Ирина Анисимова
Совместный игровой сеанс для родителей и детей раннего возраста как форма психолого-педагогического сопровождения родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Совместный игровой сеанс для родителей и детей раннего возраста как форма психолого-педагогического сопровождения родителей
В системе дошкольного образования наметились существенные изменения стратегии и тактики образовательной деятельности, направленные на формирование гибкой, многофункциональной системы, обеспечивающей конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование. В последнее время стала показательной устойчивая тенденция спроса на предоставление дошкольного образования в форме семейного образования. Для решения этих задач параллельно с традиционными формами дошкольного образования в детском саду активно развиваются вариативные формы дошкольного образования, такие как группы кратковременного пребывания «Адаптационная», и «Вечернего пребывания», консультационный пункт, Семейный клуб. Все они выступают как альтернативные формы предоставления качественного дошкольного образования, являющиеся структурными единицами муниципальных образовательных учреждений. Так, в МБДОУ№1 функционирует консультационный пункт, в рамках которого родители (законные представители) детей раннего возраста, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы. Одной из форм оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) являются совместные игровые сеансы для детей и родителей. Функции и цели совместных игровых сеансов :
Публикация «Совместный игровой сеанс для родителей и детей раннего возраста как форма психолого-педагогического сопровождения родителей» размещена в разделах
обучение родителей играм и упражнениям, способствующих развитию ребенка раннего возраста;
развитие у ребенка психических процессов (речи, мышления, внимания, восприятия, памяти, ощущения, двигательных навыков, крупной и мелкой моторики;
установление теплых доверительных отношений между ребенком и родителями, эмоционального комфорта в диаде «ребенок-родитель»;
обучение навыкам общения, взаимодействия с другими детьми в детском коллективе;
установление теплых доверительных отношений с чужими взрослыми (педагогами и родителями)
– доверия к миру;
адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации. Задачи совместных игровых сеансов – обучающие, развивающие, профилактические, оздоровительные, коррекционные, консультативные.
Структура совместного игрового сеанса :
1. Мотивационно-ориентировочный этап – предназначен для установления эмоционального контакта, положительного настроя на дальнейшую работу; актуализации имеющихся знания у родителей (законных представителей); мотивации на решение проблемных ситуаций.
2. Деятельностно-игровой этап - направлен на формирование нового опыта взаимодействия между ребенком и родителем. Они не только получают новую информацию, но и моделируют новые способы поведения.
3. Рефлексивно-оценочный этап – посвящен осмыслению полученного опыта, анализу успешности выполнения практических упражнений, решения проблемных ситуаций; корректировки задач на будущую совместную работу. Разнообразие игр, проблемных ситуаций, практических упражнений, используемых в совместных игровых сеансах детей и родителей, огромно: ролевые, дидактические игры; игры-разминки и игры-соревнования, имитационные игры, подвижные, обучающие, развивающие те или иные когнитивные процессы или умения. Секрет успеха совместных игровых сеансов в том, что игра имитирует или моделирует реальную деятельность, те проблемы, задачи и ситуации, которые актуальны для родителей (законных представителей) и требуют практического решения. Таким образом, деятельность консультационного пункта обеспечивает решение важных моментов: родители будущих обучающихся дошкольной образовательной организации получают необходимую объективную информацию об образовательной деятельности, педагогах и методах работы, реализуемых ими при взаимодействии с детьми; обеспечивается положительная динамика в развитии детских видов деятельности: дети овладевают навыками самостоятельности, активности, инициативности; педагоги имеют возможность познакомиться с каждым ребенком группы до его поступления в дошкольную образовательную организацию, узнать особенности его развития и поведения, что способствует снижению риска осложненной адаптации детей. Консультационный пункт как альтернативная форма предоставления качественного образования обеспечивает доступность дошкольного образования для детей, не посещающих дошкольную образовательную организацию. Обеспечивает благоприятную среду для всестороннего развития и социализации ребенка раннего возраста, а для родителей (законных представителей) возможность получить профессиональную поддержку воспитателей, музыкального руководителя.
Список литературы:
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 192 с.
2. Серых Л. В. Организация деятельности консультационного центра для будущих мам и семей, воспитывающих детей раннего возраста : Методическое пособие / Л. В. Серых, Н. В. Сергеева, Е. Н. Качур. – Белгород: ИП Данилюк Л. П. Типография «Сигма», 2012. – 148 с.
3. Михайлова-Свирская Л. В. Работа с родителями : Пособие для педагогов ДОО / Л. В. Михайлова-Свирская. – М. : Просвещение, 2015. – 128 с.
4. Павлова Л. Н. Раннее детство в системе вариативного дошкольного образования: Учебно-методическое пособие для педагогических коллективов ДОУ и родителей / Под научной ред. Л. Н. Павловой. – М. : Обруч, 2013. – 208 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 96 с. 86 Коюшев П. И.