Приложение МААМ

Роль игры в формировании ответственности у детей старшего дошкольного возраста

Юлия Поплавская
Роль игры в формировании ответственности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Поплавская Ю. Т. воспитатель

ГБДОУ детский сад №95 Красногвардейского района

Санкт –Петербурга

«Роль игры в формировании ответственности у детей старшего дошкольного возраста»

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается

Публикация «Роль игры в формировании ответственности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

живительный поток представлений, понятий. В. А. Сухомлинский Люди всегда стремились и стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого и особенно дошкольников. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований. Надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их необходимости уж с самого детства.

Мир детства — это удивительный неиссякаемый источник блестящих идей и оригинальных решений, мир нестандартного мышления, мир воображения, творчества. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст — период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина. [1, с. 10] Осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоение соответствующих различным ситуациям моделей поведения происходит через игру. ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего». В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения. Достаточно серьезную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в социуме, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила поведения лучше всего в игровой деятельности. Ребенок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм, правил поведения, гендерно-ролевая социализация.

. Девочки и мальчики играют в разные игры, в соответствии с разным природным предназначением женщины и мужчины. Женщина — хранительница очага, женская половина детского общества готовится реализовать свое материнское начало. Во все времена излюбленной игрой девочек была игра «Дочки-матери». Ведь именно эта тема им наиболее близка и понятна. Семья — это то, что наблюдают девочки с раннего детства, с того самого момента, когда начинают себя осознавать. Именно по этой теме у них накоплен богатый личный опыт. Часто девочки пытаются вовлечь в свою сугубо «женскую» игру мальчиков, подсознательно понимая необходимость наличия в «доме» мужского плеча и мужской руки. Иногда им это удается. Дети старшей группы на прогулке играют в «семью». Катя, «жена», посылает «мужа» Диму в магазин и просит купить хлеба и мяса. На что «глава семьи» отвечает : «Лучше я куплю пива». Что же «игра детей — зеркало общества», как справедливо заметил Юлиус Фучик. [6,с. 16] К старшему возрасту дети объединяют тему «Семья» с другими: «Магазин», «Школа», «Поликлиника», «Кафе». Интересно, что дети даже старшего дошкольного возраста слабо осваивают игру на уровне воображения и, как показывают наблюдения, выбирая игру, идут от атрибутов. Девочки с удовольствием играют с куклами Барби, Винкс, игнорируя отечественных Алин, Катюш, Инн. Это происходит, скорее всего, потому, что к Барби прилагается целый арсенал атрибутов — от мебели до косметики, что позволяет развернуть игру, максимально приблизив ее к жизни. Совсем мало мальчики играют в романтические игры, игры-путешествия, игры-профессии («Моряки», «Летчики» и др.). Если в группах есть атрибуты к таким играм (гюйсы, бескозырки, фуражки, то дети играют. Но сюжеты этих игр крайне бедны и малосодержательны. Сегодня романтические профессии не престижны, отошли на второй план полярники, покорители космоса, разведчики и летчики. Не секрет, что опыт и знания для своих игр дети черпают из телевизора. По тем ролям, которые они на себя принимают, понятно, какие передачи они смотрят. Девочкам по нраву зарубежные мультсериалы, которые они потом с упоением разыгрывают. А классическая мальчишечья игра в «войну» трансформируется : на тропу войны выходят черепашки-ниндзя, человек-паук и прочие, прочие. Все больше в жизнь ребенка входят компьютерные игры, тематика и содержание которых слишком агрессивны и жестоки. [1, с. 12] Работая с детьми, мы стараемся заинтересовать их новой темой игры, тем самым повлиять на развитие детского воображения, помочь расширить рамки детской игры, овладеть игровыми умениями. Для обогащения игрового опыта детей мы знакомим их с интересными литературными произведениями, организуем просмотр мультфильмов. Вносим новые атрибуты, которые являются мощным стимулом для развертывания игры, или проводим беседы «Где ты отдыхал летом?», «Где ты был в выходной день?» с подробным разбором, кто там работает, в чем заключается их работа и т. п. Интересно проведенная образовательная деятельность также дает толчок новой игре. Также, приглашаем работников ГИБДД для бесед. Один только вид госавтоинспектора впечатляет шестилеток. А если он еще толково, со знанием дела, эмоционально, с иллюстрациями и зарисовками на доске может рассказать о своей профессии, то становится понятным, почему после таких встреч наблюдается всплеск сюжетно-ролевых игр на тему «Уличное движение». Сегодня воспитатель должен еще заменить детям старших товарищей, которые в идеальных условиях разновозрастной группы передают младшим игровой опыт. Он должен научить распределять роли в предстоящей игре, принимать на себя роль, действовать внутри роли, знать, наконец, произведения детской субкультуры, подходящие к каждому конкретному случаю. И делать все это воспитатель должен на полном серьезе, не понарошку. Это требует от него определенных навыков, актерского мастерства, если хотите. К сожалению, многие родители, при всей своей «продвинутости», недооценивают роль игры. Часто, устраивая в детский сад ребенка даже двух-трех лет, они интересуются не только программами, но и дополнительными образовательными услугами. Вот и приходится воспитателю объяснять таким родителям, как важна игра в дошкольном возрасте, что именно игра готовит дошколят к учебе в школе, насколько необходимо играть с детьми дома, создавать условия для игр дома. С этой целью мы создали в группе «Семейную академию». Наша «академия» пропагандирует педагогические знания об игре, а именно: – Информируем родителей о важности и значении игры для ребенка в дошкольном возрасте. – Предлагаем родителям посетить со своими детьми музеи, театры, совершить экскурсии для обогащения детских