Людмила Михайловна Островская
Урок ИЗО в 5 классе «Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Жостово»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок ИЗО
"Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Жостово. "5-й класс
Островская Людмила Михайловна, учитель ИЗО
Мбоу Летяховской СОШ
Цель: Формирование художественной культуры учащихся через знакомство с жостовской росписью
Задачи:
Публикация «Урок ИЗО в 5 классе „Народные промыслы, Их истоки и современное развитие, Жостово“» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Урок ИЗО. Народные промыслы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Образовательная: систематизация и обобщение материалов предыдущих уроков по знакомству с народными художественными промыслами; составление декоративной композиции.
Познавательная: развитие умения выполнять орнаментальные композиции на основе народных росписей России, развитие творческого воображения учащихся средствами мультимедийного восприятия.
Воспитательная: приобщение к народным промыслам посредством собственного творчества; формирование интереса к народным художественным промыслам России, эстетического вкуса и аккуратности в работе.
Творческое задание: коллективная работа «Поднос из бумаги в смешанной технике живопись с аппликацией»
Материалы: макет подноса, заготовки цветов из бумаги, гуашь, кисти, ножницы, клей.
Зрительный ряд: Иллюстрации жостовских подносов.
Музыкальный ряд: русская народная песня «Во кузнице», «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского
Эпиграфы к уроку :
“Работа хороша, если в ней польза и душа.»
«Не то золото, что дорого и блестит,
А то дорого, что руками мастера создано”.
ППЕЗЕНТАЦИЯ Слайд1
Ход УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Учитель: Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?
Дети: Клад - это богатство, деньги, золото.
Учитель: Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и испытания, но мы с ними обязательно справимся, ведь мы дружный, трудолюбивый класс. Помогая друг другу, преодолеем любые преграды. Итак, в путь! А путь наш будет пролегать по просторам России.
(Тихо звучит музыка)
Учитель: Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа. Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать. В России народных художественных промыслов великое множество.
-Что такое народный промысел?
Дети: Это художественное ремесло, которое развивалось в разных городах и селах и передавалось из поколения в поколение.
Учитель: Давайте вспомним, о каких народных промыслах мы с вами говорили на предыдущих уроках?
Дети: городецкая роспись, дымковская игрушка, хохлома, русская точёная матрёшка…
Учитель: У каждого промысла есть свои особенности, давайте их вспомним.
Посмотрите на слайд и ответьте на вопросы.
Слайд 2
- Какому промыслу принадлежат предметы, изображённые на слайде?
- Из какого материала делают эту красоту мастера.
- Какие цвета используют мастера этого промысла?
- Какой сюжет лежит в основе рисунка?
- А что ещё, ребята, вы запомнили об этом промысле? (Ответы учащихся.)
– Правильно, ребята. Этот промысел очень старинный. Он возник в 17 веке, а первое упоминание о нём ещё идут со времен Ивана Грозного. Изготовляют здесь изделия из бересты, осины, ольхи и липы, их вытачивают на токарном станке. Точёная расписная утварь, так называемая хохломская посуда, широко известна в нашей стране и за её пределами.
Слайд 3
--Ученики рассказывают о промыслах, изображённых на слайдах
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
-А как называется этот промысел?.
Вот куски металла
Разной формы, цвета,
А на них кусочки
Солнечного лета.
Всё увидел мастер, красками нанёс.
На необыкновенный Жостовский поднос.
Именно так называется народный художественный промысел, с которым мы познакомимся на уроке.
Слайд 7
Учитель: Жостово - небольшое село в 30 км. от центра Москвы. Население деревни составляют около 500 жителей. Это столько, сколько проживает в нашем селе. Обычное село, только указатели там встречаются необычные. Однако село известно во всём мире.
Слайд 8
Учитель: Деревня Жостово прославилась на весь мир зародившимся там народным промыслом. Жостовский промысел известен на весь мир по, казалось бы, обычному в быту предмету – металлическому подносу.
Творения жостовских умельцев хранятся в коллекциях супруги президента США Джорджа Буша Лоры Буш, бывшего президента Франции Жака Ширака, английской королевы Елизаветы, испанского короля Хуана Карлоса II, в коллекциях первых лиц нашего государства.
Слайд 9
Ко времени возникновения подмосковного промысла подносов в России уже существовало производство металлических подносов. Подносы как украшения интерьера появились в стране в первой половине XVIII века в Нижнем Тагиле. На Урале это искусство зародилось благодаря заводовладельцу и поставщику металла Никите Демидову.
- О том как металл попал в подмосковье, расскажет Гоголь Аня, ей было дано домашнее задание найти информацию для ответа на данный вопрос.
Ответ ученицы…
(Металл в подмосковье появился в 30-х годах 19 века. После войны 1812 года многие генералы начали строить дачи в Москве и Подмосковье и крыли их железом, которое привозили с Урала. Наладились постоянные поставки железа из Нижнего Тагила. Оттуда стали приходить и готовые изделия, в том числе металлические подносы ручной ковки с заводов Демидова. Жостово и окрестные села славились кузнецами, многие из них работали при монастырях, ковали церковную утварь - светильники, оклады для икон. Поэтому им легко было перенять опыт уральских мастеров по изготовлению подносов)
Учитель: В XVIII веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития. Мода на чаевничание, существовавшая в то время, сподвигла на создание подносов из остатков проката. В центральной России долгое время использовались подносы из папье-маше.
