Ерохина Ольга
Мастер-класс «Оберег — Крупеничек» совместная деятельность в процессе ознакомления с культурными традициями
▼ Скачать + Заказать документы
Ерохина Ольга Викторовна, воспитатель,
Детский сад №182 «Золотой ключик»
АНО ДО «Планета детства «Лада»
Мастер-класс «Оберег - КРУПЕНИЧЕК»
/совместная деятельность детей и родителей в процессе ознакомления с культурными традициями народов Среднего Поволжья/
Публикация «Мастер-класс „Оберег — Крупеничек“ совместная деятельность в процессе ознакомления с культурными традициями» размещена в разделах
- Крупы. Поделки из круп
- Кукла Крупеничка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: совершенствовать педагогическую компетентность родителей посредством вовлечения их в совместную деятельность в рамках воспитательно-образовательной деятельности детского сада.
Задачи:
1. Способствовать умению совместного изготовлению народного оберега «Крупеничек».
2. Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по изготовлению оберега, формировать потребность в приобретение новых знаний.
3. Развивать эстетический вкус, сенсорный опыт, творческие способности;
4. Создание благоприятной атмосферы сотрудничества в ходе непосредственного общения родителей и детей увлеченных общим делом.
Материал: памятки «Наши руки не знают скуки», сшитые мешочки, крупа, бечёвка, украшения для мешочка.
Подготовка:
• Беседы о значении оберега для народов разных национальностей /татары, мордва, русские, чуваши/
• Создание газеты в группе «Оберег на счастье»
• Рассматривание оберегов, талисманов разных национальностей /татары, мордва, русские, чуваши/
• Создание памятки «Наши руки не знают скуки».
Ход проведения:
Теоретическая часть мастер-класса
І Вступление
Проблема приобщения ребёнка к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования его личности. Включение его в культуру собственного народа, понимание красоты мира, природы, человека, его многогранный материально-духовной деятельности возможно через познание национального характера, непреходящих ценностей и традиций.
Важным моментом социализации ребёнка признаётся, по общему мнению, положительное отношение к окружающим людям, уважение и терпимость независимо от национальной принадлежности, языка, уважение к чувству собственного достоинства других людей, особенностям разных культур.
В этом аспекте важным становится проблема овладения детьми не только культурных норм и ценностей человеческого общества, но и их этнокультурное воспитание, что при специальных условиях определит этносоциализицию детей дошкольного возраста.
Наш детский сад №182 «Золотой ключик» в рамках работы «Социализация детей дошкольного возраста» занимается изучением эффективных условий этносоциализации детей средствами культуры народов Среднего Поволжья. Особое внимание нами обращено на культурное взаимодействие соседствующих народностей Среднего Поволжья: татар, мордвы, чувашей и русских, которые выбраны как наиболее представленные в регионе.
Содержательно работа детского сада выражается в проведении тематических праздников, исконно присущих народам Среднего Поволжья. Основными формами работы являются игровая, досуговая деятельность, приобщение к фольклору, особенностям народных гуляний и праздников, народно декоративно – прикладное искусство.
В рамках проведения тематической недели «Праздник урожая» мы проводим совместный детско – родительский мастер – класс «Осенние обереги», мастерскую «Умелые руки», изготовление кукол – чучелок из ткани и зерна.
ІІ Основная часть
Практическая часть мастер-класса
Предлагаю Вам поиграть, запомнить и принести эти игры в свой дом.
Знакомство с оберегом /легенды, былины/
Предлагаемый мастер – класс по изготовлению оберега «КРУПЕНИЧЕК» своими руками является простым, не затратным и очень интересным занятием родителей совместно с детьми. Это оберег на сытость и достаток в семье.
Раньше в деревнях в конце лета, когда на полях собирали урожай, лучшую, отборную часть зерна прятали в специальный мешочек, наряжали его и бережно хранили до посева следующего года. Особенно ценной была капризная гречиха, поэтому КРУПЕНИЧЕК был оберегом, залогом будущего плодородия и ставился в Красном углу избы. Зерно в Крупеничке символизировало сбережённые силы Кормилицы Земли. Каждую весну зёрна изымали из мешочка и сеяли в поле с пожеланиями богатого урожая. После сбора урожая мешочки снова засыпали зерном и ставили на видное место.
Возможно наполнение и другими крупами. Значение круп в КРУПЕНИЧКЕ : гречиха – сытость и богатство, рис – праздничное дорогое зерно, перловка – на сытость, овёс – на силу.
Подготовка
Для изготовления КРУПЕНИЧКА понадобятся следующие материалы: сшитый мешочек 10x6 см., крупа на выбор для заполнения и нить для завязания мешочка, различная тесьма и семена для украшения, быстросохнущий клей.
Предлагает материал для изготовления оберега приглашает для участия в изготовлении/
Советы родителям
Хотелось бы порекомендовать способы и приёмы развития ручной умелости в ходе подготовки к мастер-классу в домашних условиях.
Игра “Мастерская золушки”. Пока Вы заняты пришиванием пуговиц, ребёнок может выкладывать из пуговиц, ярких ниточек красивые узоры. Попробуйте вместе с ребёнком сделать панно из пуговиц. Пуговицы можно пришивать (с Вашей помощью, а можно укрепить их на тонком слое пластилина (без Вашей помощи).
Игра “Помогаю маме”. Большую часть времени Вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым, вы подготовите материл для вашего мешочка, и малыш окажет Вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.
Алгоритм проведения
• Крупа наша готова
• Для того, чтобы размять наши пальчики и у взрослых и детей проведем пальчиковую гимнастику. «Руки сжаты в кулачок»
Руки сжаты в кулачок
Наши алые цветочки
Раскрывают лепесточки (дети разжимают кулачки)
Ветерок чуть дышит –
Лепестки колышит (шевелят пальчиками)
Наши алые цветочки
Закрывают лепесточки (сжимают пальчики в кулачок)
Тихо засыпают,
Головой качают («кивают» кулачками во все стороны)
Приступаем к изготовлению. А сейчас я хочу предложить вам сделать с детьми подарок-оберег, который не только красочный, яркий, но еще и очень полезный.
• Сшитый заранее мешочек из мешковины заполняем выбранной по желанию крупой
• и стягиваем его бечёвкой (грубой нитью)
Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Принимайте непосредственное участие в этом увлекательном процессе.
ІІІ Заключительная часть
• А сейчас есть возможность сказать свое слово о значении знакомства детей с культурными традициями народов, всем желающим в слове-эстафете, которое начинается с фразы: «Чтобы мой ребенок знал традиции других нардов, я должен (должна…»
• Вручаю каждому участнику памятку «Наши руки не знают скуки».
Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться. Очень хочется, что бы все то, что вы сегодня узнали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным.
Всего вам доброго!
Литература:
1. Народная культура Поволжья. Методической пособие. / Под ред. С. Н. Митина. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.
2. Николаева Э. Ф., Смолякова Е. В., Кривошеева О. В. «Дети земли Поволжской». Культура народов Среднего Поволжья в этносоциализации детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. Тольятти – 2012.
3. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. «Изобразительное искусство», 1983.