впечатлений. – Показываем родителям (одному, двум одновременно) приемы формирования игровых умений у детей в ходе самой игры. Интерес родителей к занятиям в «академии» возрастает. Этому во многом способствует проведение семинара — практикума «Давайте поиграем!», Ток-шоу «Игры нашего детства», круглый стол «Калейдоскоп игр». При этом мы учитываем, что в современном дошкольном образовании повышен интерес к развивающим играм. Правильно подобранные развивающие игры, например, экологические, способны формировать и развивать у детей этические качества личности, как доброта, чуткость, восприятие прекрасного, забота о слабом и многое другое. [6, с. 17] Примеряя в игре на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувствами, сопереживает им, что способствует у ребенка развитию экологической этики. Такие игры, как «Где живая и неживая природа?», «Соседи по планете» (живая природа, «Кто с кем дружит», «Кто кого боится», «Кому, где нравится», «Кто, где живет», «Почему мы такие разные», «Как можно и как нельзя» (правила поведения в природе, «Мы все нужны друг другу» развивают в детях сочувствие, сопереживание, отзывчивость к природе, к другим детям, к взрослым. Учитывая, что игры-драматизации, являются не только важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, но и способствуют социально-нравственному и эмоциональному развитию дошкольника, развитию его познавательной активности, творческих способностей и воображения, мы используем их в своей работе. В тесной связи с развитием творческих способностей у детей развиваются и остальные психические процессы: восприятие, мышление, внимание, память и др. Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции — сложный педагогический процесс. Воспитать — значит внедрить в человека известные душевные качества, правильное, гармоническое развитие чувств. Нравственное воспитание опирается, прежде всего, на общечеловеческие ценности, которые сложились у людей за многие сотни лет существования человеческого общества и являлись едиными и общими для всех людей. При этом игра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно — ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста. Важным аспектом нашей деятельности является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры-драматизации. С. И Ожегов трактует драматизацию как умение переделать какое-либо произведение, придавая ему форму драмы рода литературных произведений, написанных в диалогической формы и предназначенной для исполнения актерами на сцене [5, с. 234]. А. М. Леонтьев определяет игру-драматизацию как «предэстетическую деятельность», одну из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей. Игра — драматизация — художественная деятельность дошкольника, отвечающая их потребностям в чем-то необычном, желании перевоплотиться и почувствовать себя кем-то другим [4, с. 162]. Е. Смирнова обращает внимание на то, что замысел в играх-драматизациях приобретает особый характер, которые отличаются от обычной творческой игры тем, что создаются по готовому сюжету, взятому из книги. План игры и последовательность действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание событиям из жизни: требуется хорошо понять и прочувствовать образы героев, их поведение, помнить текст — произведения. Игры-драматизации помогают дошкольникам глубже почувствовать ее художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений [7, с. 71]. К театральным играм важно подводить детей постепенно. Последовательность работы, по мнению Н. С. Карпинской [2, с. 18] может быть следующей: 1) знакомство с текстом; 2) игра-беседа с персонажами; 3) повторное чтение-разыгрывание текста; 4) беседа по картине или серии картин и драматизация фрагментов текста; 5) самостоятельное чтение текста; 6) подготовка к театральной игре по усвоенному сюжету; 7) игра-спектакль по сказке. Во избежание эмоционального перенасыщения, подбираются разнообразные игры-драматизации. В одни из них играет с ребенком учитель-логопед, в другие воспитатели, в третьи — родители. Для игр-драматизаций мы используем такие сказки как «Репка», «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Заюшкина избушка». В этих сказках очень ярко раскрыты образы героев. С помощью настольного театра, масок или с использованием кукол дети разыгрывают какие-либо сценки из сказки тем самым учатся положительному взаимоотношению. Помогают нам так же этические игры, направленные на достижение позитивного эмоционального состояния детей, на поиск и решение нравственной проблемы в жизни ребенка. Эти игры способны помочь ему в преодолении трудностей, создания благоприятных условий для развития нравственной культуры взаимодействия детей, формирования нравственных основ поведения. Педагогическое значение игры заключается в том, что она предполагает целенаправленное влияние педагога на определенные потребности воспитанников; рассчитана на возникновение ответной реакции, переходящей в действие. Мы учим детей делать правильный нравственный выбор. В достижении этих целей нам помогают и другие различные игры, игровые ситуации и задания, такие как: «Никогда не унывай». Цель: Научить детей по выражению лица определять настроение человека, формировать умение выражать сочувствие тому, кто в нем нуждается, а также улучшать настроение. – «Помоги улучшить настроение». Правила игры : Придумывать разные способы улучшения настроения. – «Как поступить» Цель: Учить детей быть внимательными, заботливыми по отношению друг к другу, по-разному выражать добрые чувства. – «Доброе слово в доме». Указания: Дети садятся полукругом, и каждый по очереди говорит, какими ласковыми его называют родители. Цель: Выяснить отношения в семье. – «Скажи доброе слово» или «Волшебный стул» Указания: Дети садятся полукругом и каждый по очереди говорит ребенку, сидящему напротив, любое доброе слово или комплимент. Цель: Выявить отношение детей в группе, их нравственную сформированность и искренность. Такие игры предоставляют ребенку возможность совершать реальные или воображаемые нравственно-ценные действия и поступки. Таким образом, трудно переоценить значение игры в развитии ребенка, в том числе в формировании его сознания и культуры. Играя, малыш познает многоликий мир, учится общаться, взаимодействовать с предметами, усваивает сложную систему отношений с окружающим миром. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие

