Юлия Мельникова
Совместная деятельность взрослых и детей в природе, ее значение в процессе экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная деятельность взрослых и детей в природе, ее значение в процессе экологического воспитания.
Разнообразный труд в природе доставляет много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитывается любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Труд в природе взрослого и ребенка имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для сенсорного воспитания. Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Воспитатель организует трудовую деятельность детей в природе так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. Идея эта не нова, она просматривается в педагогических воззрениях К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, Л. Н. Толстого, советских педагогов, В. А. Сухомлинского,
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, защита природы. Конспекты
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
А. С. Макаренко, Ш. А. Амонашвили и др. Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие, согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.
Особенности совместной деятельности :
1. Контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией.
2. Понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата.
3. Наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников.
4. Возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата.
Основное место в системе экологического воспитания следует отвести совместной деятельности, с помощью которой все живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (растет, дает потомство, цветет и т. д., т. е. труду в природе непрерывный педагогический процесс, который включает в себя совместную работу взрослого и ребенка в групповых уголках природы, комнатах или кабинетах природы, теплицах, клумбах, площадок природы и прочих. Это естественное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ. Такая постоянная совместная деятельность детей в природе приучает думать и систематически и реально заботиться о «братьях меньших», находящихся в одном жизненном пространстве с детьми.
Методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она включена в педагогический процесс и выполняется совместно-взрослыми и детьми. Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности детям наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для обитателей живых уголков, комнаты природы, участка, развивают в детях равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни, как уникальной ценности. Совместная трудовая деятельность в зеленой зоне детского сада
(выращивание растений, забота о взрослых животных и их потомстве) могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включенности и участия, как взрослых, так и детей.
Три способа совместной деятельности.
1. Слушая рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ.
2. Наблюдая за деятельностью взрослых
3. Практически участвуя в ней.
Например: в дошкольном учреждении строится теплица. Крупномасштабные строительные работы по его благоустройству, заполнение объектами природы производятся одними взрослыми. Но старшие дошкольники могут быть участниками этого процесса, если воспитатель расскажет о том, что строится в детском саду, какой будет теплица, что в ней будет расти, зачем сделаны большие окна, почему ламп много и т. д. Дети еще практически в деятельности не участвуют, но уже включены в процесс - они в курсе событий, эмоционально реагируют на них. А на последнем этапе оборудования теплицы взрослые могут найти доступные для 5-7 летних детей дела и тогда они станут действительными участниками этого процесса. Какие бы формы ни принимала совместная деятельность взрослых и детей в природе, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, объяснениях и правильных, с экологической точки зрения - действиях. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.
Основные цели совместной деятельности взрослого и детей
в уголке природы и других «экологических пространствах.
1. Развитие наблюдательности, формирование понимания
причинно-следственых связей в природе.
2. Демонстрация воспитателем образца-(эталона) взаимодействия человека с природой, в котором реализуется экологический подход ко всему живому, гуманное отношение.
3. Демонстрация способов общения с объектами природы, обеспечивающих заинтересованное, эмоционально окрашенное, практическое взаимодействие с ними.
4. Ненавязчивое обучение детей приемам и операциям по уходу за растениями и животными, построенное на основе понимания потребностей живого организма.
5. Косвенное обучение диалогу, вопросно-ответной речи, умению слушать и слышать другого человека, реагировать на его слова.
6. Методика проведения совместной деятельности в природе.
Младший дошкольный возраст.
Дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем исполнителями, и, тем не менее, именно, в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение : дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животным и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них посильное участие.
Средняя группа.
Воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: «я делаю, вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах».
Старший дошкольный возраст.
Самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы. Взрослые и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно что помощь на первых порах может быть очень большой). Формула этого возраста: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что пока у вас не получается: напомню, подскажу, помогу».
«Дежурства в уголке природы»
(старшая группа).
1этап. Осмотр обитателей уголка природы и выявление :
а) их самочувствие и состояние
б) недостающих компонентов жизненно важных условий (корм, вода, и др.).
IIэтап. Практическое выполнение всех операций по созданию нужных условий.
III этап. Заключительное кратковременное наблюдение за животными и цветами, их поведением в улучшенных детьми условиях жизни.
Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве с детьми являются главным методом экологического воспитания, формирования первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.