Валентина Гавва
Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Куда улетают птицы?»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста Тема : «Куда улетают птицы?».
Цели:
- Расширение и закрепление представлений детей о перелётных птицах, образе жизни.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать обобщённое представление о перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище.
Публикация «Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста „Куда улетают птицы?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
- Углублять представления о причинах отлёта птиц (наступление холодов, исчезновение основного корма, замерзание водоёмов, классификация «перелётные» птицы (ласточка, грач, утка, стриж, скворец).
- Обогащать словарь путё м введения слов: корм, перелё тные: насекомоядные, зерноядные, водоплавающие.
Развивающие:
- Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, творческого воображения.
Воспитательные :
- Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.
Методы и приемы:
Наглядные (показ, демонстрация);
Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
Игровые (дидактическая игра)
Практические (эксперимент).
Педагогические технологии: проблемное изучение.
Материалы: мультимедийные технологии: экран, проектор, компьютер; презентация к занятию, аудиозапись «Голоса птиц».
Ход совместной деятельности воспитателя с детьми
Введение в ситуацию.
Звучит аудиозапись «Голоса птиц».
Воспитатель :
- Ребята, каких птиц вы знаете? (Ответы детей).
- Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке или в лесу? (Ответы детей).
- А каких мы птиц наблюдали на прогулке? (Ответы детей).
- А сейчас случится волшебство, повторяйте за мной:
Раз, два, три (хлопают в ладоши)
На одной ножке повернись (поворачиваются вокруг себя)
И быстро в птичку превратись!
Все ребята превращаются в птичек.
Птички любят беседовать, показывать свои клювики, махать крылышками, показывать свои хвостики. (Дети имитируют действия птиц). Ребята-птички летят в свои гнездышки и устраиваются по-удобнее.
Актуализация имеющихся знаний.
Слайд№ 2: Тетушка Сова пришла в гости к ребятам:
-Здравствуйте ребята! А вы меня узнали? Я так давно хотела побывать у вас в гостях! А скажите ка мне, как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие). Со мной пришли несколько моих друзей, зимующих у нас. Угадайте, кто со мной пришел! (слайд № 2: загадки про воробья, голубя, синицу, сороку, дятла).
Воспитатель : А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? (Ответы детей). Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать себе еду даже в самые холодные зимы.
Слайд 3:
Тетушка-Сова:
- И чем же зимой питаются птицы) (Ответы детей, слайд № 3).
Слайд № 4:
Тетушка Сова:
- Каких птиц не видно в последнее время? (слайд № 4: ласточки, грачи, скворцы, утки, стрижи.)
Воспитатель :
- Ребята, скажите Тетушке Сове, куда исчезают эти птицы? (Улетели в тёплые края.)
- А когда птицы улетают в теплые края? (Осенью).
- Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму? (Перелётные.)
Затруднение в ситуации.
Воспитатель :
- А почему всё-таки многие птицы улетают? Может быть они боятся морозов (Ответы детей). Давайте порассуждаем. Мы уже знаем, что осенью многие насекомые исчезают: или погибают, или прячутся. Значит, если птицы питаются насекомыми … (им зимой нечем прокормиться). И таких птиц называют насекомоядными. Я вам сейчас расскажу, как отличить насекомоядных птиц. Клюв у них прямой, удлинённый, заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых.
Слайд № 5:
Воспитатель :
- Сейчас мы познакомимся с вами с некоторыми насекомоядными птицами : вот скворец, ласточка, кукушка, соловей, стриж. А вот и…
Слайд № 6:
Тетушка Сова:
- … трясогузка.
Тетушка Сова читает отрывок е отрывка из произведения К. Благослонова и В. Строкова «Трясогузка белая» :
… Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Иногда она подпрыгивает к высокому листу и хватает насекомое, или поднимается в воздух и догоняет улетавшую добычу. Трясогузка – очень подвижная птичка. Даже, отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Спокойно она сидит только тогда, когда поёт свою простенькую весёлую песню. Трясогузка – птичка доверчивая. Человека она подпускает нередко на 3-5 шагов. Чаще всего её можно встретить около воды и жилища человека.
Воспитатель :
- А кто-нибудь из вас видел трясогузку? (Да). Почему её называют спутником человека?
(Ответы детей). Трясогузки удобно ловить насекомых? (Да). Можно её назвать перелётной птицей? (Да). А почему? (Ответы детей).
Воспитатель :
- Трясогузка улетает одной из первых, как и все насекомоядные птицы. Потом улетают зерноядные, т. е. те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. (слайд № 7: овсянка, чиж, зяблик).
- А позже всех улетают утки и гуси (слайд № 8, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы.
- А мы с Вами – зимующие птицы и чтобы не замерзнуть – поиграем:
Физкультминутка
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево, вправо.)
И с дорожки – на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Слайд № 9
Воспитатель :
- Перелётных птиц много, но нам редко удаётся увидеть, как, собравшись в стаи, они улетают. Они летят в основном ночью: так безопаснее. Во время перелёта многие птицы придерживаются строгого порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой : журавли летят клином, гуси – шеренгой, крылом к крылу, скворцы порядка не любят: летят, как попало.
Включение способа действия в систему знаний и умений ребенка.
Воспитатель :
И прямо сейчас наши птички-невелички отправятся в теплые края.
Игра «Перелет птиц»
Коврик – это «море», стульчики – «забор». Дети – «птички» перелетают через море (бегают в разных направлениях, имитируя движения птиц). На звук «у – у – у!», который означает, что буря начинается, птицы быстро спасаются от бури (залазят на гимнастическую стену). Когда буря утихает, птицы вылетают (спускаются с лестницы) и снова начинают бегать по ковру. Игра повторяется.
- Вот и отдохнули, птицам пора обустраивать свои гнёзда, ведь совсем скоро, весной, когда они вернуться, у них появятся птенцы.
Игра «У кого кто?»
Воспитатель : Давайте назовём их.
У грача (грачата)
У скворца….(скворчата)
У ласточки ….(ласточата)
У дрозда (дроздята)
У стрижа (стрижата)
У журавля….(журавлята)
У кукушки….(кукушата)
Слайд № 10
Тетушка Сова:
- А пока наши птицы собираются в теплые края, потому что наступают холода.
Старичок лесовичок читает стихотворение Е. Благининой «Улетают, улетели…» :
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще.
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрный
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
- До свидания, ребята! До новых встреч.
ИТОГ:
Воспитатель :
Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.