Публикации по теме:

К вопросу о формировании представлений об этикете у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности Формирование культуры поведения – одна из сложных и не менее важных проблем, которая рассматривается современным обществом. Узнать, насколько.

«Роль дидактических игр в формировании математических представлений у детей среднего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного.

Консультация «Роль воспитателя в организации игры детей старшего дошкольного возраста» «Роль воспитателя в организации игры детей старшего дошкольного возраста» Современный ребёнок – маленький гражданин, осознающий себя в современном.

Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста» Учёными давно доказано, что всё духовное богатство народа отраженно в фольклоре. В мифах, легендах, сказках, песнях, загадках, пословицах,.

Роль развивающих игр в формировании сенсорных эталонов у детей раннего возраста Кроме системы права того, в рамках права организации предметной семьи среды права нами были подобраны права самые системы права разнообразные.

Родительское собрание «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста Задачи: 1. Формировать.

Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста Давно доказано учеными, что духовное богатство народа отраженно в фольклоре. В мифах, легендах, сказках, песнях, загадках, пословицах, преданиях,.

Роль игры в формировании культуры общения В наше время огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством.

Роль игры в жизни детей дошкольного возраста. Классификация игр Роль игры в жизни детей дошкольного возраста. Чтобы быть хорошо развитым ребенку нужно быть подвижным, много играть и заниматься. Значение.

Роль подвижной игры в развитии детей дошкольного возраста Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Роль игры в формировании ответственности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 августа 2019 в 16:12
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль игры в формировании ответственности у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Поплавская (УИ 1186710) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД