МААМ-картинки

Значение и использование принципа проблемности на примере экологического воспитания дошкольников

Ирина Бельцова
Значение и использование принципа проблемности на примере экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

На современном этапе одной из основополагающих задач образования и одним из важнейших направлений развития педагогической науки является организация процесса образования как целостного взаимодействия учителя и учащихся, воспитателя и воспитанника, направленного на развитие и формирование личности обучаемого [1].

Публикация «Значение и использование принципа проблемности на примере экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Под технологией проблемного обучения понимают такую организацию учебного процесса, которая предполагает под руководством учителя или воспитателя создание в сознании детей проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей [4]. Именно эта технология способствует наиболее полному взаимодействию учителя и ученика, воспитателя и ребенка.

В проблемной технологии основополагающим является принцип проблемности. Принцип – это предписание о действиях, необходимых для достижения поставленных целей [2].

Предписания принципа проблемного обучения состоят в :

– создании проблемы – начальный момент мыслительной деятельности;

– создании познавательного затруднения, ведь человек начинает мыслить тогда, когда у него возникает потребность что-либо понять;

– создании возможности ребенку самому решить поставленную проблему.

В практике обучения Селевко и другие установили конкретную зависимость [3] : если ребенка ставить перед необходимостью решать учебные проблемы, то в процессе их решения у ребенка развиваются многие качества, характеризующие сформировавшуюся индивидуальность и творческую личность. Данная зависимость носит закономерный характер — она проявляется всегда, когда в учебном и воспитательном процессах организуется включение детей в решение проблемы, в поиск нового знания. Именно принцип проблемности является необходимым условием для проявления данной закономерности и представляет собой практическую важность.

Итак, использование принципа проблемности в обучении и в воспитании детей при решении проблемы, поставленной воспитателем, способствует [2] :

– формированию у личности таких качеств, как самостоятельность, инициативность, а главное- коммуникабельность;

– обеспечению высокого уровня развития интеллектуальной и творческой сфер при включении учащихся в решение проблемы и поиск нового знания.

Проблемы взаимодействия человека и природы, воздействия человека на природу приняли огромные масштабы и стали угрозой нашему гармоничному существованию. Поэтому так необходимо осознание гармоничного сосуществования человека и природы через знание законов природы, через экологическое воспитание на этапах раннего развития детей (дошкольного, дабы привить любовь к природе и уважительному к ней отношению.

Например, в средних и подготовительных группах, я могу предложить занятие: «природоохранная деятельность человека» в рамках экологического воспитания. Алгоритм проведения занятия состоит в следующем:

1-й блок занятия: Проблемная задача №1. – как сохранить разнообразие растений и животных. Цель – актуализация знаний и умений детей. Ребята ищут пути решения проблемной задачи, используя рассказы воспитателя о значении природы для человека из научных и литературных источников. Воспитатель повторно предлагает проблемную задачу №1, но дидактическая цель этого задания изменяется: важно осознание и осмысление блока новой учебной информации, которые осуществляются в процессе дискуссии.

2-й блок занятия. Провести экскурсию по «экологическим тропам» на территории детского сада и сформулировать проблему №2, а именно: данное растение единственное на территории нашего сада, как нам его сохранить? Алгоритм взаимодействия воспитателя и детей повторяется, но в процессе решения задачи ребята работают с другим источником информации. Этим источником информации является, продуманная воспитателем, система опорных вопросов. Заранее воспитателю необходимо подготовить список наводящих вопросов для совместного поиска решения проблемы (т. е. разработка приемов ухаживания и защиты растения от «браконьеров», подготовить инвентарь, необходимый в решении проблемы (сберечь растение).

В данной модели занятия задействованы все виды деятельности:

- сюжетная игра предполагает: ребята берут на себя роль охранников природы, а территория сада это охраняемая территория;

- развитие мелкой моторики в процессе ухаживания за растением;

- трудовая деятельность: знакомство с инвентарем и овладение способами работы с ним;

- наблюдение за растением;

- конструирование: забор из прутиков и шпагата.

Для младших групп провести аналогию: озеленение города – озеленение группы.

Для старших и подготовительных групп, возможно проведение экспериментов с цветами (или веточками) и цветной водой на тему «как растения пьют». И через решение проблемы подвести к выводу о том, что необходимо сохранить водоемы от загрязнения, т. к. пресные водоемы это источник воды для человека.

Таким образом, возможно, адаптировать принцип проблемности в процессе экологического воспитания дошкольников, что имеет большое значение в развитие всех сфер личности ребенка.

Литература

1) Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник. М., Гардарики, 2007.

2) Гребенюк О. С. Общая педагогика: Курс лекций. Калининград, Калинингр. ун-т, 1996.

3) Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1988.

4) Селевко Г. К. Проблемное обучение. // Школьные технологии. 2006. №6. С. 61-65.

Публикации по теме:

Физическая культура как средство экологического воспитания дошкольников «Физическая культура как средство экологического воспитания дошкольников» МБДОУ «ДС ОВ «Белочка» г. Тарко – Сале Инструктор по физической.

Формирование экологического воспитания дошкольников В настоящее время вопрос об экологическом воспитании людей поднимается очень часто и имеет огромное значение в условиях взаимодействия природы.

Формы и методы экологического воспитания дошкольников Методы и формы экологического воспитания дошкольников 1. Создание экологической среды в дошкольном учреждении — это непрерывный процесс,.

Лэпбук как средство экологического воспитания дошкольников на примере проекта «Экологическая тропа детского сада» «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких.

Дидактические игры, как средство экологического воспитания дошкольников «Дидактические игры, как средство экологического воспитания дошкольников» (из опыта работы) Усс Ирина Геннадьевна, воспитатель Муниципального.

Опыт работы по формированию экологического воспитания старших дошкольников В природе столько красоты – Вглядись, и ты поймешь, Зачем росистые кусты окутывает дрожь. Куда, журча, ручей бежит, прозрачнее стекла,.

Опытно-экспериментальная деятельность в процессе экологического воспитания дошкольников Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире. Наша задача — помочь детям в проведении этих.

Консультация «О важности экологического воспитания дошкольников» О важности экологического воспитания дошкольников. Висарова А. Ю., воспитатель МБДОУ д/с «Сказка» Детство – важнейший период человеческой.

Творческая самопрезентация «Формирование экологического воспитания дошкольников» Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги и гости! Давайте знакомиться. Я – Вурдова Ольга Александровна, воспитатель детского сада пст. Первомайский.

Эколого–развивающая среда, ее значение для экологического образования дошкольников В настоящее время одной из актуальных и глобальных проблем является проблема экологического образования подрастающего поколения. Этот вопрос.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение и использование принципа проблемности на примере экологического воспитания дошкольников
Опубликовано: 25 февраля 2018 в 21:05
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение и использование принципа проблемности на примере экологического воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Бельцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД