель, кисточки, стаканчики для воды, салфетки.
Словарь: нарядная, расписная, русская игрушка, сувенир, гжель, хохлома, дымковская игрушка, филимоновская игрушка, городецкая роспись.
Ход занятия
1. Введение в игровую ситуацию. Педагог в русском народном костюме.
Воспитатель: как прекрасна наша Россия - своими лесами, полями, горами, реками, озёрами! Как богата наша Россия – драгоценными камнями, золотом и серебром! Но самое бесценное, что есть у Росси-это наш народ. В каком бы уголке нашей Родины мы не оказались, везде найдутся чудо-мастера, прославляющие красоту нашей земли. Ребята мы познакомились с некоторыми видами русского промысла. Давайте вспомним их. (Воспитатель по очереди берёт в руки демонстрационный материал: хохломская роспись, гжель, дымковская игрушка, филимоновская игрушка, а дети отвечают на вопросы. Какая это роспись? Что расписывают этим видом росписи?)
Вид росписи на основе растительных мотивов. Её легко узнать по сочетанию золотистых, красных, чёрных и зелёных тонов. (Хохлома. Хохломой расписывают деревянную мебель или посуду.)
Вид росписи синей краской по безупречно белому фону. (Гжель. Расписывается посуда из фарфора.)
Вид росписи из тонких полосок, или солнышки из полосок, или елочки. Используется 3 основных цвета: красный, зеленый, желтый. (Филимоновская игрушка. Это свистульки в форме животных петушка, лошадки, коровы, медведя иногда людей.)
Вид росписи из кругов, зигзагов и полосок разной толщины. Используют яркие цвета: красный, малиновый, жёлтый, голубой, зелёный, оранжевый и другие цвета. (Дымковская игрушка. Расписывают глиняные игрушки.)
Игра «Что изменилось»
Младший воспитатель вносит посылку.
Воспитатель: ребята к нам сегодня пришла посылка. Что же в ней? Интересно (Да) А вот и подсказка. Это загадка.
Друг другу улыбаются,
Одна в другую ставятся,
Деревянные, как ложки!
Знаешь, что это? (Матрешки)
Воспитатель открывает коробку и достает матрёшку.
Воспитатель: ребята вы правильно отгадали. Матрешку знают во всем мире. Матрёшка – одна из самых популярных русских игрушек. Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Эта игрушка особенная. У нее есть свой секрет. Интересно какой? (Да) Я вам сейчас покажу.
(Она разбирается, а внутри ее маленькие матрешки).
Воспитатель: Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше. (Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет все матрешки на столе)
2. Основная часть.
Воспитатель: а как же появилась матрёшка?
История появления матрешки
Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка.
Вопросы к детям:
Какими красками рисовал мастер матрёшку?
Какая получилась матрёшка?
Какими узорами разрисовывают матрешку?
Существует несколько видов матрешек. Давайте посмотрим, какие это матрешки. (Просмотр слайдов)
Загорская матрёшка чем-то похожа на первую русскую матрешку. Она так же наряжена в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Платок у загорской матрешки завязан узлом. У загорских матрешек расписывают сарафан, платочек. Узоры очень простые. Они расписаны простыми цветами, листочками и точками.
У семёновской матрёшки много незакрашенного места. Самая нарядная часть – фартук с яркими цветами. В росписи семеновской матрешки используют всего три цвета – красный, жёлтый и зелёный. У семёновской матрёшки не всегда прописаны ручки и нет дополнительных деталей. Семёновские барышни в ярких сарафанах всегда держат в руках пышный букет цветов.
Кировская деревянная кукла- это скромно улыбающая девушка-северянкав в нарядном сарафане и красочном платке без мелких деталей. Также, важным является тщательная прорисовка глаз.
Воспитатель: матрёшки расписаны по-разному, потому что изготавливаются в разных местах нашей Родины. У каждой матрешки на голове платочек, сарафаны яркие, праздничные. Если рассмотреть внимательно узоры на одежде матрешек, можно заметить, что у них есть общие элементы: цветы, ягодки, листики. (индивидуальный опрос детей, что они видят на матрешках.)
Дидактическая игра «Какая матрешка»
- У матрешки круглое лицо. Какая матрешка? (круглолицая)
- У матрешки красные щеки. Какая матрешка? (краснощекая)
- У матрешки какие волосы. Значит какая матрешка? (темноволосая)
- У матрешки белое лицо. Значит какая матрешка? (белолицая)
- У матрешки черные брови. Матрешка чернобровая. Верно? (Да)
- У матрешки большие глаза. Какая матрешка? (Большеглазая)
- Матрешки сделаны из дерева. Значит, какие они? (Деревянные)
Молодцы, конечно деревянные. Сначала из дерева делают фигурки, затем фигурки расписывают. Какие они становятся? (Нарядные, красивые, расписные)
Воспитатель: были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Матрешки – веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Вижу по глазам, что и вам тоже хочется танцевать.
Динамическая пауза. Исполняется песня-танец «Мы - веселые матрешки» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой)
Мы – веселые матрешки.
Ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки.
Ладушки, ладушки!
Завязали мы платочки.
Ладушки, ладушки!
Раскраснелись наши щёчки.
Ладушки, ладушки!
В сарафанах наших пестрых.
Ладушки, ладушки!
Мы похожи, словно сестры.
Ладушки, ладушки!
Воспитатель: садитесь, пожалуйста.
Воспитатель: люди из других стран, когда приезжают в Россию, обязательно на память о ней покупают матрёшку, потому что только в России делают матрёшек.
Продуктивная деятельность. Расписывание матрёшек.
Воспитатель: ребята, а у наших матрешек есть подружки, только они не деревянные, а бумажные.
Ребята, посмотрите на этих матрешек, почему они такие грустные? Сравните их с деревянными, чем они отличаются (Матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны)
Скажите, а как мы можем им помочь? Что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как их деревянные подружки (Раскрасить их)
Верно! А сейчас я вас кручу, верчу, превратить хочу в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку. (Дети садятся за столы, на которых лежат бумажные матрешки.)
-Мастера, скорей за дело, украшай матрешек смело, составляй любой узор, чтобы радовал он взор.
- Сначала украсим платочек. Он у нас будет желтым.
-А теперь украсим фартук матрёшки. Нарисуем на нем цветочки. Он будет красным. (Напоминает об аккуратности в работе с краской, о назначении салфетки.) Дети раскрашивают матрёшек.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: а сейчас, подойдите все ко мне. (Дети подходят и становятся в круг)
Воспитатель задаёт детям вопросы.
С какой игрушкой мы сегодня познакомились? (Матрешкой)
Какую игрушку называют матрешкой? (Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке.)
Какая матрешка? (Круглолицая, розовощёкая, чернобровая, деревянная и др.)
Как вы думаете, мы смогли развеселить матрешек? (Да)
Почему вы так решили (Наши матрешки стали нарядные, разноцветные, расписные).
Воспитатель: вы сегодня молодцы! Вы узнали о русской игрушке-матрешке, вы любите свою родину и даже знаете гимн нашей страны. А сейчас гимн нашей страны. (ВСЕ ВСТАЮТ)