Лучший педагог года

Совместная деятельность взрослых и детей в театрализованной деятельности

Айжан Алиева
Совместная деятельность взрослых и детей в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образование «Детский сад №17»

«Совместная деятельность взрослых и детей в театрализованной деятельности»

Подготовила:

воспитатель I категории

Алиева Айжан Галимжановна

Организация совместной театрализованной деятельности взрослых и детей помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия; развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности; проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развиваются умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Публикация «Совместная деятельность взрослых и детей в театрализованной деятельности» размещена в разделах

Актуальность данной темы определяется необходимостью воспитания творчески мыслящей личности, способной находить нестандартные решения жизненно важных задач.

Педагогам дошкольного учреждения необходимо уделять большое внимание организации и содержанию предметно-развивающей среды. Уголок по театрализованной деятельности должен содержать театрально-игровые атрибуты для игр-драматизаций, инсценировок; разные виды кукольного театра (пальчиковый, перчаточный, теневой, настольный, театр петрушек, театр картинок и др.); костюмы, элементы костюмов; маски, а также театрально-игровое оборудование (ширмы, простейшие декорации, изготовленные детьми). Для проведения театрально-игровой деятельности необходимо использовать различные аудиозаписи музыкальных произведений, литературных произведений, записи звукошумовых эффектов и многое другое.

В свободное время воспитатели групп совместно с детьми могут заниматься изготовлением игрушек для различных видов театра : кукол «Живая рука», театр игрушек «Яичные скорлупки», конусных игрушек, игрушек из подручного материала, игрушек из коробок, игрушек-дергунчиков, картинок на фланелеграфе, игрушек из деревянных ложек, вязаных кукол и т. д.

Основные задачи организации театрализованной деятельности :

1. Последовательное знакомство детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, театр музыкальной комедии, народный балаганный театр).

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества (по возрастным группам).

3. Совершенствование артистических навыков детей (переживание и воплощение образа, моделирование образцов социального поведения в заданных условиях.

Первое знакомство детей с театральной куклой происходит в двухлетнем возрасте. Малыши смотрят кукольные спектакли в исполнении старших дошкольников, воспитателей.

Организация театрализованной деятельности детей 3-4 лет начинается с обучения простейшим приемам управления куклами настольного театра. Детям предлагается придумать небольшие истории, происходящие с игрушками, чтобы ребенок мог сам сочинить диалоги. При этом помощь оказывается только наводящими вопросами, чтобы не давать готового образца для подражания. Здесь очень важна роль взрослого, так как речь детей 3-4 лет еще не очень развита. Истории, сочиненные малышами, примитивны, но необходимо радоваться вместе с детьми любому проявлению творчества, стремиться, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого ребенка.

При организации театрализованной деятельности с детьми 3-4 лет необходима атмосфера доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок может творить только тогда, когда чувствует доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых.

Следующий этап – это работа над этюдами, которые помогают детям постигать секреты управления театральными куклами, основы актерского мастерства. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей.

Работа над этюдами развивает ребенка, дает ему необходимые навыки для участия в кукольном спектакле, а затем в драматическом и других видах спектакля. Только разбудив фантазию ребенка, создав обстановку творческого сотрудничества, можно приступить к постановке спектакля. Участие в нем всегда праздник для ребенка. Дети 3-4 совместно с педагогами разыгрывают с настольными куклами хорошо им знакомые русские народные сказки: «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Колобок» и др.

Педагоги обращают внимание на то, какое впечатление оказывает тот или иной спектакль на детей, так как в возрасте трех лет у ребенка появляется первый интерес к роли, являющийся своеобразным зеркалом, в котором отражаются взаимоотношения между людьми. Игровые действия, которыми овладел к этому моменту ребенок, наполняются содержанием той роли, которую он выбирает.

Театрализованная игра становится более продолжительной по времени, потому что дети могут дольше удерживать внимание на объекте, не переключаясь; активнее вовлекаться в игровую ситуацию, в импровизацию. В группе для детей 3-4 лет используются различные виды театрализованной игры : разминки, этюды, игры с движением, импровизации, игры – инсценировки, сказки, спектакли, а так же различные виды театра : настольный, на ширме, на фланелеграфе. Воспитатели большое внимание уделяют вовлечению детей в процесс проигрывания роли, затем ребенок включается в роль в разных ситуациях: показывая представление куклам, непосредственно входя в роль или обыгрывая сюжет.

