Светлана Торопова
Совместная деятельность с детьми старшего возраста «Загадки муравейника»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная деятельность "Загадки муравейника"
для детей старшей группе
Цель: развивать познавательный интерес к насекомым леса (муравьям, расширить представление детей о муравьях, их значение в жизни леса и сохранение экосистемы, разгадать «тайну муравейника".
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
Формировать знания детей о муравьях в игровой форме, их образе жизни, устройстве муравейника, значение в природе, распределение обязанностей и профессиях в муравьиной семье.
Развивать любознательность, двигательную активность, мелкую моторику, внимательность, логическое мышление
Поддерживать интерес детей к разгадке «тайн муравейника»
Создавать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками, воспитывать навыки сотрудничества в коллективе, чувство ответственности за общее дело.
Использование инновационных технологий для совершенствования совместной деятельности
Способствовать активизации речевой активности детей, пополнить словарный запас.
Совершенствовать умение детей сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщения.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, экран, ноутбук, музыкальный центр, мяч, карта, конверты с частичками муравейника, пенёчки, брёвнышки, стойки, украшения (кольцо, бант, ожерелье, браслет, бусы, мячики Су - джок, соты Кайе, схемы, картинки - подсказки, туннель, макет муравейника, картинки с профессиями муравьёв, подарки лесу (цветы, знаки правил поведения, птицы, угощения для детей (яблоки)
Участники: дети старшей группы, воспитатель, сорока.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Я рада снова нашей встрече, напомню меня зовут Светлана Александровна! Как называется ваша группа?
Дети:
Воспитатель:
Посмотрите, а здесь кроме вас ещё присутствуют гости. Давай - те, друг друга и наших гостей поприветствуем:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю
Всех мы вас приветствуем!
Воспитатель:
Вы любите играть? Поиграем в игру и покажем как вы здесь живёте?
Музыкальная игра "Как живёшь?" (слайд 1)
Влетает сорока:
Ой, беда, беда, беда
Пропала муравьиная нора,
В лесу на муравейник кто-то наступил,
И муравейник разорил!
Беда лесу без муравейника!
Всё пропало, умрет теперь и лес, и птицы.
Ой беда, беда, беда!
Воспитатель: Что же делать нам? Как помочь?
Я сорока - белобока всё знаю, всё вижу и помочь вам смогу, если вы расскажите, как надо себя вести в лесу, ведь вам предстоит отправиться именно туда.
Воспитатель: Ребята, вы знаете правила поведения в лесу?
Дети:
Воспитатель: поиграем в ещё одну игру и покажем свои знания о правилах поведения в лесу! Если вы согласны с данным утверждение вы ловите мяч, если нет отталкиваете.
Игра с мячом "Правила поведения"
1. Надо убирать мусор в лесу, после отдыха
2. Сажать деревья и другие растения в лесу
3. Можно разрушать муравейники
4. Нельзя разорять гнёзда птиц
5. Тушить костры после отдыха
6. Расставлять капканы
7. Слушать громкую музыку
8. Устраивать кормушки для животных
Сорока:
Вижу, правила вы все знаете, вот вам карта. Путешествуя по станциям и преодолев все испытания, получите частички муравейника, вновь его восстановите, тем самым спасете весь мир от беды. Места куда вы должны будите отправиться обозначены моими драгоценностями, найдёте их, найдёте и мои подсказки. Удачи!
Воспитатель: Ну, что поможем, справимся?
Дети:
Воспитатель:
Давай- те, посмотрим карту и определим первую станцию нашего путешествия.
Воспитатель: Внимательно посмотрите на карту ирасскажите, что нам надо будет сделать? Куда нам надо попасть? (в лес)
(Дети рассматривают карту, обсуждаютплан путешествия)
Воспитатель: А как нам попасть в лес? Как Вы думаете? (Предположения детей)
Дети:
Воспитатель:
Есть вошебные слова,которые нам помогут попасть в лес! Готовы, тогда в путь!
Чтобы попасть в лес легко, не надо ехать далеко
Закройте глаза и сделаем шаг назад
теперь в ладоши хлопнем так:
Один хлопок, ещё хлопок
И вот уж виден наш лесок
Добрый лес! Могучий лес! (Руки широко в стороны)
Полон сказок и чудес! (повороты вправо, влево)
Я иду играть сейчас (ходьба на месте)
И зову с собою вас!
(На экране слайд леса, звук шелеста и птиц)
Воспитатель: (слайд 2)
Посмотрите, где мы оказались? ( ответы детей: в лесу, на поляне)
Давай - те, присядем на пенёчки, брёвнышко.
Дыхательная гимнастика
Мы в лес пришли, и дышим глубоко
Дышать в лесу приятно и легко.
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо –
Как угодно.
Воспитатель: Какие звуки вы услышали в лесу? (ответы детей)
Воспитатель: мы попали в лес, а что дальше будем делать? (ответы детей) посмотрите на карту, что нам надо найти.
Дети: кольцо
(Дети находят украшение)
Воспитатель: Вот кольцо, а здесь табличка и картинка мячиков, первое задание:" Кто правильно на вопросы отвечает мячик ёжик получает"
Игра в кругу "Да - нет"
1. Муравей - самый сильный на земле?
2. Муравьи в лесу полезны
3. Муравейник - дом для пчёл?
4. Муравьи любят сладкое
5. Разрешенья не спросил -
Подлетел и укусил. Это муравей?
6. Он работает с утра
Строит дом, несёт дрова. Это муравей?
7. Муравей животное?
8. Муравьи ядовитые?
Воспитатель: А вы знаете, что это за ёжики (ответы детей)Теперь поиграем с ними, разомнём ладошки
Игра с мячиком Су - Джок
Ёжик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Мячик - ёжик мы возьмём,
Покатаем и потрём
Вверх подбросим и поймаем
И иголки посчитаем
Дружно весело играть.
Мячик в руки мы возьмем
(перекладываем мячик с одной руки в другую)
Крепко накрепко сожмем (сжимаем мячик в ладошках)
С ним немножко поиграем (подбрасываем вверх)
В наших ручках покатаем. (катаем мячик в ладошках)
Воспитатель: Как выдумаете справились с первым заданием? Посмотрите, может где-то спрятаны частички муравейника, (Дети находят конверт с частичками муравейника)
Воспитатель:
Что же дальше нам надо найти?
Дети: (бант на стойке)
Воспитатель: Ребята, что это (Дети подходят к столам в виде цветка,на столах соты - Кайе)
Воспитатель: Вы знакомы с этой игрой? Что же нам здесь надо сделать? На картинке вопрос "Чем питается муравей?" Как вы думаете, чем? Посмотрите здесь и подсказки есть, рассмотрим их.
(Дети по картинкам - подсказкам рассказывают чем питаются муравьи)
Воспитатель:
Муравьи большие сладкоежки, они очень любят сладкое, а еще муравьи хищники, они собирают вредных насекомых, которые вредят деревьям и растениям, тем самым спасают их от гибели- это гусеницы, жуки, кузнечиками, саранчой. А ещё они любят пить сок растений и питаются грибами. Всю пищу, которую они находят они несут в муравейник и там распределяют между всеми членами их большой семьи. И нам с вами надо помочь муравьям и приготовить для них угощения. Вот схемы, присаживайтесь, спинки выпрямите и попробуйте справиться с этой задачей. Работаем в парах (гриб, гусеницу, торт, листья).(Одной паре детей схемы не достаётся, дети самостоятельно должны будут придумать что - то для муравьёв)
В ходе самостоятельной деятельности воспитатель помогает, (если это необходимо) поощряет.
Дети рассматривают получившиеся угощения, высказывают свои впечатления, проверяют друг друга по схемам.
Воспитатель: Мы с заданием справились? Значит. (можем найти и другие частички муравейника)
(Дети находят следующий конверт)
Воспитатель: Дальше, куда мы отправляемся?
Дети:
(Подходим к стойке с бусами, с картинкой мирмиколога)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто это?
Дети:
Воспитатель:
Мирмикологи - учёные, которые изучают муравьёв, и всё о них знают, следят за из развитием, узнают и исследуют их повадки и привычки. Они первыми заметили, что с заходом солнца двери в муравейник закрываются, а с восходом солнца открываются. Они очень трудолюбивые, трудятся день и ночь и никогда не спят. А еще они узнали, что у муравьёв есть враги - это кабаны и медведи. Они роют ямы, тем самым разрушают муравейники. Но я знаю одну игру, но главное правило этой игры, всё надо делать молча. Итак будьте внимательными. Надо построится молча по росту, и только потом дружно крикнуть "Медведи и кабаны прочь!". Пока звучит музыка вы спокойно бегаете, но как музыка стихнет вы должны будете молча построится и крикнуть волшебные слова. Запомнили? Что надо сделать!
Подвижная игра (тимбилдинг) "Помоги муравьям"
Воспитатель: Понравилось играть, с помощью такой игры вы сможете помочь и другим животным, людям которым грозить опасность. Мы справились с заданием и можем найти ещё частички муравейника.
(Дети находят конверт)
Воспитатель: какая наша следующая подсказка?
Дети: следующая наша станция там где лежит браслет, ищем
(Дети приходят на полянку)
Воспитатель: Опять нас карта привела на полянку, а на полянке знак "глаз" - как вы думаете, что это значит?
Ответы детей:
Воспитатель: (слайд 4)
Давайте присядем и посмотрим на экран: (на экране появляется муравей)
Кто это нас встречает?
Дети: Муравей
Воспитатель: Следим глазами за муравьём и он возможно привёдет нас к новой подсказке. Только глазами, иначе можем сбиться с пути.
Гимнастика для глаз (слайд 5)
Воспитатель: Отдохнули глазки? Смотрите, муравей приготовил для нас загадки.
загадки от муравья (на экране)
Самый сильный на планете, (слайд 6)
Бегает среди травы.
Дом построит лучший в свете,
На опушке у сосны.
Это — маленький трудяга.
Знаете разгадку вы? (Муравей) (слайд 7)
Кто работает с утра: (слайд 8)
Строит дом, несет дрова,
Тащит целый воз еды,
Мало ест, не пьет воды,
У него полно друзей.
Тот работник – … (Муравей) рассказ о их труде, силе, доброте (слайд 9)
Город, в котором живёт миллион, (слайд 10)
Город, в котором всего один дом,
Город за деревом спрятался с юга,
Похожи жильцы в нём всегда друг на друга. (муравейник) (слайд 11)
Воспитатель: (слайд12)
Ещё один вопрос от муравья : кого пасут и доят муравьи? Ребята,
ответ на этот вопрос мы узнаем из познавательного мультфильма.
Просмотр "Кого пасут и доят муравьи?" (слайд 13)
Воспитатель: кого пасут и доят муравьи (тлю) (слайд 14, а для чего они это делают? (Тля даёт сладкое молочко, которое называется падь) Какие вы новые слова узнали? (падь, транспортировщики, тля, фуражиры)
Воспитатель: мы ответили на вопрос, и можем найти конверт, получить следующие частички муравейника.
Воспитатель:
И осталась у нас последняя станция? Что нам надо найти?
Дети: Ожерелье.
Воспитатель: Пролезем по туннелю и окажемся там, где был муравейник.
(Дети пролезают по туннелю и оказываются у макета леса)
(Дети рассматривают макет леса)
Воспитатель: Вот лесная поляна, вот силуэт муравейника, что дальше будем делать?
Дети:
Воспитатель: Выкладывайте частички муравейника из конвертов, и крепите их к муравейнику.
(Собираем муравейник на макете)
Воспитатель: Вот это дом, какие комнаты у нас получились?
Дети: (царская комната, вход в муравейник, детская, коровник, кладовая, солярий, зимовальная комната, мясная комната)
Воспитатель: Но наш муравейник пустой, давайте поселим в него муравьёв,
у меня есть картинки, которые помогут нам разобраться и расселить муравьёв по их рабочим местам.
Возьмите по одной: как вы думаете какие картинки, для мальчиков, а какие для девочек (Для мальчиков с инструментами, для девочек с весенними цветами). Назовите, какие профессии у ваших муравьёв?
А теперь прикрепляйте их по своим рабочим местам.
Мальчики:
1. Охранники - на верх муравейника
2. Строитель - рядом с муравейником
3. Разведчик - в лесу
4. Пастухи - на поляне
Девочки:
5. Царица - в комнату для царицы
6. Няньки - в детскую
7. Фуражиры - на полянке
8. Дояры - у тлей
(Дети расселяют муравьёв по своим рабочим местам)
Воспитатель: Каждый муравей выполняет свою работу, а ещё как называют лесных муравьёв? (Санитары леса). Как вы думаете почему?
Дети:
Воспитатель: Они собирают мусор, рыхлят землю, спасают деревья от вредных насекомых. Муравьи помогают птицам принимать воздушные ванны. Птицы опускаются на муравейник, вытягивают крылья и так сидят несколько минут. Муравьи ползают по птице, выделяют кислоту и уничтожают вредных насекомых, которые кусают птиц. (слайд 17)
А самый опасный враг - это человек. Люди разрушают муравейники, оставляют мусор загрязняя окружающую среду. Но мы с вами сделали доброе дело, спасли и восстановили муравейник, тем самым и спасли жизнь природе, животным, птицам. Что мы должны всегда помнить и соблюдать?
Дети: Соблюдать правила поведения в лесу.
Воспитатель: Понравилось ли вам наше путешествие?
Если понравилось подарите лесу то, что ему полезно, (знаки, цветы, птички, бабочки)
Воспитатель: А лес вас тоже порадует своими плодами - этими лесными яблочками.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад:
Из леса выход найти нам легко
Не надо лететь далеко, далеко
Закройте глаза и сделайте шаг вперёд
Один хлопок, ещё хлопок
И вот уж виден детский наш садок.
Воспитатель: Ребята не забудьте рассказать другим ребятам знакомым, как важно беречь природу и всё живое вокруг. А главными вашими помощниками будут книги, энциклопедии, взрослые. А где ещё можно узнать о природе, птицах, животных? А о чём бы вам ещё хотелось узнать? Какие загадки леса разгадать?
Дети:
Воспитатель: Спасибо за помощь, надеюсь мы с вами ещё увидимся!