Ольга Комолова
Совместная образовательная деятельность «Откуда берется питьевая вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная образовательная деятельность
«Откуда берется питьевая вода»
Цель: формировать предпосылки эколого-экономического сознания детей: понимать необходимость экономного расходования чистой воды.
Программные задачи: уточнить представления детей о важности воды в жизни всего живого; познакомить детей с добычей и очисткой пресной воды; развивать познавательную активность, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности экологической направленности;
воспитывать потребность осознанного экономного использования воды в быту.
Публикация «Совместная образовательная деятельность „Откуда берется питьевая вода“» размещена в разделах
- Вода в нашем доме, кране. Водопровод
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Оборудование и материалы: таблица на каждого ребенка «Как человек использует воду», игрушка Лунтик, глобус, мультимедийное оборудование (проектор, экран, слайды «Антарктида», лист ватмана, маркер, кувшин с фильтром для очистки воды, одноразовые стаканчики по 3 шт. на каждого ребенка, небольшие подносы для каждого ребенка, воронки, ватные диски, марлевые салфетки, кусочки ваты, бумажные салфетки, магнитофон.
Содержание Дети, послушайте мою загадку и попробуйте отгадать:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
Я летаю и бегу,
Ледяной я быть могу!
Верно, это вода. Сегодня,
22 марта, во всем мире отмечают праздник, посвященный воде. Кто знает, как он называется? (День воды).
(Слышится стук в дверь – появляется Лунтик).
Лунтик: - Здравствуйте, ребята! Я так спешил к вам в гости, поскользнулся и упал в лужу. Теперь я весь мокрый и во всем виновата вода!
- Не торопись, Лунтик, обвинять воду, проходи к нам в гости, мы тебе поможем – высушим полотенцем и расскажем тебе много интересного о воде.
- Дети, зачем человеку и всему живому на Земле нужна вода? (ответы детей).
- А, чтобы проверить, обо всем ли вы мне сказали, посмотрите на таблицу
(показываю таблицу на листе ватмана или слайд с таблицей, по которой дети проверяют свои ответы: вода нужна человеку для питья и приготовления пищи;
животным - для питья;
для полива растений; нужна человеку для поддержания своего тела, одежды, жилища в чистоте; некоторые животные и растения живут в воде).
- Как вы думаете, о какой воде говорится в пословице: «Кругом вода, а пить нечего?»
(о морской, соленой).
- В каких водоемах есть соленая вода? (В морях и океанах).
- А какая вода нужна человеку для жизни?
( В случае затруднения уточняю: для питья, приготовления пищи нужна вода соленая или пресная)
- В каких водоемах есть пресная вода?
(В реках, озерах, прудах, родниках).
- Кто из вас был на реке, у пруда или озера?
- Какая в них вода? ( Закрепляю в речи детей: пресная вода).
- Кроме этого, пресная вода есть глубоко под землей. Как же достать пресную воду из-под земли? (Чтобы достать пресную питьевую воду, люди бурят скважины, роют глубокие колодцы).
- Как вы думаете, на каком материке самый большой запас пресной воды?
- Самый большой запас пресной воды находится в Антарктиде. Вы знаете, где находится Антарктида? Можете показать ее на глобусе?
(Показ Антарктиды на глобусе)
. - Сколько же воды находится в Антарктиде? Посмотрите, вода Антарктиды на модели обозначена белым цветом
(демонстрация модели). Девять частей из десяти всего мирового запаса пресной воды находится в Антарктиде. И только одна часть пресной воды, обозначенная синим цветом, находится во всех реках, озерах и родниках.
- Хотите посмотреть фотографии Антарктиды? (показ слайдов). Здесь работают наши ученые-полярники.
- Как вы думаете, легко ли работать там, где вечная мерзлота, крепкий мороз и все покрыто снегом? (Ответы детей).
- Недавно наши ученые – полярники пробурили на Антарктиде очень глубокую ледяную скважину и впервые проникли сквозь толщу льда в подледниковое озеро Восток. Оттуда они впервые достали чистую питьевую воду. Как вы думаете, почему для ученых это стало важным событием? (Рассуждения детей).
- По-важности, это событие сравнивают с полетом человека на Луну.
- Дети, Лунтик нас внимательно слушал и хотел бы с нами поиграть. Он принес с собой звуки воды, но не знает, какая вода издает какие звуки. У него на Луне таких звуков нет. Давайте ему поможем. Вставайте, выходите на ковер.
Физкультминутка
. - Дети, как же в наших домах появляется вода?
(Рассуждения детей)
- В наших городах и селах делают водопроводы.
- У вас дома есть водопровод?
- Произнесите это слово: из каких двух слов оно состоит?
(«Вода» и «провод»).
-Верно, проводит воду по трубам, вот что оно значит.
- Водопроводы очень сложные сооружения. Воду в них берут глубоко под землей, очищают ее от грязи и бактерий, а потом мощными насосами качают ее, и она поднимается по трубам в дома и квартиры.
- Дети, мы с вами каждый день пьем воду. Перед вами в стеклянном кувшине вода. Давайте расскажем Лунтику все, что знаем о питьевой воде. По цвету вода какая?
(прозрачная, бесцветная).
- По вкусу? (Без вкуса).
- Имеет ли запах? (Без запаха). Опыт с водой - Какая вода в ваших стаканчиках?
(Вода, загрязненная).
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы вода стала чистой? (очистить).
- С помощью чего? (ответы).
- Воду очистим с помощью фильтра. У многих из вас дома есть бытовой фильтр (демонстрация). Фильтр – это барьер для грязи. Но сегодня мы попробуем очистить воду другими способами: пропуская ее через ватный диск, вату, марлевую салфетку, сложенную в несколько раз, или через бумажную салфетку.
- Хотите сами сделать фильтр?
- Выберите, из какого материала будет ваш фильтр.
Затем воронку опустите в пустой стакан, в воронку вставьте выбранный фильтр, аккуратно переливайте воду (фильтруем).
- Какая стала вода? (Вода стала чище).
- Что видим на фильтре? (на фильтре остался мусор).
- Давайте еще раз профильтруем воду. Переставьте воронку в чистый стакан и поменяйте в воронке фильтр. Смогли мы очистить воду от грязи?
- Но пить ее пока нельзя. Как думаете, почему?
(В ней могут быть вредные бактерии и пить такую воду можно только после кипячения).
- Добывать, очищать и качать воду по трубам в дома - это большая и трудная работа. А ведь каждой семье нужно много воды. В некоторых странах питьевой воды жителям уже не хватает. Что же нужно делать, чтобы пресной воды хватало всем?
( Подвожу к выводу: бережно относиться, беречь, зря не расходовать).
- Как вы думаете, как мы с вами можем сберечь воду?
(Закрывать кран; обратить внимание взрослых, если вода постоянно капает из крана; экономно расходовать, когда моем руки и купаемся; экономно расходовать во время мытья посуды и т. д.). - Послушайте стихотворение о воде:
Воду попусту не лей,
Дорожить водой умей,
Закрывай покрепче кран,
Чтоб не вытек океан!
- А сейчас давайте покажем Лунтику изготовленные вами дома с родителями плакаты на тему: «Берегите воду». И расскажем о них. (Рассматривание плакатов).
Лунтик: - Спасибо, дети, я так много узнал о воде. Не зря в честь воды во всем мире сегодня отмечают праздник! Я теперь тоже буду беречь воду.
- Дети, что было самым интересным на занятии?
- Дети, что было самым важным для вас?
- Почему это самое важное?