Организуя театрализованную деятельность, педагоги знакомят детей 3-4 лет с элементарными правилами поведения в театре, с устройством театрального помещения, позволяющими им полно воспринимать театр в целом.

В группе для детей 4-5 лет все виды и формы проявления театрализованной игры усложняются. Главным двигателем творчества в этом возрасте являются возрастающий интерес к художественной деятельности, активное владение детьми игровыми умениями (следить за развитием взаимодействия персонажей спектакля, разыгрывать роли, при этом красиво двигаться, управлять интонацией, выражать эмоцию в мимике).

В 4-5 лет у детей появляется интерес к разнообразию ролевых воплощений, поэтому педагоги прослеживают количество проигрываемых каждым ребенком ролей. Качество исполнения роли пока не сильно беспокоит ребенка – он только учится играть и чувствовать роль. Воспитатель, действуя, как мудрый партнер и режиссер, анализирует возможности ребенка и выстраивает перспективу его артистизма.

Педагог дает ребенку как можно больше образцов-эталонов (ролей, действий, сюжетов, чтобы научить его драматизации. Показывая отдельные игры-драматизации, сценки или драматические представления, воспитатели тем самым удовлетворяют потребность детей в художественном зрелище. Сюжеты, оказывающие сильное впечатление на ребенка, вызывают в нем большое желание подражать, то есть играть роли.

С детьми 4-5 лет проводятся различные виды театрализованных игр : разминки, этюды, игры с движением, импровизации, игры-инсценировки, сказки, спектакли.

Театрализованная деятельность детей 4-5 лет значительно усложняется в связи с их возросшими возможностями. Педагоги представляют ребятам сюжеты на выбор: дети могут их показывать в настольном театре, проигрывать в драматическом театре, в этюдах, играх.

Приемы работы над ролью также существенно меняются: активно используются творческие задания («Покажи, как Красная Шапочка смотрится в зеркало», вовлечение в диалог (например, в играх-инсценировках про парикмахерскую, в импровизацию.

Большое значение также уделяется роли педагогического театра как образца творческого поведения взрослых, что является необходимым в развитии творческих способностей детей.

Дети 5-6 лет продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, а педагоги в свою очередь учат их самостоятельно находить способы образной выразительности, развивать чувство партнерства. Новым аспектом совместной деятельности педагога и детей становится приобщение ребят к театральной культуре, т. e. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства (музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада, опера, балет и т. д.).

Происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка – все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок. В режиссерских играх проявляется эмоциональный опыт детей, его отношение к сюжету сказки (если конец сказки печальный, ребенок может его сделать оптимистичным). Ребенок в режиссерских играх проявляет творчество и фантазию, придумывает содержание игры, распределяет роли между игрушками или предметами-заместителями игрушек. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считается особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения.

Большое внимание педагоги уделяют воспитанию артистических качеств у детей 5-6 лет, раскрытию творческого потенциала, вовлечению их в различные театрализованные представления : игры в концерт, цирк, показ сценок из спектакля, участие в спектакле.

Постановка спектакля с детьми начинается с выбора произведения. Прежде всего, педагог выбирает только тот материал, который нравится и детям, и ему самому, а затем разрабатывает оригинальный сценарий, содержащий богатый драматургический материал. При работе с детьми над спектаклем анализируется каждое событие, выясняется, в чем его смысл, в каком месте, и в какое время оно происходит. Педагог вместе с детьми анализирует характер каждого персонажа, а репетиция строится как творческая игра, где у каждого есть своя конкретная роль.

Участие в спектакле дает возможность ребятам проявить себя в различных видах деятельности, продемонстрировать свои умения, почувствовать радость творчества.

Дети 6-7 лет проявляют большой интерес к театральному искусству, что является предпосылкой дальнейшего развития творческих возможностей ребенка. На данном этапе происходит совершенствование умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля; распределять между собой обязанности и роли.

Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях — как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета, исполнительское (речевое, двигательное) и оформительское (декорации, костюмы и т. д., которые могут объединяться.

