Наталья Панкратьева
Современная образовательная технология в условиях ФГОС: опыт применения технологии проблемного обучения с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность образовательной практики
На сегодняшний день мы с детьми шагаем в ногу со временем. Современные технологии обучения помогают мне добиваться поставленной цели - развитие творческого потенциала личности ребенка старшего дошкольного возраста через проблемно – диалогическое обучение. В педагогическом процессе творчество – это всегда поиск, исследовательская и познавательная активность, самостоятельность, решение проблем, которые способствуют раскрытию и реализации индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Очень важно воспитать творческий тип личности будущего ученика, научить применять свои умения в жизни и получать от этого удовольствие.
Публикация «Современная образовательная технология в условиях ФГОС: опыт применения технологии проблемного обучения с дошкольниками» размещена в разделах
Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации совокупности ценностей компетентностного подхода в образовании. Данная технология является результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей старших дошкольников, воспитание активной личности.
Российское образование находится на пороге радикальных изменений, связанных с социально – экономическими преобразованиями. Главная задача дошкольного образования сегодня – это развитие творческой личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях. Наше общество нуждается в творчески мыслящих людях. Всем известно, что талант и творчество личности в современных социально – экономических условиях являются двигателем интенсивного экономического развития страны и содействующим фактором национального престижа. Интеллектуала с высоким уровнем развития творческого потенциала невозможно заменить ни компьютером, ни коллективом индивидуумов со средними интеллектуально – творческими способностями.
Ученые, изучающие вопросы преподавания предметов естественно-математического цикла, такие как: Н. Ф. Виноградова, В. В. Данилова, Л. Г. Петерсон и другие, отмечают, что система обучения, сложившаяся в образовании, недостаточно ориентирована на развитие мыслительных, творческих способностей, познавательных потребностей воспитанников, что приводит к потере интереса, безразличному отношению к учебной деятельности уже в младшем школьном возрасте, отрицательно влияет на весь ход развития личности. Поэтому ещё в детском саду необходимо создавать условия, которые способствовали бы формированию устойчивых познавательных потребностей, умений и навыков мыслительной деятельности детей, их творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.
Следовательно, развитие творчества человека необходимо начинать именно с дошкольного возраста.
Значимая характеристика природного творчества проявляется как потребность в новизне, оригинальности, инициативности, стремление к преобразованиям.
Для достижения новых результатов необходима такая технология проведения образовательной деятельности, с помощью которой дошкольники регулярно на каждом занятии учатся ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности. Такая технология есть – «Технология проблемного диалога», автор Мельникова Елена Леонидовна.
Не случайно в отличие от многих других систем именно здесь постоянно подчеркивается важность продуктивных заданий, их роль в выращивании функционально грамотной личности.
Считаю, что проблемно-диалогическая деятельность – сегодняшний и завтрашний день нашего образования, так как обеспечивает более качественное усвоение знаний, она приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности, речь и активность.
Всё, чем мы восхищаемся в жизни, создано творческими людьми! Детский сад - кузница маленьких творцов, которых мы, педагоги, уже сейчас готовим к жизни, учим применять приобретённые знания и умения в реальной жизненной ситуации. Именно эти дети будут радовать нас в будущем своими творческими достижениями.
Данную технологию я выбрала не случайно. Именно она помогает мне добиваться поставленной цели - развитие творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста через проблемно – диалогическое обучение.
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь «звёздочку», вызвать неподдельный интерес к происходящему и удержать его? – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами. Чтобы ребёнок развивался творчески, необходимо организовать его деятельность. Какая же деятельность считается творческой? Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке. Эти способности в определённой мере и развивает проблемное обучение : через использование специальных дидактических средств оно ставит ребенка в условия, когда нужно решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем.
2. Цели и задачи образовательной практики
Цель: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность использования проблемного обучения с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Определить преимущества и особенности использования технологии проблемного обучения в работе с детьми дошкольного возраста;
2. Включить в практику работы с детьми дошкольного возраста технологию проблемного обучения;
3. Создать комфортную среду для развития познавательной активности дошкольников через технологию проблемного обучения.
3. Целевая аудитория образовательной практики
Практика «Технология проблемного диалога» рассчитана на детей 5 – 7 лет, родителей, педагогов образовательных учреждений муниципального образования город Норильск.
Организация процесса формирования ключевых компетентностей у детей, как основного целевого ориентира, требует:
• введения в образовательный процесс современных педагогических технологий, имеющих интерактивный характер, обеспечивающих самостоятельную деятельность ребенка, направленную на достижение определенной цели, и его самооценку.
• изменения роли воспитателя: он должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, наставника, сопровождающего самостоятельную деятельность воспитанника.
4. Описание и план – график реализации образовательной практики
Образовательная практика направлена на:
- усвоение детьми системы знаний и способов умственной и практической деятельности;
- развитие интеллекта воспитанников, т. е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей;
- формирование всесторонне и гармонично развитой личности.
- воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);
- воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы;
- формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение элементарными методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности);
- формирование мотивов учебной деятельности, социальных, нравственных и познавательных потребностей.
Возможности образовательной практики :
- создание возможностей для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности дошкольников;
- развитие самостоятельности, ответственности, критичности, инициативности;
- развитие эвристических и творческих способностей дошкольников;
- обеспечение прочности приобретаемых знаний.
Проблемное обучение позволяет формировать все виды универсальных учебных действий: познавательные, регулятивные, личностные.
Преимущества образовательной практики :
1. Высокая самостоятельность детей.
2. Формирование познавательной активности и личностной мотивации воспитанников.
3. Методы и приемы в рамках технологии проблемного обучения, позволяют формировать познавательную активность у детей дошкольного возраста путем мотивированного выбора действий с целью решения возникших проблемных ситуаций.
4. Данный опыт считается инновационным, так как он отрицает традиционный способ подачи информации, удовлетворяя познавательный интерес у детей и реализуя деятельностный подход.
5. При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом : он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания.
5. План – график реализации образовательной практики
№
п/п Мероприятие Суть мероприятия (кратко) Сроки проведения
1. Подготовительный этап
1.1 Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом: разработка конспектов занятий: «Для кого яблоко дом?», «Путешествие с колобком», «Домашние животные», «Что мы знаем о часах»
Составление картотеки проблемных ситуаций по образовательным областям
Составление перспективного плана работы с детьми по проблемным ситуациям
Обогащение предметно-развивающей среды: создание «Уголка открытий», пополнение игрового центра играми развивающими мышление, логику, память, воображение : «Попробуй иначе», «Может быть так или нет», «Кто спрятался», «Дорисуй», «О чем рассказала музыка»
Подбор диагностического материала для выявления уровня развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций. Повышение собственной профессиональной компетентности Сентябрь - октябрь
1.2 Информирование целевой группы о практике Проведение мастер-классов, семинаров, консультаций, выступления на педагогических советах, показ презентаций. Информирование через СМИ, официальные интернет сайты. В течение всего периода работы
2. Основной этап
2.1 Практическое применение наработанных материалов с детьми:
Диагностика уровня развития познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций на начало и конец учебного года.
ОО Познание:
Решение проблемных ситуаций по темам : «Одежда, обувь», «Мебель», «Продукты питания», «О дружбе и друзьях», «Безопасность»
ОО Речевое развитие:
Работа по сказкам.
ОО Познание:
Конструктивно-модельная деятельность из бумаги
ФЭМП:
Решение ситуационных проблемных и логических задач
Проведение КВИЗ игр, КВН, «Вечеров загадок» Применение наработанных материалов на практике, показ открытых мероприятий.
Расширять представления детей об объектах окружающего мира; развитие речи, умения видеть и принимать проблему, с помощью взрослого, а затем и самостоятельно формулировать противоречие и решать его.
Создание проблемно-противоречивой ситуации; помочь увидеть правомерность каждого из противоположных суждений; предложить решить ее.
Создание проблемной ситуации практическим заданием, побуждение создания противоречия, организация способа его решения.
Развитие мышления, умения выстраивать логические цепочки, нахождения способа решения проблемы
Развитие интереса воспитанников к интеллектуальным видам досуга, творческого мышления и интеллекта, самостоятельности.
Сентябрь - май
2.2 Практическое применение наработанных материалов с педагогами:
Презентация:
«Технология проблемного обучения – эффективный способ реализации ФГОС»
Консультация – практикум: «Методы постановки учебной проблемы»
Мастер-класс: «Технология проблемного обучения дошкольников»
Методические рекомендации: «Как подготовиться к проблемному занятию»
Презентация методической разработки: «Формирование элементов логического мышления у детей старшего возраста посредством логических игр и упражнений»
Изготовление и распространение памяток, буклетов, рекомендаций
Открытый показ занимательной деятельности с использованием ТПО
Создание и показ мультимедийного ролика «Технология проблемного обучения, как средство реализации современных подходов в становлении инициативности и самостоятельности дошкольников» Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов; повышение профессионального мастерства и квалификации педагогов; распространение передового педагогического опыта, авторских разработок в сфере педагогической деятельности; внедрение новых технологий обучения и воспитания. В течение всего периода
2.3 Практическое применение наработанных материалов с родителями:
Консультации: «Роль загадки в старших дошкольников», «Что такое «Технология проблемного обучения в детском саду», «Метод проблемного диалога – путь к саморазвитию», «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
Памятки: «Как научить ребенка размышлять и анализировать», «Как правильно задавать детям вопросы»
Буклеты: «Развитие логического мышления у детей 5 – 6 лет», «Игры на развитие познавательной и творческой активности у детей»
Круглый стол: «Результативность применения метода проблемного диалога в образовательной деятельности»
Показ занимательной деятельности с детьми по технологии проблемного обучения родителям через программу ZOOM Раскрыть актуальные формы и методы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимые для повышения активности родителей как участников воспитательно-образовательного процесса. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников. Установить доверительные партнерские отношения с семьей каждого воспитанника. Объединить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей.
Создать условия для трансляции родителям знаний в области социализации, правильного развития и обучения детей.
Сентябрь - май
3. Заключительный этап
3.1 Обобщение и трансляция эффективного педагогического опыта :
Данный опыт работы был представлен в 2020 году в I дистанционной педагогической конференции «Крупицы педагогического опыта» проходившей на официальном сайте дошкольного учреждения в виде презентации «Технология проблемного обучения – эффективный способ реализации ФГОС ДО».
В ноябре 2020 года опубликовала авторский материал на ресурсе Всероссийского информационно-образовательного портала «Академия педагогических проектов Российской Федерации» конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы на основе технологии проблемного обучения «Для кого яблоко дом?»
Апрель - ноябрь 2020 г. – участвовала во всероссийском профессиональном педагогическом конкурсе на портале «Академия педагогических проектов РФ» в номинациях: «Лучшая презентация» - «Развитие логического мышления дошкольников» (диплом 1 степени); Проделанная мною работа была направлена и имела цель повышения компетентности педагогов в области знаний «Технологии проблемного обучения». Способствовать улучшению качества образовательного процесса, расширению знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольников в контексте ФГОС.
2020 – 2021 г. г.
6. Ключевые мероприятия образовательной практики
Дата Мероприятия Место проведения Целевая аудитория
2019г. Мастер-класс: «Технология проблемного обучения дошкольников»
МБДОУ «ДС № 95 «Снежинка» Педагоги ДОУ
Ноябрь 2020 г. Показ мультимедийного ролика «Технология проблемного обучения, как средство реализации современных подходов в становлении инициативности и самостоятельности дошкольников» МБДОУ «ДС № 95 «Снежинка» Педагоги и специалисты ДОУ
Апрель 2019 г. Круглый стол: «Результативность применения метода проблемного диалога в образовательной деятельности»
МБДОУ «ДС № 95 «Снежинка» Родители воспитанников группы
Март 2020 г. Дистанционная педагогическая конференция «Крупицы педагогического опыта» проходившая на официальном сайте дошкольного учреждения в виде презентации «Технология проблемного обучения – эффективный способ реализации ФГОС ДО». МБДОУ «ДС № 95 «Снежинка» Педагоги образовательных учреждений муниципального образования город Норильск, специалисты, родители
7. Ожидаемые результаты образовательной практики
Мой опыт показал, что технология проблемного обучения применима практически во всех видах деятельности дошкольников, при условии, что дети должны приобрести ключевые, основополагающие знания.
Вся проведенная в рамках практики грамотно организованная деятельность формирует у детей качественные знания, за счёт использования центральных компонентов технологии : методы постановки проблемы обеспечат познавательную мотивацию, методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение. Ребенок освоит универсальные учебные действия (общеучебные умения, познавательные, коммуникативные и регулятивные.
В становление познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад. Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему самостоятельно или с помощью педагога, выдвигать и проверять гипотезы, самостоятельно или совместно с педагогом. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения.
Осваивает коммуникативные действия преимущественно за счёт варьирования форм обучения. Поскольку проблемно - диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, дети учатся слушать другого, договариваться, распределять роли.
Формируются регулятивные действия благодаря центральным компонентам технологии. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель занятия открытия нового материала. Методы поиска решения научат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные детьми схемы или сочинённые рассказы.
Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию обучения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества (педагог + ребенок, ребенок + ребенок, а не подчинения сформируют доброжелательность и уважение к людям.
Задача педагога не погасить интерес к обучению, подпитывать любознательность, дать ребенку поверить в собственные силы и увидеть результат труда.