- какой материал называют папье – маше (прессованной бумаги).
Жостово славилось кузнецами, поэтому идея металлического лакированного подноса подноса попала на благодатную почву.
Слайд 10
В 1825 художник - миниатюрист О. Ф. Вишняков (пояснение художник – миниатюрист – художник росписи небольших, миниатюрных предметов, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, шкатулок, портсигаров, чайниц и проч. …существует с 1825 г.».
Слайд 11
Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – прост и лаконичен по композиции. В ней чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; изображение реальной формы цветка сочетается с декоративными элементами, напоминающими русскую народную кистевую роспись на сундуках, прялках, туесах.
* * *
Красно-алые бутоны
В изумрудах листьев тонут.
Незабудки и пионы
Обрамляют розы омут.
Есть на жостовском подносе
И букет, в ночи горящий,
Птица-жар, что весть приносит.
Есть поднос, плоды дарящий.
Слайд 12
Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет - имеет несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.
Слайд 13
Для производства жостовских подносов применяют тонкую кровельную сталь, листовое железо. Ковка подносов в настоящее время осуществляется на механических прессах. В процессе изготовления листы штампуют в нужные формы, затем подносы проходят вальцовку (для придания жесткости бортам). После вальцовки подносы грунтуют, шпаклюют глиной или шпаклёвкой, зачищают, шлифуют и трижды покрывают лаком, просушивая после каждого покрытия в печах при температуре 80° – 90°С. В Жостове производятся подносы самых разнообразных форм: прямоугольные (сибирские, овальные, круглые, крылатые с фестончатыми краями, готические с краями и другие (всего 56 форм).
Слайд 14
Наиболее важной операцией после изготовления подноса, является роспись. Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи кисточки. Роспись жостовских подносов выполняется вручную в несколько приёмов.
- Выбирают цвет для фона. Чаще всего фон – чёрный, но может быть и белым, синим, красным, бирюзовым. (грунтовка)
- Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом. (замалёвок)
- Накладываются тени. У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений. (тенёжка)
Наложение бликов выявляет свет и объём. (бликовка)
Заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи - рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов. (Чертёжка)
Дополнение тонкой травки и усиков, уборка краёв подноса. (привязка)
Слайд 15
В настоящее время промысел изготовления подносов процветает. В Жостово нет дома, в котором бы не занимались на дому изготовлением этих предметов. Работает Жостовская фабрика декоративной росписи. На фабрике подносы изготавливают при помощи станков, а расписывают по-прежнему вручную. Поэтому невозможно найти одинаковые подносы, украшенные одинаковыми узорами.
Слайд 16
В Жостове находится единственный в мире музей подносов. На стенах музея - уникальные подносы, формы которых выкованы вручную ковалем. В музее представлены работы художников разных школ и династий, среди них большинство – заслуженные художники России, есть лауреаты Государственной Государственной премии имени Репина – одной из самых престижных в области изобразительного искусства.
Будущие художники - жостовцы обучаются в Федоскинском художественном училище. Жостовская лаковая роспись по металлу - на сегодняшний день в мире уже не декоративный народный промысел, а высокое искусство, ставшее неотъемлемой частью самобытной культуры России.
Слайд 17
КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ЗАДАНИЕ: На доске прикреплён макет подноса, изготовленный из бумаги. На столах лежат макеты цветов. Разукрасить цветы по этапам жостовской росписи, найти место расположения цветов на макете (по линиям контура, наклеить.
Прежде чем начнёте практическую работу, я хочу обратить ваше внимание на эпиграф, написанный на доске: “Работа хороша, если в ней польза и душа.». ….
В ходе практической работы используется музыкальное сопровождение.
…. В настоящее время на заводе подносы изготавливают с помощью механических прессов, но в Жостово ещё много мастеров, которые выполняют эту работу на дому вручную. Они работают в кузницах. Работа там трудная с тяжёлым молотом у наковальни. Кузнецы – народ закалённый, мужественный, но в то же время весёлый, романтичный. Я предлагаю прослушать русскую народную песню, которая так и называется «Во кузнице»
…. Расписывают подносы и в настоящее время только вручную, поэтому нельзя найти две одинаковые работы. Каждая композиция особенная. В одном букете встречаются садовые, полевые, луговые цветы. Каждый цветок, как и человек имеет свои черты характера, например роза – гордыня, ромашка – скромница и т. д. На подносе они собираются в один хоровод, кружат в вальсе, наверное так же как в музыке П. Чайковского, которая так и называется «Вальс цветов»
АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
Слайд 18
Повторение.
Продолжите предложение:
- Жостовская роспись возникла в селе …., надалеко от …
- Мастера жостовской росписи расписывали (что….
- На жостовских подносах мы можем встретить изображения….
- В жостовской росписи используют следующие цвета….
-Композиция на подносе может быть в форме …
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выполнить эскиз макета подноса
по мотивам жостовской росписи.
РЕФЛЕКСИЯ
Учитель: На уроке вы познакомились с промыслом росписи металлических Жостовских подносов. Подумайте и скажите где в жизни вы сможете применить свои знания?
Дети: (- Смогу рассказать друзьям о промысле.
- Узнаю жостовскую роспись на предметах в магазине, на выставках, в музеях.
- Если я уеду за границу или буду общаться с иностранцами. Смогу им рассказать о жостово как народном промысле России….и т. д.)
Учитель: Запомните: «Не то золото, что дорого и блестит,
А то дорого, что руками мастера создано”.