Наталья Садуллаева
Совместная работа семьей в формировании читательских интересов детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Данная статья показывает актуальность проблемы развития познавательного интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста. В данной работе раскрываются особенности восприятия у дошкольников интереса к книге. Именно чтение оказывает большое влияние на формирование личности, способствует умственному и духовному развитию ребенка.
«Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя».
С. Я. Маршак.
Публикация «Совместная работа семьей в формировании читательских интересов детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка, формирование у него нравственно-положительного потенциала, именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. В то же время, очень многое для ребенка зависит от складывающихся отношений между воспитателем и родителями. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками детского сада и родителями не сложились.
Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывать сильное влияние на его развитие.
К воспитателю, как организатору работы по приобщению детей к книге, предъявляются особые требования – понимание роли книги в развитии ребенка, достаточный уровень компетентности для проведения такой работы, постоянная работа по совершенствованию своих умений в этой области. Участие родителей в привитии интереса детям к чтению является залогом успеха такой работы. Работа с родителями направлена на решение следующих задач: информирование о роли детской литературы в развитии личности ребенка и знакомство со способами приобщения детей к чтению книг.
Раньше существовала традиция семейного чтения вслух, когда все члены семьи высказывали свое мнение о прочитанном, отвечали на вопросы ребенка. К сожалению, сейчас эта традиция практически не сохранилась. Педагогу необходимо показать значение такого вида чтения для развития ребенка.
Вот некоторые советы для родителей, как приучить дошкольника к чтению :
1. Дайте ребёнку понять, что чтение – это огромное удовольствие, несравнимое ни с чем. При этом самым эффективным будет ваш личный пример. Читайте для себя. Расскажите ребёнку, о чём книга. Дети любят подражать взрослым.
2. Не заставляйте ребёнка учиться читать, не упрекайте, что его сверстники его опережают.
3. Даже когда ребёнок научится читать, не прекращайте читать ему вслух как можно дольше. Выразительное чтение взрослых поможет связать слова с образами, возникающими в его воображении. Взрослый поможет понять текст, объясняя значение незнакомых слов и выражений и отвечая на вопросы. В 7-9 лет ребёнку сложно долго сосредотачиваться на чём-то одном, быстро устают глаза, некоторые фразы и слова могут быть непонятны. Поэтому чтение становится неприятным занятием и эта неприязнь может закрепиться на всю жизнь.
4. Если ребёнок уже читает, можно читать по очереди (но не на скорость).
5. В 5-7 лет читайте «с продолжением», прерывая чтение на интересном месте. Это заинтригует ребёнка, вызовет у него желание узнать, что будет дальше.
6. Прочитав книгу, не «забывайте» о ней. Пусть она станет предметом обсуждения, спора, обмена впечатлениями. Предложите ребёнку досочинять историю, представит себя на месте героев, найти своё решение ситуации.
7. Читайте книги с хорошими иллюстрациями. Постарайтесь вместе с ребёнком запомнить фамилию художника- оформителя. Предложите придумать и нарисовать свои картинки к произведению, портрет героя.
8. Сходите с ребёнком в библиотеку. Рассмотрите разные издания: художественные книги, справочники, альбомы.
9. Покупайте развивающие книги и детские энциклопедии с наиболее интересной для ребёнка информацией, подарочные издания с красивыми фотографиями: космос, кошки, динозавры, страны, куклы и т. п.
10. Воспитывайте бережное отношение к книге. Расскажите ребё нку о правилах обращения с книгой: нельзя рисовать на страницах, перегибать книгу, вырезать картинки, использовать книги вместо кубиков и т. д.
11. Можно «оживить» персонажей сказок и рассказов, вылепив их из пластилина или склеив из бумаги и устроить домашний театр.
12. Отведите специальное место в комнате, где будут находиться книги ребёнка, чтобы он сам мог брать их, когда захочет.
13. Не старайтесь заменить книгой телевизор или компьютер. Просто чётко регламентируйте время просмотра телепередач и компьютерных игр.
14. Можно завести традицию семейного чтения – 2-3 раза в неделю, по вечерам, устраивать час чтения. При этом выключается телевизор и компьютер и все члены семьи, без исключений, принимают участие в мероприятии.
Устойчивый познавательный интерес признак готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе. Это особенно важно учитывать в настоящее время, когда начат переход к обучению в школе детей с 6 лет. Естественно, интенсивное развитие познавательных способностей дошкольников невозможно без проведения с детьми специальных занятий. Но это не должны быть неинтересные и скучные занятия, которые не принесут никакой пользы ребенку, а, скорее, наоборот, полностью лишат его всяческого желания что-либо познавать.
В качестве главного занятия для развития познавательных способностей дошкольников должен выступать важнейший вид деятельности ребенка - игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Непременно следует прививать интерес к чтению книг. Не обходимо подбирать стихотворения, сказки, рассказы с учетом возраста. Читать следует эмоционально, выразительно, с наслаждением. Показывать красочные иллюстрации. Это один из главных шагов в развитии познавательного интереса у ребенка.