Ольга Егорова
Совместная деятельность педагога с детьми «Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель деятельности : продолжать формирование умений и навыков культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
вводить в активный словарь детей старшего дошкольного возраста достаточного количества этических стереотипов;
формировать умение выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения;
формировать способности детей эффективно осуществлять деятельность, то есть умение говорить и слушать других.
Публикация «Совместная деятельность педагога с детьми „Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Материалы и оборудование: Набор картинок с изображением эмоций, бубен, книга В. Осеевой: «Волшебное слово», резиновый шарик, 2 вида картинок по счету детей, 6 картинок из серии: «Хорошие манеры», медали-картинки по счету детей.
Содержание деятельности :
Дети заходят в группу под звуки детской музыки.
Воспитатель обращается к детьми : «Ребята, когда вы приходите в детский сад, что вы делаете?»
Дети: Здороваемся.
Воспитатель : Правильно, молодцы. Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Поздоровайся «маской».
Воспитатель раздает детям изображение различных эмоций, А дети здороваются, изобразив на лице вежливость, насмешку, агрессивность, пренебрежение, участие, радость скорбь, лесть и т. п.
Воспитатель : Мы умеем здороваться словами, чем мы еще можем с друг другом поздороваться
Дети: Ручками, плечиками и т. д.
Поиграем в игру «Давайте поздороваемся….»
Дети по сигналу педагога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (вполне возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания).
Здороваться надо определенным образом:
один удар бубна – за руку;
два удара бубна – плечиками;
три удара бубна – спинками.
После игры дети с воспитателем располагаются на ковре
Педагог начинает беседу о значении вежливых слов
Воспитатель : Ребята, мы сейчас здоровались различными способами, а зачем мы здороваемся, что мы хотим сказать этим словом?
Дети: Пожелать здоровья друг другу
Воспитатель : А какие вежливые слова вы еще знаете?
Дети: Пожалуйста, спасибо, извините и т. д.
Воспитатель : Молодцы, а зачем мы их произносим?
Дети: Чтобы быть воспитанными, культурными, чтобы пойти в школу.
Воспитатель : Правильно, чтобы ваши родители гордились вами!
А как еще называют эти слова, как вы думаете?
Дети: Волшебными!
Воспитатель : Правильно. А вот в этой книге Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово» есть рассказ о Павлике
Жил-был мальчик Павлик. Он обижался на всех, потому что никто не выполнял его просьбы. Однажды Павлик сидел в парке на скамейке и с обидой думал о том, что сестра не дала ему краски, бабушка прогнала с кухни, а брат не взял кататься на лодке. Вдруг он увидел старичка, который направлялся к скамейке. Старичок сел рядом и спросил у Павлика, почему он такой грустный. Мальчик рассказал о своих горестях, о том, что его никто не жалеет. Старичок хитро улыбнулся и пообещал, что откроет ему один секрет: подскажет волшебное слово, которое сделает его просьбы выполнимыми.
Воспитатель : Кто догадался, о каком волшебном слове идет речь?
Дети: Пожалуйста.
Воспитатель : Да, вежливые слово можно назвать волшебными, потому что они помогают исполнить желаемое.
Воспитатель : Иногда в ссоре, если она все-таки произошла, очень трудно удержаться от обидных слов. Но чтобы эти слова не принесли ущерба окружающим, можно их «приручить». Как? А вот как! Представьте, что поссорились два приятеля. Но вдруг оказалось, что они оба забыли все обидные слова, остались лишь слова – названия овощей (фруктов, рыб, птиц, цветов и т. д.) Вот приятели и хотят поругаться, а с их языка слетают только «овощи». Давайте представим, как это будет выглядеть.
Игра «Ругаемся овощами»
(Выбираются два ребенка, которые разыгрывают сценку.)
1-й ребенок: Капуста!
2-й ребенок: Сам – огурец!
1-й ребенок: Редиска!
2-й ребенок: А ты – помидорище!
Педагог задает игравшим детям вопросы:
Легко ли так ругаться?
Что почувствовал каждый?
Возникла ли охота кричать и ссориться?
Воспитатель : Мы с вами научились сдерживать обидные слова, а теперь поучимся придумывать ласковые слова или по другому комплименты. Давайте по очереди будем предавать друг другу вот этот красивый шарик. Пока шарик у вас в руках, вы можете придумать ласковое слово и вместе с шариком передать его своему соседу, а он – своему, и так по кругу.
Игра «Комплименты»
Дети выполняют задание. После выполнения педагог задает вопросы :
Вам понравилось играть в эту игру?
Какие слова были самыми приятными?
Что труднее – произносить обидные слова или приятные?
А что приятнее слышать)
Воспитатель : Ребята, мы с вами уже много уже знаем о вежливых, волшебных словах, а давайте мы сейчас посоревнуемся. Выберите себе картинку и объединитесь в команды
-Задание 1: Объяснить изображения на картинках
-Задание 2: Решение игровых проблемных ситуаций:
1. Выйти с девочкой за дверь или сесть в автобус. Как себя должен вести мальчик? (Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперёд.)
2. Сидят двое взрослых. Они беседуют. Как спросить у одного из них что-либо? ( Надо подойти и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, скажите, пожалуйста, который час)
3. Поздравьте всех присутствующих с хорошим, зимним днем, пожелай им чего – нибудь хорошего.
Воспитатель : Ребята, вы все молодцы и я вам открою маленький секретик в нашем соревновании нет проигравших, а только выигравшие, а как вы думаете почему?
Дети: Потому, что мы вспомнили, как и зачем нужно культурно общаться.
Воспитатель : Правильно, а теперь подойдите ко мне я вручу вам медали вежливых детей.
Вручение медалей
Воспитатель : Внимательно посмотрите на себя, какие вы красивые, какое у вас хорошее настроение. Улыбнитесь и дружно скажите девиз группы
Дети: У нас все со всеми дружат!
Воспитатель : А теперь поиграйте между собой, помня девиз нашей группы.
Литература:
1. Развитие навыков общения ребенка в играх, тренировках, текстах. Т. Б. Мазепина, Ростов-на-Дону, 2012.
2. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. С. С. Бычкова, М., 2010.
3. Лесенка радости. О. В. Хухлаева, М., 2013.
4. Развитие эмоционального мира детей. Н. Л. Кряжева, Ярославль, 2006.
Составила: воспитатель Егорова О. А.