Дети 6-7 лет способны разворачивать режиссерские игры на более высоком уровне. Они стремятся к костюмированию, читают слова в соответствии с текстом произведений, отражают яркие и существенные черты характера героев, используют различные средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).

Педагоги большое внимание уделяют воспитанию у детей навыков театральной культуры, приобщению к театральному искусству через использование информационно-коммуникативных технологий, через рассказы детям о театре, о театральных профессиях, о видах театра, о культуре поведения в театре и др. Для развития актерского мастерства у детей педагоги используют различные упражнения на развитие внимания и воображения, развитие фантазии, творчества в процессе придумывания диалога к сказке, этюды на выражение отдельных черт характера, различных эмоций, жестов, этюды на воображение, пантомимические игры, разучивание отдельных эпизодов, диалогов к спектаклям и др.

Работа над спектаклем начинается с чтения и обсуждения текста. Детям дается возможность проявить инициативу, для чего строят обсуждение так, чтобы каждый ребенок самостоятельно мог разобраться в характерах персонажей. Спектакль разучивается небольшими фрагментами, причем ребенку дается возможность самостоятельно выбирать для своего персонажа выразительные средства. Важно предоставить детям больше свободы для творчества и самостоятельного решения проблем, возникающих в процессе работы над спектаклем.

Наиболее любимым жанром спектакля в нашем дошкольном учреждении, является мюзикл, где основа действия строится не только на тексте, но и на музыкальном материале – песенном и пластическом. Само представление для детей не должно быть слишком продолжительным (не более 40-50 минут). Чтобы спектакль соответствовал этому необходимому требованию, учитываются два момента: разработка сценария (объем материала, а также темпоритм самого спектакля, который во многом определяется подбором и исполнением музыкального и поэтического материала. Работа над спектаклем объединяет детский коллектив, дает возможность ребятам приобщиться к творчеству и театральному искусству.

Занятия театральной деятельностью делают жизнь воспитанников интересной, богатой, содержательной, наполненной радостью и массой впечатлений. Каждый ребенок талантлив от рождения и задача педагога заключается в том, чтобы выявить и развить в ребенке то, что в нем заложено.

Публикации по теме:

Возрождение традиций домашнего семейного чтения через совместную проектную деятельность взрослых и детей За свою продолжительную историю для формирования сознания, духовного мира общество не смогло придумать механизм более совершенный, чем чтение.

Календарно тематическое планирование «Совместная деятельность воспитателя и детей» Совместная деятельность воспитателя и детей. Образовательная деятельность при проведении режимных моментов. Блок: Встречаем весну. (12.03.

Консультация «Организация совместной деятельности детей и взрослых» Организация совместной деятельности детей и взрослых Организация совместной познавательной деятельности воспитателя и детей. Познавательное.

Организация совместной деятельности взрослых и детей в ДОУ Современная практика и основные тенденции развития дошкольного образования, определенные новым (проектом) ФГОС ДО, ставят перед педагогом.

Совместная деятельность педагога и детей по конструированию «Гости из космоса»Совместная деятельность педагога и детей по конструированию «Гости из космоса» Совместная деятельность педагога и детей (основная деятельность-конструирование) Конспект совместной деятельности педагога и детей «ГОСТИ.

Совместная деятельность родителей и детей «Мастерская Деда Мороза» С наступлением Нового года все люди ждут свершения невероятных чудес. Ждут исполнения желаний, прекрасного настроения и конечно же приятных.

Презентация «Совместная деятельность родителей и детей «Пасхальные игрушки» Цель: Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника.

Совместная деятельность родителей и детей «Рисование жидким тестом»Совместная деятельность родителей и детей «Рисование жидким тестом» Совместная деятельность детей и родителей. Познакомить детей и родителей с новым способом нетрадиционной техникой рисования жидким цветным.

Совместная творческая деятельность детей и родителей. Рисование «Пасха»Совместная творческая деятельность детей и родителей. Рисование «Пасха» Одной из форм работы с родителями в нашем детском саду является организация выставок совместного творчества детей и родителей. Мы стараемся.

Совместная творческая деятельность родителей и детейСовместная творческая деятельность родителей и детей Как говорил В. А. Сухомлинский, «. как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместная деятельность взрослых и детей в театрализованной деятельности
Опубликовано: 14 июня 2018 в 20:29
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совместная деятельность взрослых и детей в театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Айжан Алиева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД