Елена Баева
Организация образовательной деятельности и психолого — педагогического сопровождения детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация образовательной деятельности и психолого — педагогического сопровождения детей с ОВЗ
«Организация образовательной деятельности и психолого - педагогического сопровождения детей с ограничениями возможностей здоровья в МБДОУ «Детский сад № 20" г. Михайловска Ставропольского края.
Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вам опыт работы нашего детского сада по организации образовательной деятельности и психолого-педагогического сопровождения детей с ограничениями возможностей здоровья.
Публикация «Организация образовательной деятельности и психолого — педагогического сопровождения детей с ОВЗ» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Почему появилась эта проблема? Потому что у людей с ОВЗ всегда происходит компенсация возможностей. В повести Владимира Короленко «Слепой музыкант» слепой мальчик слушал самодельную дудку и сам научился играть на дудке, а мама его научила игре на фортепиано. Когда мальчик Петрусь вырос он стал знаменитым музыкантом. По телевидению мы видим много инвалидов и людей с ОВЗ, которые хотят получить образование: учиться и развиваться. Некоторые из них достигают больших успехов в творчестве и спорте.
Об этой проблеме на мировом уровне об этом впервые заговорили в середине 20 века. Были изданы документы, защищающие права инвалидов. Вы видите их на слайде.
Деятельность нашего учреждения регламентируется следующими Федеральными законами Российской Федерации, нормативными документами: Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Федеральный законом «Об образовании в Российской Федерации», другими законодательными актами, нормативно-правовыми актами и решениями органов управления образованием всех уровней. На слайде они представлены в хронологическом порядке.
Придание юридической силы Конвенции о правах инвалидов создает дополнительные гарантии обеспечения, защиты и развития социальных и экономических прав инвалидов, а также служит ориентиром для дальнейшего совершенствования правового регулирования и практической деятельности в сфере социальной защиты инвалидов.
В Федеральном Законе от «Об образовании в РФ» провозглашается принцип доступности получения качественного образования без дискриминации лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе на основе специальных педагогических подходов, наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения, посредством организации интегрированного и инклюзивного (совместного) образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и в обстановке, которая максимальным образом способствует получению образования определенного уровня и направленности, а также их социальному развитию
В статье 2 в пункте 16 дается определение обучающихся с ОВЗ, в пункте 28 раскрывается понятие - адаптированная образовательная программа
Статья 50 говорится нам о том, что категории обучающихся, воспитанников, направляемых в образовательные учреждения, содержатся на полном государственном обеспечении. Дети с ОВЗ направляются в указанные образовательные учреждения только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико- педагогической комиссии.
В статье 79. Говорится об условиях организации обучения и воспитания и содержании образования обучающихся с ОВЗ. Условия определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов программой реабилитации инвалида.
Адаптированные образовательные программы создаются для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования особое место отводится работе с детьми с ОВЗ.
1.3. В стандарте учитываются:
1) индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей:
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:
2) обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в том числе ограниченных возможностей здоровья;
4) создать благоприятные условия для развития детей
7) обеспечить вариативность и разнообразие содержания Программ и организационных форм.
8) формировать социокультурную среду,
9) обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи
3.2. Предъявляются требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
3.2.2. Создаются необходимые условия, способствующие получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.2.7.. При создании условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.
Обратимся к письму «О КОРРЕКЦИОННОМ И ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ»
Одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации является образование лиц с ОВЗ и инвалидов.
Выбор образовательного маршрута ребенка с ОВЗ должен решаться психолого-медико-педагогическими комиссиями исходя, прежде всего, из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей.
Предоставлению инклюзивного образования в нашем учреждении послужило поступление в 2014 году – девочки 4-х лет с синдромом Дауна. Так как раньше никто из педагогов не имел опыта общения, обучения и воспитания с такими детьми. Педагогами ДОУ была собрана информация о детях с данным заболеванием.
Синдром Дауна - самая распространенная на сегодняшний день форма хромосомной патологии, при которой умственная отсталость сочетается со своеобразной внешностью. Исходя из общего числа населения земли, которое составляет примерно семь миллиардов человек, синдром Дауна встречается с частотой один случай на 500-800 новорожденных вне зависимости от пола. Если раньше считалось и утверждалось о безнадежности этого диагноза, то в последние годы данная точка зрения коренным образом изменилась, так как дети с синдромом Дауна могут находиться не только в детских садах общего типа, но и учиться в общеобразовательных школах по адаптированным программам. Это говорит о том, что данная категория детей обучаема.
Для решения вопроса о степени интеллектуального развития ребёнка с синдромом Дауна и разработки плана коррекционных мероприятий необходимо помнить об особенностях психического развития этих детей, постоянно соотнося их с возрастными нормативами.
Целью коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна является
нейтрализация действий первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка, их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.
Девочка с таким заболеванием имеет статус ребенка–инвалида. И поступила в ДОУ с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида. Программа предусматривает три направления:
- Мероприятия социальной реабилитации;
- Мероприятия медицинской реабилитации;
- Мероприятия психолого-педагогической реабилитации.
Предварительно ребенок был обследован специалистами ПМПК Шпаковского района, где специалисты дали свое заключение: Смешанное парциальное недоразвитие. Системное недоразвитие речи тяжелой степени.
Специалистами было рекомендовано разработать адаптированную образовательную программу для ребенка с ЗПР. АОП разработана специалистами: учителем-логопедом, педагогом психологом и воспитателями, а членами педагогического совета утверждена на установочном педагогическом совете. Так как программа пишется на один год, ребенком осваивается в этом году вторая адаптированная образовательная программа.
В нашем детском саду два ребенка 5 –ти и 7-ми лет имеют ограниченные возможности здоровья, один из них, что составляет (50%) является параллельно ребенком инвалидом. Два воспитанника 4-х и 7-ми лет являются детьми инвалидами.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Интегрированное образование имеет 4 базовые модели:
Постоянная полная интеграция
Постоянная неполная интеграция
Частичная и временная интеграция
Постоянная частичная интеграция. Эта форма подошла для наших детей с ОВЗ. Она предусматривает постоянную организацию совместной деятельности, но регламентирует ее характер и содержание с учетом актуальных возможностей ребенка.
В ходе работы мы столкнулись с проблемами:
• Большинство педагогов недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей с ОВЗ в образовательную деятельность
• Родители детей с ОВЗ не имеют представления о формах взаимодействия с воспитателями, не знакомы с нормативно-правовыми документами.
Кадровое обеспечение образовательной деятельности. Образовательную деятельность осуществляют 15 педагогических работников, 60% педагогов имеют высшее образование, 40 % - среднее специальное образование. За последние 5 лет 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации. Имеют высшую квалификационную категорию – 73%, первую – 20%, не имеют категории – 6% .
В ДОУ два раза в год проводятся методические недели (открытые занятия, все педагоги принимают участие в методические объединениях. Растет качественный состав педагогических кадров. В ДОУ 27% педагогов может осуществлять коррекционную образовательную деятельность (2 педагога- психолога, 2 –учителя логопеда). В 2017 году приступил к работе педагог-психолог. Один воспитатель. проходит обучение в СКФУ по специальности - коррекционный педагог. Каждый педагог стремится сделать образовательную деятельность интересной. В образовательной деятельности используют активные формы и методы работы, побуждают детей мыслить, сравнивать, анализировать, обобщать. В своей работе педагоги используют личностно-ориентированный подход. ДОУ укомплектован на 100% педагогическими кадрами.
Анализ квалификационного состава учителей показал, что 87% необходимо повысить свою квалификацию в знании коррекционной педагогики и психологии, в связи с поступлением в ДОУ детей с особенностями развития.
Итоги за четыре года по инклюзивному образованию детей с ОВЗ
1. Внесены изменения в Устав в части совместной образовательной деятельности, включая организацию совместных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих таких ограничений.
2. Разработаны локальные акты ДОУ, регламентирующие образовательную деятельность по организации образования и развития лиц с ОВЗ.
3. Обеспечена развивающая предметно-пространственная среда для обучающихся с ОВЗ, включенных в образовательную деятельность.
4. Приняты адаптированные образовательные программы, учебно-тематические планы для обучения каждого ребенка с ОВЗ.
5. Ведется документация, позволяющая отследить прохождение АОП, динамику обучения ребенка, коррекционную работу с ним.
6. Осуществляется плановая подготовка кадров для работы с детьми с ОВЗ.
7. Имеются ставки, педагога-психолога, учителя-логопеда, заключены договоры с образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи с Психологическим центром, ЦРБ, Детской музыкальной школой, Детским экологическим центром.
8. Выполняются рекомендации, содержащиеся в заключениях районной ПМПК
9. Подписаны договоры с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ, в которых указывается программа обучения ребенка и другие особенности ДОУ.
В 2015-2016 уч. году на базе нашего ДОУ проходило районное методическое объединение руководителей ДОО Шпаковского района. Были приглашены заместитель директора ТПМПК ГБОУ «Психологический центр», кандидат педагогическихнаук, руководитель кафедры социализации личности и коррекционной педагогики ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования».
Взаимодействие участников образовательных отношений при организации образовательной деятельности в нашем ДОУ можно представить в виде следующей модели.
Анализ работы ДОУ показал, что совершенствование методологического подхода в развитии и образовании детей, использование современных инновационных технологий автором которых является Л. В. Михайлова-Свирская, позволил обеспечить успех в освоении адаптированной образовательной программы ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Нами применялись следующие пед. Технологии:
• «командная технология» - «Один в поле не воин», в которой необходимо четкое распределение обязанностей;
• образовательная «паутинка»- одна тема недели, «модель трех вопросов» - Что я знаю? Что я хочу узнать? Что я должен сделать?;
• «стена выбора» - побуждать к мыслительной деятельности, формировать образ компетентного дошкольника;
• «стратегические средства индивидуализации» - раскрытие способностей, талантов, право делать выбор, но в тоже время социализация в группе сверстников;
• «выбор-действие-следствие» - развитие эмоциональной отзывчивости, фантазии;
• «команда вокруг группы»- взаимодействие педагогических работников, «групповой сбор», «утренний сбор» - взаимодействие с родителями, социальными институтами.
Работа в данном направлении диктует постановку следующих целей в работе.
• Повышение материально-технического оснащения ДОУ
• Прохождение курсов повышения квалификации в знании основ коррекционной педагогики и специальной психологии всеми педагогами ДОУ
• Введение в штатное расписание ДОУ ставки учителя-дефектолога
• Повышение компетентности родителей в вопросах инклюзивного образования детей с ОВЗ.